Электронное портфолио обучающегося начальной школы

Введение электронного портфолио обучающегося начальной школы.

Т.Н.  Фроловская, учитель информатики и ВТ

МБОУ Гимназия №6, г. Междуреченск,

Кемеровская область

Требования ФГОС НОО к развитию комплексного подхода в оценочной деятельности   реализуется в  МБОУ Гимназия № 6 города через внедрение портфолио обучающегося как способа фиксирования, накопления и оценки индивидуальных   образовательных  достижений обучающегося на уровне начального общего образования. Портфолио  дополняет традиционные контрольно - оценочные средства и  позволяет  учитывать результаты, достигнутые обучающимися в разнообразных видах деятельности: учебной, интеллектуальной, творческой,  социальной,  коммуникативной, спортивной и  других.

Введение портфолио в гимназии предполагает следующие результаты:

- формирование  умений  к самоопределению, самопознанию, самореализации,  способности обучающегося к непрерывному образованию и самообразованию;

- формирование  умений  планировать (действия, объём работы, темп её выполнения), осуществлять самоконтроль (коррекцию), самооценку;

- формирование умения осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий с использованием учебной литературы и справочной литературы;

- формирование умения учитывать позицию собеседника, организовывать и осуществлять сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками.

Использование портфолио способствует  формированию у обучающихся культуры мышления, логики, умений анализировать, обобщать, систематизировать, классифицировать,  формированию самооценки, включая осознание своих возможностей в учении, способности адекватно судить о причинах своего успеха/неуспеха в учении, умения видеть свои достоинства и недостатки, уважать себя и верить в успех.

         К моменту введения портфолио в гимназии, появилось множество вариантов «бумажных» портфолио ученика начальной школы, с красочным оформлением и разнообразными разделами внутри. Многие варианты  портфолио были рассчитаны на текущий год, многие портфолио отличаются объемностью. Такой портфолио не обладает достаточной мобильностью.

В нашей образовательной организации эта проблема решается с помощью электронного портфолио. Имея доступ к интернету, обучающийся может в любое время и в любом месте предъявить его, описать свои достижения, рассказать о своих увлечениях, представить свои работы. Электронное портфолио реализуется на сайте электронной школы в личном кабинете обучающегося https://cabinet.ruobr.ru/ и имеет следующую структуру.

 

 

 

            Вкладка «Обо мне» является титульной страницей портфолио, которая содержит основную информацию, краткие сведения о ребёнке, увлечения, кружки. Информацию можно изменять, добавлять новые сведения о себе. Для этой страницы использовался шаблон резюме. Умение написать резюме одно из важнейших требований к выпускникам.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Одним из разделов вкладки «Моя учёба», является раздел «Статистика». В ней наглядно, с помощью графиков, виртуальных медалей (золото, серебро, бронза), кубков разного размера и достоинства показана успеваемость ребёнка по предметам, за текущий учебный год. Так же есть предупреждающий сигнал красного цвета, который заставляет ребёнка и родителей обратить внимание на предмет с низкой успеваемостью. Средний бал позволяет учителям и классному руководителю вести рейтинг успеваемости среди учащихся класса, параллели.

Вкладка «Мой календарь» состоит из разделов: «Календарь мероприятий», «Мои мероприятия», «Приглашения», «Статистика участия».

«Календарь мероприятий» содержит сведения о мероприятиях, проводимых в рамках школьных предметов, воспитательной работы по следующим направлениям: интеллектуальное, творческое, спортивное, волонтёрское, гражданско – патриотическое. Учитель, организатор или куратор мероприятия, создаёт и описывает его в «Календаре событий». К этому мероприятию могут присоединиться и другие учителя, организовать его проведения в своём классе. Мероприятия каждого направления выделяются в календаре с помощью цвета, ему даётся полное описание.  Обучающийся совместно с учителями, родителями имеет возможность сделать выбор того или иного мероприятия, поставив знак участия на нем со своей странички. При этом на страничках учителей формируются списки участников.

Раздел «Мои мероприятия» - список мероприятий, в которых обучающийся желает принять участие, содержащий название мероприятий и полные сведения о них.

«Приглашения» - раздел, где обучающийся может создавать команды для участия в олимпиадах и мероприятиях (если это предусмотрено).

Провести анализ проделанной работы поможет раздел «Статистика участия». Здесь в виде диаграммы показана доля участия в мероприятиях разных направлений, по различным этапам проведения (школьный, районный, муниципальный, региональный, федеральный, заключительный, всероссийский, международный). Чтобы провести анализ обучающийся выбирает уровень и направление, диаграмма показывает, сколько всего мероприятий проведено и в скольких он принял участие.

Вкладка «Мои достижения» состоит из страничек: «В школе», «Прочие достижения», «Мои работы».

Со страничкой достижений «В школе» работают учителя, которые проводили конкурсы и мероприятия. Автоматически после прикрепления наградного материала, у ребёнка высвечивается название, уровень мероприятия, статус участника, место (если есть), так же учитель может оставлять комментарии к наградам.  Электронные наградные материалы высылаются организаторами бесплатно, что удешевляет стоимость участия и позволяет привлечь больше ребят. В зависимости от  результата участия, рядом с наградой прикрепляется кубок (золотой, серебряный, бронзовый).  При желании родители могут скачать награду с сайта и напечатать.

Страничка «Прочие достижения» обучающийся заполняет совместно с родителями, прикрепляет электронные (отсканированные или сфотографированные) наградные материалы, обязательно с полным описанием мероприятия (название, направление, уровень, дата проведения, результат).

 

 

 

 

«Мои работы» - страничка, где обучающийся (совместно с родителями) прикрепляет электронные варианты работ:

  - Проектные работы – указывается тема проекта, дата создания работы. Возможно приложение в виде фотографий, текста работы электронном варианте.

   - Исследовательские работы и сообщения – указываются название работы, даётся описание работы, дата создания. Возможно приложение в виде фотографий, текста работы электронном варианте.

  - Техническое творчество – модели, макеты, приборы прикладываются в виде фотографий, текста работы в электронном варианте. Указывается название работа, даётся её краткое описание.

  - Работы по искусству – прикладывается отсканированное или сфотографированное  изображение работ, фиксируется участие в выставках, результативность.

  - Другие формы творческой активности: участие в классных и общешкольных КТД, концертах, ярмарках и других мероприятиях. Указывается название мероприятия, время его проведения, форма участия, результаты, прилагаются фотоматериалы, оформленные в коллаж, альбом.

    Одна из важнейших вкладок «Лист самооценки». Содержит таблицу, с помощью которой обучающийся проводит самоанализ в конце учебного года по итогам проведённой работы. В этой же таблице рядом с самооценкой обучающегося учитель (классный руководитель) делает анализ проведённой работы и достигнутых результатов. В таблице ставится «+» напротив тех умений, которыми обучающийся овладел, «-» - отмечают те умения, которыми не овладели.

 

Лист оценки общеучебных умений

ОБЩЕУЧЕБНЫЕ УМЕНИЯ  

Оценка

УМЕНИЕ ОРГАНИЗОВАТЬ СВОИ ДЕЛА

Я

Учитель

1 класс

Определяю цель работы на уроки с помощью учителя.

 

 

Проговариваю порядок действий на уроке.

 

 

Высказываю свое предложение (версию).

 

 

Работаю по предложенному плану.

 

 

Даю оценку работы класса на уроке.

 

 

Отличаю верно выполненное задание от выполненного не верно.

 

 

2 класс

Определяю цель работы на уроке с помощью учители самостоятельно.

 

 

Нахожу и формулирую проблему урока вместе с учителем.

 

 

Планирую работу на уроке.

 

 

Высказываю свою версию, предлагаю способ её проверки.

 

 

Работая по плану, использую учебник, простейшие приборы и инструменты.

 

 

Определяю, успешно ли выполнено задание в диалоге с учителем.

 

 

3 – 4 классы

 

3 кл

4 кл

3кл

4кл

Самостоятельно формулирую цели урока после предварительного обсуждения.

 

 

 

 

Учусь обнаруживать и формулировать учебную проблему вместе с учителем.

 

 

 

 

Работая по плану, сверяю свои действия с целью и , если нужно, исправляю ошибки с помощью учителя. 

 

 

 

 

В диалоге с учителем оцениваю выполнение своей работы и работы всех.

 

 

 

 

 

УМЕНИЕ ПОЛЬЗОВАТЬСЯ ИНФОРМАЦИЕЙ

 

 

1 класс

Отличаю новое от уже известного с помощью учителя.

 

 

Ориентируюсь в учебнике.

 

 

Нахожу ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и знания, полученные на уроке.

 

 

Делаю выводы на уроке вместе с учителем.

 

 

Сравниваю и группирую предметы.

 

 

Подробно пересказываю не большие тексты, называю их тему.

 

 

2 класс

Понимаю, что мне нужна дополнительная информация.

 

 

Ищу и нахожу нужную информацию в разных источниках.

 

 

Наблюдаю и делаю самостоятельные выводы.

 

 

Составляю простой план небольшого текста – повествования.

 

 

 

 

3кл

4кл

3кл

4кл

3 – 4 классы

Самостоятельно предполагаю, какие знания нужны для решения учебной задачи.

 

 

 

 

Отбираю источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников.

 

 

 

 

Нахожу информацию в текстах, таблицах, схемах, иллюстрациях и др.

 

 

 

 

Сравниваю и группирую факты и явления.

 

 

 

 

Определяю причины явлений, событий.

 

 

 

 

Делаю выводы на основе обобщения знаний.

 

 

 

 

Представляю информацию в виде текста, таблицы, схемы.

 

 

 

 

 

УМЕНИЕ ОЦЕНИВАТЬ ТО, ЧТО ПРОИСХОДИТ ВОКРУГ

1кл

2кл

1кл

2кл

1–2 классы

 Отмечаю конкретные поступки и оцениваю их как хорошие или плохие.

 

 

 

 

Объясняю, почему конкретные поступки можно оценить как хорошие или плохие.

 

 

 

 

Самостоятельно определяю и называю самые простые, общие для всех людей правила поведения.

 

 

 

 

Выбираю, какой поступок совершить.

 

 

 

 

3–4 классы

 

3кл

4кл

3кл

4кл

Отделяю поступки от самого человека.

 

 

 

 

В предложенных ситуациях отмечаю конкретные поступки, которые нельзя однозначно оценить как хорошие или плохие (потому что разные люди из разных групп общества оценивают их по-разному).

 

 

 

 

 

УМЕНИЯ ОБЩАТЬСЯ

1кл

2кл

1кл

2кл

1 – 2 классы

Оформляю свою мысль в устной и письменной речи (одно предложение или небольшой текст).

 

 

 

 

Учу наизусть стихотворение, прозаический фрагмент.

 

 

 

 

Умею слушать и понимать речь других.

 

 

 

 

Выразительно читаю и пересказываю текст.

 

 

 

 

Вступаю в беседу на уроке и в жизни.

 

 

 

 

Умею договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.

 

 

 

 

Учусь выполнять различные роли в группе (лидер, исполнитель, критик).

 

 

 

 

 

 

3кл

4кл

3кл

4кл

3 – 4 классы

Оформляю свои мысли в устной и письменной речи с учётом учебных и жизненных речевых ситуаций.

 

 

 

 

Высказываю свою точку зрения и пробую её обосновать, приводя аргументы.

 

 

 

 

Слушаю других, пробую принимать другую точку зрения.

 

 

 

 

Читаю вслух и про себя тексты учебников и при этом:

  • Прогнозирую будущее чтение;
  • Ставлю вопросы к тексту и ищу ответы;
  • Проверяю себя;
  • Отделяю новое от известного;
  • Выделяю главное;
  • Составляю план.

 

 

 

 

Выполняю различные роли в группе, сотрудничаю в совместном решении проблемы (задачи).

 

 

 

 

Уважительно отношусь к позиции другого, пытаюсь договориться.

 

 

 

 

                 

 

        Работа с портфолио обучающегося начальной школы  ведётся совместными усилиями  детей, родителей, учителей, классных руководителей. Основную часть материала (работы, награды, полученные вне школы) собирают сами дети.

Учитель, классный руководитель:

  • является консультантом и помощником, обучает основам ведения портфолио;
  • координирует деятельность в данном направлении: организует выставки, презентации портфолио, информирует обучающихся о конкурсах и форумах различного рода и уровня;
  • способствует вовлечению обучающихся в различные виды деятельности;
  • отслеживает индивидуальное развитие обучающегося;
  • является ответственным за внедрение в образовательный процесс в рамках своих полномочий современного метода оценивания портфолио;
  • подтверждает достоверность достижений учащегося.

Родители:

  • помогают в заполнении портфолио;
  • осуществляют контроль за исполнением портфолио.

    По итогам каждого года обучения проводятся заключительные мероприятия по предъявлению портфолио. Они могут быть двух уровней: классными – по итогам 1, 2, 3 классов, и школьными – по итогам 4 класса. В жюри конкурса портфолио входят обучающиеся старшей школы, учителя и родители. Для оценивания портфолио разработана бальная, накопительная оценка.

    Номинации для поощрения работы с портфолио:

  • « Самый полный портфолио»;
  • « За лучшее оформление работ»;
  • « За многогранность таланта»;
  • « За трудолюбие»;
  • « За творческие достижения»;
  • Другое.

Что же даёт электронное портфолио учителям?

  1. Возможность работать с портфолио в любое удобное время при наличии доступа в интернет;
  2. Автоматизированный подсчёт количества участников мероприятий;
  3. Статистика участия в мероприятиях по направлениям;
  4. Рейтинг самых активных и успешных участников.

         Всё это упрощает написание отчётов, справок, позволяет вовремя включить в деятельность ребят, проявляющих малую активность, увидеть наклонности и приоритеты обучающихся.

         Введение портфолио призвано повысить образовательную активность школьников, уровень осознания ими своих целей и возможностей. Задача учителей сделать эту работу более привлекательной и простой. Электронное портфолио полностью отвечает этим задачам, повышает интерес к такой работе, а так же позволяет шагать в ногу со временем учебным организациям.