РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «МАЛАЯ АКАДЕМИЯ НАУК» 1-4 классы

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Гимназия №6 имени С.Ф. Вензелева»

 

 

Обсуждено на заседании

Методического совета

Протокол №2

От 5 сентября 2014 год

 

 

Утверждаю

Директор МБОУ Гимназия №6

Г.А. Четверухина

Приказ № 321-п

От 11 сентября 2014 год

 

 

 

 

 

 

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
 

«МАЛАЯ АКАДЕМИЯ НАУК»
 

1-4 классы

 

 

 

ОБЩЕИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ

 

 

 

 

Составители: Золотарева И.Б., Смирнова Е.Л.,

Быкова И.В., Гугнина С.А.,

 Чуприна Е.С., Ускова И.И.,

учителя начальных классов

 

 

 

 

 

 

 

 

Пояснительная записка.

Рабочая программакурса внеурочной деятельности «Малая академия наук»разработана на основе требований к результатам освоения ООП НОО МБОУ Гимназия №6, Программы формирования универсальных учебных действий на уровне начального общего образования,  составлена на основе Программы «Малая академия наук», составители И.П.Аносова, Н.И. Козлова и др.

Актуальность данной программы в том, что она повышает уровень познавательных интересов обучающихся, мотивацию к учебному процессу,расширяет круг интересов, не входящих в школьную программу. Программа направлена на формирование интеллектуальной, творческой микросреды обучающихся на уровне начального общего образования, формирование нравственных, духовно-эстетических качеств личности обучающихся.

 

Общая характеристика курса

Тематическая программа курса «Малая академия наук» реализует общеинтеллектуальноенаправление внеурочной деятельности

Цель программы:формирование устойчивых познавательных интересов, умений и навыков мыслительной деятельности (УУД), творческой инициативы и самостоятельности в поисках способов решения поставленных задач.

Задачи программы:

1. Развивать способности к мыслительным операциям (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, а также их производные) – творчеству и абстрагированию.

2. Развивать такие качественные характеристики мышления, как глубина, самостоятельность, критичность, гибкость, вариативность.

3. Обучить способам самостоятельной организации учебной деятельности (мотивация, планирование, самоконтроль, рефлексия при выполнении исследовательских и проектных работ).

4. Способствовать расширению кругозора.

5. Обучать работе с различными источниками информации.

6. Развивать коммуникативную компетентность, самостоятельность и ответственность через парную и групповую работу, интерактивные формы взаимодействия.

7. Создавать условия для самореализации обучающихся - свободы и умения достигать своих индивидуальных целей в окружающей среде во взаимодействии с другими людьми.

Структура занятий:

1. Разминка: игры или тренинги на развитие памяти, внимания, воображения, речи, мышления.

2. Основное занятие: игра, викторина, исследование, решение поставленной задачи в группах, презентация работы. Смена видов деятельности сопровождается физминуткой.

3. Рефлексия.

Принципы организация занятий:

1. Принцип разностороннего развивающего воздействия на интеллект обучающегося.

Учитель подбирает и составляет упражнения, в процессе выполнения которых у обучающихся вырабатывается и совершенствуется ряд интеллектуальных качеств: мышление, внимание, память, речь.

2. Принцип действенного подхода к обучению заключается в поиске обучающимися собственных, неординарных путей решения проблем, в максимальной степени активизируется мыслительная деятельность.

3. Принцип обоснованного ответа. Формируются задания таким образом, что обучающиеся оказываются поставленными перед необходимостью обосновывать свою точку зрения, свой вариант решения проблемы.

4. Принцип сотрудничества, делового партнерства учителя и обучающихся.

Методы: проблемного обучения, частично–поисковый, исследовательский.

Применяемые технологии: технология развития критического мышления через чтение и письмо, игровые, групповые, метод проектов.

Формы занятий: творческие лаборатории, экскурсии, виртуальные путешествия, интеллектуальные марафоны, ученый совет, ролевая игра, устный журнал, мини-исследование, практическая работа.

 

Описание места курса в плане внеурочной деятельности.

Программа курса «Малая академия наук» реализуется в рамках общеинтеллектуального направления, рассчитана на четыре года для обучающихся 1-4 классов.

Программа состоит из 4 блоков – предметных кафедр:

  • Основы окружающего мира и здоровьесбережение.
  • Начальные основы математики
  • Начальные основы русского языка
  • Основы литературного чтения

На каждый блок отводится 8-10 часов.

На реализацию программы предусмотрено 135 часов, из них в 1 классе – 33ч, во 2-4 классах по 34 часа. Итоговые занятия проводятся в форме парада наук и интеллектуального марафона. Интеграция предметных знаний осуществляется через выполнение проектов.

 

Описание ценностных ориентиров содержания курса внеурочной деятельности.

Ценностные установки духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся  на уровне начального общего образования согласуются с традиционными источниками нравственности, которыми  являются следующие ценности:

•          патриотизм (любовь к России, к своему народу, к своей малой родине; служение Отечеству);

•          социальная солидарность (свобода личная и национальная; доверие к людям, институтам государства и гражданского общества; справедливость, милосердие, честь, достоинство);

•          гражданственность (правовое государство, гражданское общество, долг перед Отечеством, старшим поколением и  семьей, закон и правопорядок, межэтнический мир, свобода совести и вероисповедания);

•          семья (любовь и верность, здоровье, достаток, почитание родителей, забота о старших и младших, забота о продолжении рода);

•          труд и творчество (творчество и созидание, целеустремленность и настойчивость, трудолюбие, бережливость);

•          наука (познание, истина, научная картина мира, экологическое сознание);

•          традиционные российские религии. Учитывая светский характер обучения в государственных и муниципальных  школах, ценности традиционных российских религий принимаютсяобучающимися в виде системных культурологических представлений о религиозных идеалах;

•          искусство и литература (красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие);

•          природа (жизнь, родная земля, заповедная природа, планета Земля);

•          человечество (мир во всем мире, многообразие культур и народов, прогресс человечества, международное сотрудничество).

Процесс превращения базовых ценностей в личностные ценностные смыслы и ориентиры требует включения обучающегося в процесс открытия для себя смысла той или иной ценности, определения собственного отношения к ней, формирования  опыта созидательной реализации этих ценностей на практике. 

 

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения программы курса внеурочной деятельности

В результате освоения содержания программы обучающиеся получают возможность развить общеучебные умения и навыки, освоить способы деятельности, научиться мыслить критически, находить вариативные пути решения поставленных учебных задач. Сочетание урочной и внеурочной деятельности младших обучающихся на основе реализации программы «Малая академия наук» позволит получить следующие личностные, метапредметные и предметные результаты воспитания обучающихся:

1. Личностные отражают систему ценностных ориентаций обучающегося, его отношение к окружающему миру, личностные качества. Личностные результаты обучающегося фиксируются учителем в его портфолио.

Портфолио в рамках программы «Малая академия наук» включает творческие работы обучающегося – рефераты, проекты, рисунки, презентации, сочинения; различные награды, полученные за успехи во внеурочной деятельности (дипломы,похвальные грамоты, благодарности). Различные диагностики, анкеты и наблюдения заобучающимся позволят отследить динамикуобщеинтеллектуального развития.

2. Достижение предметныхрезультатов обеспечивается за счет основных учебных предметов и продолжения их линий в содержании предметных кафедр, поэтому объектом оценки предметных результатов является способность обучающихся решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи. Отслеживание результативности достижений обучающихся предполагает проведение мониторинга, участие в интеллектуальных конкурсах «ЭМУ».

3. Метапредметные раскрываются через умения и универсальные учебные действия. Оценка метапредметных результатов предполагает оценку обучающихся (регулятивных, коммуникативных, познавательных), т. е. таких умственных действий обучающихся, которые направлены на анализ своей познавательной деятельности и управление ею. Основное содержание оценки метапредметных результатов на уровне начального общего образования строится вокруг умения учиться. Оценка метапредметных результатов проводится в ходе различных процедур таких, как решение задач творческого и поискового характера, проектирование.

Формы представления результатов:

– устная оценка успешности результатов, формулировка причин неудач и рекомендаций по устранению затруднений;

– портфолио;

– результаты психолого-педагогических исследований, иллюстрирующих динамику развития отдельных интеллектуальных и личностных качеств обучающегося, УУД.

Критериями оценивания:

1. Соответствие полученного результата поставленной учебной задаче:

– «удержание» цели деятельности в ходе решения учебной задачи;

– выбор и использование целесообразных способов действий;

– определение рациональности (нерациональности) способа действия.

2. Планирование, контроль и оценка учебных действий. Освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии:

– составление плана пересказа учебно-познавательного текста;

– контроль (самоконтроль) процесса и результата выполнения задания;

– нахождение ошибок в работе (в том числе собственной);

– адекватная самооценка выполненной работы;

– восстановление нарушенной последовательности учебных действий.

3. Использование знаково-символических средств, представления информации:

– чтение схем, таблиц, диаграмм;

– представление информации в схематическом виде.

4. Овладение логическими действиями и умственными операциями:

– выделение признака для группировки объектов, определение существенного признака, лежащего в основе классификации;

– установление причинно-следственных связей;

– сравнение, сопоставление, анализ, обобщение представленной информации;

– использование базовых предметных и метапредметных понятий для характеристики объектов окружающего мира.

5. Речевые средства и средства информационных и коммуникативных технологий:

– составление текста–рассуждения;

– выбор доказательств для аргументации своей точки зрения;

– использование обобщающих слов и понятий.

6. Смысловое чтение:

– овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами;

– осознанное построение речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации;

– составление текстов в устной и письменной формах.

7. Различные способы поиска и использования информации:

– поиск значения слова по справочнику;

– определение правильного написания слова;

– «чтение» информации, представленной разными способами.

 

Содержание курса

Программа курса внеурочной деятельности «Малая академия наук» рассчитана на четыре года.

Первый год – 33 часа, предназначен для обучающихся 1 классов. Состоит из четырёх разделов:

Раздел 1. Основы окружающего мира и здоровьесбережение (8 часов, 6 их которых - практических) Содержание занятий: В здоровом теле – здоровый дух;По рецептам Гиппократа, или Война с полуфабрикатами и гамбургерами;Овощи, ягоды и фрукты – витаминные продукты;В царстве волшебной природы; Кто лучше всех знает животных;Следы птиц;Настроение цветов; Тонет - не тонет.

Раздел 2. Начальные основы математики (8 часов, 2 из которых практических). Содержание занятий: Путешествие в страну Геометрию, Мастерская форм, Час весёлой математики, Задачи на сравнение и различие, Арифметическое ассорти, Магазин головоломок, Теремок «Смекалка», Математический КВН.

Раздел 3. Начальные основы русского языка (8 часов, 6 из которых практических) Содержание занятий: Увеличь слово,Спрятанные имена,Зашифрованные слова,Пирамида из слов,Крылатые выражения с числами,Волшебные фразы из фильмов и книг,Говорим правильно, взяв в помощники словари, Переплетённые слова. Составление кроссвордов и сканвордов

Раздел 4. Основы литературного чтения (9 часов, 5 из которых практических.) Содержание занятий:Рисование и составление рассказа на тему «Я люблю, Дорогами сказок,В стране  «Вообразилии»,Литературно-музыкальное лукоморье,Добрая пословица ко времени молвится,«На золотом крыльце сидели…»,Кто такой Царь Горох?,

Второй год-34 часа для обучающихся 2 классов.

Раздел 1. Основы окружающего мира и здоровьесбережение (8 часов, 5 их которых - практических) Содержание занятий: Занимательное о природе,Учёные утверждают,Путешествие по карте,По знаменитым местам мира,Загадки лесовичка,Валеологический светофор,Я здоровье сберегу – сам себе я помогу,Туристическая эстафета «Тропинка здоровья»

Раздел 2. Начальные основы математики (8 часов, 5 из которых практических). Содержание занятий: Математический цирк. Великие математические фокусы,Затейные задачи,Геометрические головоломки,Упражнения со спичками,Морской бой,Игры с числами и предметами,Миг удачи (экономическая игра),Математическая лесенка

Раздел 3. Начальные основы русского языка (8 часов, 3 из которых практических) Содержание занятий: Магия слова,Конструктор слов,Игрословицы,Волшебные превращения слов,Страна анаграмм,Путешествие в страну Фразеологию,Как слово наше отзовётся (слова-паразиты и как с ними бороться),Игра «Запрещённая буква»,Умники и умницы «Язык мой – друг мой».

Раздел 4. Основы литературного чтения (10 часов, 5 из которых практических.) Содержание занятий:Литературные витражи,Русские потешки,Слово, чувство, образ;Эмоции, мимика, жесты; Удивительный мир сказок К.Чуковского;Новые приключения Колобка и Серого волка;Добро и зло;Талантливый читатель.

Третий год – 34 часа для обучающихся 3 классов.

Раздел 1. Основы окружающего мира и здоровьесбережение (8 часов,  их которых - практических) Содержание занятий: Мы шагаем по планете;Природа в опасности;Лесные детективы;Как защищаются растения и животные;Экотеремок (экологическая сказка);Мы и наше здоровье;Парад вредных привычек;Умники и умницы.

Раздел 2. Начальные основы математики (8 часов, 5 из которых практических). Содержание занятий: Математические сказки и старинные истории;Головоломные размещения и перестановки;Магические квадраты;Цифры в ребусах;Безмерные линейки (старинные меры длины);Сколько пищи человек поглощает за свою жизнь, или о числах – великанах;Страна волшебных рек (задачи на переливание);Математический турнир знатоков

Раздел 3. Начальные основы русского языка (8 часов, 3 из которых практических) Содержание занятий: Грамматейка;Из истории слова;Слог за слогом;Путешествие в страну слов;В гостях у частей речи;Солнце и ножницы (слова, употребляемые только в ед. или мн. числе);Говорю правильно;Олимпиада по русскому языку

Раздел 4. Основы литературного чтения (10 часов, 7 из которых практических.) Содержание занятий:Литературный ринг; Буратино против Мюнхгаузена;Весна глазами поэтов, художников, композиторов;Костюмы сказочных героев;Проще простого (Сочини сказку по опорным словам;Сказка-загадка;Буриме (литературная игра в сочинении стихов);Об одном по разному (пословицы разных народов);Сказка и рассказ;Литературная гостиная.

Четвёртый  год – 34 часа для обучающихся 4 классов.

Раздел 1. Основы окружающего мира и здоровьесбережение (8 часов,  5их которых - практических) Содержание занятий: Мы – жители Земли;Красная книга природы;Экологический светофор;Письмо зелёному другу;Лесная аптека;Лес благодарит и сердится;Примечательные чужеземцы;Злой волшебник - табак

Раздел 2. Начальные основы математики (9 часов, 5 из которых практических). Содержание занятий:Поляна математических идей; Выбираю правильный путь;Семь раз отмерь, один раз отрежь;Римские цифры;Задания с числами;Числовые головоломки;Здоровьесберегающая математика (составление режима дня и меню);Математические гонки;Зигзаг удачи.

Раздел 3. Начальные основы русского языка (8 часов, 6 из которых практических) Содержание занятий: Проектные задачи по русскому языку (состав слова);Встану на дорожку, всем подставлю ножку (о роли запятых в предложении);Биография одного слова (работа со словарями по заданному алгоритму);Культура диалога;Движение от простого к сложному (распространение простого предложения);Написание эссе;Решение орфографических задач;Олимпиадный дождь.

Раздел 4. Основы литературного чтения (9 часов,3 из которых практических.) Содержание занятий:Волшебная карета;День приветствий;Старые пословицы на новый лад (составление книжки-малышки);По страницам легенд и мифов;Басни И.А.Крылова;Портрет, как отражение внутренней жизни человеческой души;Эрудит – марафон;Папа, мама, я  - читающая семья.

 

Тематическое планирование с определением основных видов деятельности обучающихся

Первый год – 33ч

№ п/п

№ урока

Раздел. Основные темы раздела.

Основные знания

Виды деятельности

Основы окружающего мира и здоровьесбережение-  8 ч

1

1

В здоровом теле – здоровый дух

Что такое здоровье.

Заботиться и укрепление  здоровья.

Подвижные игры.

2

2

По рецептам Гиппократа, или Война с полуфабрикатами и гамбургерами

Состав продукта. Вредные и полезные продукты.

Мини-исследование изучение  состава продукта по этикетке.

3

3

Овощи, ягоды и фрукты – витаминные продукты

Польза  овощей и фруктов, приготовление пищи из них.

Игра-демонстрация «Как приготовить салат?»

4

4

В царстве волшебной природы

Среда обитания.Живая и неживая природа

Работа в группах по алгоритму, выявление признаков живой и неживой природы.

5

5

Кто лучше всех знает животных

Место обитания животных.

Игра-эстафета.

6

  6

Следы птиц

Место обитания птиц.

Экскурсия «места обитания птиц», наблюдение за птицами.

   7

 7

Настроение цветов

Классификация цветов по разным признакам.

Составление словарика на тему «Цветы»

  8

 8

Тонет - не тонет.

Признаки предметов, которые тонут, которые не тонут.

Практическая работа. Исследование  предметов:  какие предметы тонут, а какие - нет

Начальные основы математики – 8ч

9

1

Путешествие в страну Геометрию

Признаки геометрических фигур.

Виртуальное путешествие в мир геометрических фигур.

10

2

Мастерская форм

Предметы из знакомых геометрических фигур

Мастерская идей: изготовление предметов из геометрических фигур.

11

3

Час весёлой математики

Знать, как решаются занимательные задачи

КВН. Решение занимательных задач

12

4

Задачи на сравнение и различие

Общие признаки и отличия.

Практикум, выявление общих и отличительных признаков.

13

5

Арифметическое ассорти

Устные приёмы вычислений.

Конкурс решение задач на смекалку.

14

6

Магазин головоломок

Математические ребусы и головоломки.

Аукцион, решение математических ребусов и головоломок.

15

7

Теремок «Смекалка»

Математические ребусы и головоломки.

Практикум, решение математических ребусов и головоломок.

16

8

Математический КВН

Устные приёмы вычислений, уметь решать задачи на смекалку.

Конкурс, решение задач на смекалку.

Раздел 3. Начальные основы русского языка -8ч

17

1

Увеличь слово

Правила написания слов.

Орфографическая эстафета

18

2

Спрятанные имена

Слог. Смысл слов.

Игра «Шерлок Холмс»

19

3

Зашифрованные слова

Приёмы расшифровки слов, записанных цифрами

Игра «Шифровальщик»

20

4

Пирамида из слов

Подбирать слова по заданию

Мастерская слова, подбор слова по заданию

21

5

Крылатые выражения с числами

Крылатые выражения

Аукцион крылатых выражений.

22

6

Волшебные фразы из фильмов и книг

Знать волшебные фразы из сказок, фильмов

Викторина «Волшебные фразы из сказок»

23

7

Говорим правильно, взяв в помощники словари

Расположение слов в  словаре

Практикум. Работа со словарём

 

24

8

Переплетённые слова. Составление кроссвордов и сканвордов

Кроссворды и сканворды

Практикум. Составление кроссордов, сканвордов.

Раздел 4. Основы литературного чтения  – 9ч

25

1

Рисование и составление рассказа на тему «Я люблю»

Рассказ, словесное рисование

Конкурс рассказов.

26

2

Дорогами сказок

Сказки авторские и народные

Викторина по сказкам.

27

3

В стране Вообразилии

Сюжет сказки

Конкурс сказок.

28

4

Литературно-музыкальное лукоморье

Презентация сказки

Театр-экспромт

29

5

Добрая пословица ко времени молвится

 Пословицы

Устный журнал, обсуждение смысла пословиц.

30

6

«На золотом крыльце сидели…»

Пестушки, потешки, считалки

Устный журнал. Чтение пестушек, потешек, считалок.

31

7

Кто такой Царь Горох?

 Фразеологизмы

Устный журнал. История фразеологических оборотов.

32

8

История появления слов

Происхождение слов

Практическая работа. Работа со словарями.

33

9

Викторина по русским народным сказкам

Русские народные сказки

Викторина по сказкам.

Второй год – 34ч

 Раздел 1. Основы окружающего мира и здоровьесбережение- 8ч

34

1

Занимательное о природе

Живая природа, многообразие живой природы, жизнь растений  и животных, отношение человека к растениям и животным.

Устный журнал «Оживи героя», рассказ о животном или растении

35

2

Учёные утверждают

Сравнение, классификация объектов.

Игра «Веришь – не веришь»

36

3

 

Путешествие по карте

Условные обозначения на карте, глобусе, способы  получения  информации из карты.

Практическая работа «получение информации из карты»

37

4

По знаменитым местам мира

Источники информации об известных музеях мира, чудесах света, о  жизни людей в разных странах.

Виртуальное путешествие по музеям мира.

 

38

5

Загадки лесовичка

Лес, его обитатели, явления живой и неживой природы.

Интеллектуальный марафон

39

6

 

Валеологический светофор

Способы  формирования  здорового образа жизни. Вредные привычки.

Подвижные игры.

40

7

Я здоровье сберегу – сам себе я помогу

Факторы, укрепляющие  здоровье

Игра-путешествие

41

8

Туристическая эстафета «Тропинка здоровья»

Факторы, укрепляющие здоровье.

Эстафета

Раздел 2. Начальные основы математики- 8ч

42

1

Математический цирк. Великие математические фокусы

Решение задач на превращение и угадывание чисел

Игра-соревнование по решению задач.

43

2

Затейные задачи

Решение занимательных задач

КВН.

44

3

Геометрические головоломки

Геометрические фигуры, простые фигуры и сложные.

Игра «Посидим-подумаем»

45

4

Упражнения со спичками

Геометрические фигуры.

Тренинг. Составление геометрических фигур из спичек.

46

5

Морской бой

Правила игры «Морской бой», выстраивание стратегии и тактики игры.

Игра «Морской бой»

47

6

Игры с числами и предметами

Приёмы переставления и превращения  чисел

Викторина

48

7

Миг удачи (экономическая игра)

Задания экономического содержания

Игра-соревнование

49

8

Математическая лесенка

Приёмы устного счёта, рациональные приёмы вычислений.

Математическая эстафета

Раздел 3. Начальные основы русского языка – 9 ч

50

1

Магия слова

Этимология слов

Практикум. Работа с этимологическим словарём.

51

2

Конструктор слов

Состав слов. Слог.

Практикум. Составление слов.

52

3

Игрословицы

Правила работы в группе. Пословица.

Командная игра по пословицам.

53

4

Волшебные превращения слов

Слог. Смысл слов.

Игра «Волшебник»

54

5

Страна анаграмм

Анаграммама

Игра-соревнование. Разгадывание анаграмм.

55

6

Путешествие в страну Фразеологию

фразеологизм

Фразеологическое лото.

56

7

Как слово наше отзовётся (слова-паразиты и как с ними бороться)

Слова-паразиты и способы  борьбы с ними

Беседа. Составление текста.

57

8

Игра «Запрещённая буква»

Правила работы в группе

Игра «запрещённая буква»

58

9

Умники и умницы «Язык мой – друг мой»

Правила работы в группе

Конкурс «Умники и умницы»

Раздел 4. Основы литературного чтения – 9 ч

59

1

Литературные витражи

Автор произведения, герой.

Викторина по произведениям русских классиков.

60

2

Русские потешки

Потешка

Игра. Составление потешек.

61

3

Слово, чувство, образ

Словесное рисование образа

Конкурс творческих работ

62

4

Эмоции, мимика, жесты

Мимика и жесты

Тренинг. Передача смысла текстов мимикой и жестами.

63

5

Удивительный мир сказок К.Чуковского

Ролевое чтение, сказки К.И.Чуковского

Театр-экспромт. Инсценирование сказки Чуковского.

64

6

Новые приключения Колобка и Серого волка

Сюжет, кукольный спектакль

Театр-экспромт. Инсценирование сказки.

65

7

Добро и зло

Монолог

Диспут на заданную тему.

66

8

Талантливый читатель

Выразительное чтение

Конкурс выразительного чтения стихотворений.

67

9

КВ Н по сказкам

Авторские и народные сказки. Сказки о животных, волшебные сказки, бытовые сказки.

Конкурс по народным сказкам.

Третий год -34 часа

Раздел 1. Основы окружающего мира и здоровьесбережение – 8ч

68

1

Мы шагаем по планете

Правила поведения в природе, сравнение различных объектов: выделение из множества один или несколько объектов, имеющих общие свойства, сопоставление их характеристик  по одному(нескольким) признакам.

Игра-эстафета туристического содержания

69

2

Природа в опасности

Правила поведения в природе, сравнение различных объектов: выделение из множества одного или нескольких объектов, имеющих общие свойства, сопоставлять их характеристики  по одному(нескольким)признакам.

Викторина туристического содержания.

70

3

Лесные детективы

Обитатели леса.

Игра «обитатели леса»

71

4

Как защищаются растения и животные

Защита  растениий и животных  от врагов.

Игра «Охота», викторина

72

5

Экотеремок

экология, глобальные экологические проблемы и экологические проблемы своего края.

Инсценирование экологической сказки.

73

6

Мы и наше здоровье

Эмоциональное здоровье, чувства, поступки, стресс. Способы управления своими эмоциями.

Круглый стол. Обсуждение «Как управлять своими эмоциями»

74

7

Парад вредных привычек

Вредные и полезные привычки, как бороться с вредными привычками.

Постановка сценок о борьбе с вредными привычками.

75

8

Умники и умницы

Знать правила работы в группе.

Интеллектуальный конкурс

Раздел 2. Начальные основы математики – 8 ч

76

1

Математические сказки и старинные истории

Знать цифры, которые встречаются  в русских народных сказках

Викторина о числах в сказках, пословицах.

77

2

Головоломные размещения и перестановки

Способы решения задач на перемещение и перестановки

Конкурс эрудитов

78

3

Магические квадраты

Магические квадраты

Школа мастеров. Разгадывание и составление магических квадратов.

79

4

Цифры в ребусах

Ребусы

Час неразгаданных тайн, разгадывание ребусов с числами.

80

5

Безмерные линейки (старинные меры длины)

Старинные меры длины, способы измерения без измерительных инструментов

Практическая работа,  измерения без измерительных инструментов

81

6

Сколько пищи человек поглощает за свою жизнь, или о числах - великанах

Числа - великаны, уметь оперировать большими числами на основе жизненного опыта

Практическая работа оперирование большими числами на основе жизненного опыта

82

7

Страна волшебных рек

Приёмы решения задач на переливание

Практическая работа. Решение задач на переливание.

83

8

Математический турнир знатоков

Виды нестандартных задач, приёмы их решения

Игра-соревнование. Решение нестандартных задач.

Раздел 3. Начальные основы русского языка – 8ч

84

1

Грамматейка

Односложные, двусложные, трёхсложные слова.

Викторина

85

2

Из истории слова

Происхождение слов.

Мини-исследование. Работа со словарями

86

3

Слог за слогом

Односложные, двусложные, трёхсложные слова. Анаграмма. Модели слов.

Игра. Моделирование слова. Разгадывание анаграмм.

87

4

Путешествие в страну слов

Слова иноязычного происхождения.

Путешествие. Работа со словарями.

88

5

В гостях у частей речи

Части речи: имя существительное, имя прилагательное, глагол, местоимение, наречие.

Ролевая игра

89

6

Солнце и ножницы

Единственное и множественное число имён существительных.

Мозговой штурм

90

7

Говорю правильно

Орфоэпическое произношение.

Игра «Лови ошибку»

91

8

Олимпиада по русскому языку

Правила делового сотрудничества.

Конкурс по русскому языку.

Раздел 4. Основы литературного чтения - 10ч

92

1

Литературный ринг: Буратино против Мюнхгаузена

Сочинительство или ложь

Ринг

93

2

 

Весна глазами поэтов, художников, композиторов

Знать наизусть стихи о весне

Литературно-музыкальная гостиная. Чтение стихотворений наизусть.

94

3

Костюмы сказочных героев

Костюм сказочного героя

Конкурс модельеров

95

4

Проще простого

Опорные слова

Конкурс сказок

96

5

Сказка-загадка

 Сказки на новый лад

Конкурс «Авторская фантазия»

97

6

Буриме

Буриме

Игра буриме.

98

7

Об одном по разному (пословицы разных народов)

Пословицы  разных народов

Практическая работа. Обсуждение пословиц.

99

8

Сказка и рассказ

Сказка и рассказ

Мини-исследование. Чем сказка отличатся от рассказа.

100

9

Литературная гостиная

Выразительное чтение. Интонация.

Литературно-музыкальная гостиная

101

10

 Конкурс чтецов

Выразительное чтение. Интонация.

Конкурс чтецов.

Четвёртый год – 34ч

Раздел 1. Основы окружающего мира и здоровьесбережение – 8 ч

102

1

Мы – жители Земли

Знать, как находить информацию, используя справочную литературу, применять таблицы, схемы, модели.

Круглый стол «Как найти информацию»

103

2

Красная книга природы

Красная книга, растения и животных, занесённых в Красную книгу.

Устный журнал, представление растений и животных Красной книги.

104

3

Экологический светофор

Правила поведения в природе.

Игра-соревнование

105

4

Письмо зелёному другу

Правила поведения в природе.

Коллективный проект

106

5

Лесная аптека

Лекарственные растения своей местности.

Ролевая игра «Наша аптека»

107

6

Лес благодарит и сердится

Павила поведения в природе и нормы взаимодействия с природой.

Коллективная работа над эссе

108

7

Примечательные чужеземцы

Растения и животные других стран.

Устный журнал, презентация растений и животных других стан.

109

8

Злой волшебник - табак

Табак и курение –вредная привычка.  Влияние табака на организм человека.

Инсценирование «Как медведь в лесу трубку нашёл»

Раздел 2. Начальные основы математики – 9ч

110

1

Поляна математических идей

Приёмы  переставления чисел, математическая идея, аргументы, доказательство.

Аукцион защита математической идеи, поис аргументов, доказательство.

111

2

Выбираю правильный путь

Знать, как выполнять действия по алгоритму

Занятие-поиск алгоритма.

112

3

Семь раз отмерь, один раз отрежь

Пиёмы решения задач на деление целого на части

Практическая работа, решение задач.

113

4

Римские цифры

 Знать римские цифры

Решение задач с проблемными ситуациями.

114

5

Задания с числами

Приёмы восстановления математических записей

Игра «Реставратор»

115

6

Числовые головоломки

Приемы решения ребусов и головоломки

Решение ребусов и головоломок.

116

7

Здоровьесберегающая математика (составление режима дня и меню)

Режим дня и меню

Практическая работа, составление режима дня, меню.

117

8

Математические гонки

Виды задач на движение и приёмы их решения

Соревнование, решение задач на движение.

118

9

Зигзаг удачи

Приёмы нахождение закономерностей

Интеллектуальный марафон. Нахождение закономерностей.

Раздел 3. Начальные основы русского языка- 8ч

119

1

Проектные задачи по русскому языку

Состав слова

Практикум. Разбор слов по составу.

120

2

Встану на дорожку, всем подставлю ножку

Роль запятых в предложении

Игра, работа с текстом, расставление знаков препинания.

121

3

Биография одного слова

Работа со словарями по заданному алгоритму

Практикум, работа со словарями.

 

122

4

Культура диалога

Диалог на заданную тему. Правила построения диалога.

Ролевая игра, составление диалога.

 

123

5

Движение от простого к сложному

Распространение предложения

Мастер-класс

124

6

Написание эссе

Эссе

Практикум. Написание эссе.

125

7

Решение орфографических задач

 Текст

Практикум. Составление текста.

126

8

Олимпиадный дождь

Орфографическая задача

Конкурс. Решение орфографических задач.

Раздел 4. Основы литературного чтения – 9ч

127

1

Волшебная карета

 Произведения зарубежных писателей

Игра-путешествие в мир произведений зарубежных писателей.

128

2

День приветствий

Правила этикета

Аукцион приветствий разных народов

129

3

Старые пословицы на новый лад

Пословицы

Практическая работа. Осмысление пословиц. Упражнение «Рассыпанная пословица»

130

4

По страницам легенд и мифов

Легенды и мифы

Путешествие в мир легенд и мифов.

131

5

Басни И.А.Крылова

Басня, мораль

Викторина по басням Крылова.

132

6

Портрет, как отражение внутренней жизни человеческой души

Портрета героя

Мини-исследование. «Узнай героя по описанию».

133

7

Эрудит - марафон

Названия произведений, автор.

Конкурс

134

8

Папа, мама, я  - читающая семья

Знать правила работы в группе

Викторина

135

9

Конкурс чтецов по басням И. А. Крылова

Знать наизусть несколько басен И.А.Крылова

Выразительное чтение басен. Конкурс

 

Описание необходимого учебно-методического и материально-технического обеспечения курса

1. Безруков, А. Занимательная география / А. Безруков, Г. Пивоварова. – М. :АСТ–ПРЕСС, 2001.

2. Елизарова, Е. М. Знакомые незнакомцы / Е. М. Елизарова. – Волгоград : Учитель, 2007.

3. Клёнов, А. Малышам о минералах / А. Клёнов. – М. : Педагогика-Пресс,1993.

4. Крылов, Г. Растения здоровья / Г. Крылов. – Новосибирск, 1989.

5. Кэрролл, Л. Логическая игра / Л. Кэрролл. – М. : Просвещение, 2009.

6. Маршак, С. Стихи и сказки / С. Маршак. – М. : Планета детства, 2001. –200с.

7. Мир животных : энциклопедия. – М. : Просвещение, 1989. – Т. 2,7.

8. Мир и человек : атлас. – М.,1987.

9. Моисеев, В. Земля Кузнецкая / В. Моисеев. – Кемерово, 1986.

10. Моисеев, В. Наедине с природой / В. Моисеев. – Чимкент : МП «АУРИКА»,1993.

11. Моложавенко, В. С. Тайна красоты / В. С. Моложавенко. – М., 1993.

12. Неизвестное об известном : энциклопедия. – М. : РОСМЕН, 1998.

13. Плешаков, А. А. Зеленые страницы / А. А. Плешаков. – М. : Просвещение,2008.

14. Плешаков, А. А. Зеленые страницы : книга для учащихся начальных классов. – М. : Просвещение. 2007.

15. Плешаков, А. А. От земли до неба : атлас-определитель. – М. : Просвещение, 2007.

16. Потапова, Л. М. Детям о природе. Экология в играх для детей 5–10 лет : популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль : Академия развития ; Академия Холдинг, 2002.

17. Садчикова, О. Г. Занимательная география / О. Г. Садчикова и др. – Ростов н/Д : Феникс, 2006.

18. Симаков, Ю. Г. Живые приборы / Ю. Г. Симаков. – М. : Знание, 1986.

19. Смирнова, Н. П. По материкам и океанам / Н. П. Смирнова. – М. : Просвещение, 1988.

20. Соловьёв, Л. И. География Кемеровской области. Природа. / Л. И. Соловьёв. – Кемерово, 2006.

21. Соловьёв, Л. И. Книга о природе Кузбасса. / Л. И. Соловьёв. – Кемерово,2008.

22. Фесюкова, Л. Б. Воспитание сказкой / Л. Б. Фесюкова. – М. : АСТ, 2000. –464 с.

23. Хренов, Л. С. Народные предметы и календарь / Л. С. Хренов. – М. : Агро-промиздат, 1991.

24. Хрестоматия по детской литературе. – М. : Просвещение, 1988. – 573 с.

25. Энциклопедия животных : энциклопедия – М. : ЭКСМО, 2007.

26. Я познаю мир. Экология : энциклопедия. – М. : ООО Издательство «Аст-рель», 2000.

 

Планируемые результаты изучения курса.

К концу первого года обученияобучающиеся должны знать:

в области «Русский язык»:

  • Ударение, интонирование;
  • Деформированный текст;основная  мысль текста; границы предложения;
  • Кроссворд, чайнворд и ребус, шарады
  • Синонимы, антонимы

Должны уметь:

  • Составлять слово по заданной словообразовательной модели;
  • Подбирать заголовок к данному тексту, озаглавливать собственный текст, определять по заголовку;
  • Содержание текста, находить основную мысль текста;
  • Исправлять деформированный текст;
  • Уметь работать с кроссвордами, чайнвордами и ребусами, шарадами.

в области «Математика» должны знать:

  • Принцип построения при решении хотя бы одной серии однотипных комбинаторных илабиринтных задач;
  • Головоломные перемещения с палочками. Игра зашифрованное донесение. Магический квадрат;
  • Головоломки с одинаковыми цифрами;
  • Пентанам.

Должны уметь:

  • Видеть принцип построения при решении хотя бы одной серии однотипных комбинаторных илабиринтных задач;
  • Уметь выявлять способы действий при решении комбинаторных или лабиринтных задач;
  • Уметь измерять, строить.

в области «Основы окружающего мира и здоровьесбережения» должны знать:

  • Достопримечательности своего района;
  • Разнообразиерастительного и животногомираКемеровской области;
  • Среда  обитания; предметы  живой и неживой природы;
  • Как заботиться и укреплять своё здоровье.

Должны уметь:

  • Уметь заботиться о своем здоровье;
  • Уметь читать состав продукта по этикетке, и определять вредные и полезные продукты;
  • Уметь классифицировать  животных по месту обитания;
  • Уметь классифицировать по разным признакам цветы.

в области «Литературное чтение» должны знать:

  • Пословицы;
  • Автор произведения, герой;
  • Сюжет, кукольный спектакль;

Пестушки, потешки, считалки;

  • Авторские и народные сказки. Сказки о животных, волшебные сказки, бытовые сказки;
  • Фразеологизмы;

Должны уметь:

  • Уметь находить различие между авторскими и народными сказками;
  • Определять по признакам различные жанры устного народного творчества;

К концу второго года обучения

Предметные знания к уровню подготовки  в области «Русский язык»:

  • Анаграмма, фразеологизм, слова-паразиты,ребусы, шарады, чайнворды, кроссворды;
  • Русская дореформенная графика. Ударения;
  • Игры с однокоренными словами. Омонимы в предложениях.

Предметные умения

• · Находить основную мысль текста, составить план текста;

• · Выделять, находить многозначные слова, синонимы, антонимы, находить лексическое значениеслова в словаре;

• · Находить в тексте слова, подтверждающие характеристики героев и их поступки.

Предметные знания к уровню подготовки  в области «Математика»:

  • Нестандартные задачи;
  • Части и проценты. Время. Числовая комбинаторика. Последовательности;
  • Головоломки;
  • Арифметические ребусы. Магические квадраты. Крипторифмы;

Предметные умения:

  • Видеть последовательность логического рассуждения, связанному с потребностью в доказательствах, выводах;
  • Уметь выявлять способы действий при решении комбинаторных или лабиринтных задач;
  • Уметь складывать из простых фигур сложные;
  • Уметь из  спичек  составлять геометрические фигуры способом перемещения;
  • Уметь выстраивать стратегии и тактики игры;

Предметные знания к уровню подготовки  в области «Литературное чтение»:

  • Восприятие литературного произведения: проза, поэзия, драматургия;
  • Жанрово- тематическое разнообразие;
  • Литературный герой, ориентировка в литературоведческих понятиях;

Предметные умения

  • Находить основную мысль текста, составить план текста;
  •  Выделять, находить многозначные слова, синонимы, антонимы, находить лексическое значениеслова в словаре;
  •  Находить в тексте слова, подтверждающие характеристики героев и их поступки.

Предметные знания к уровню подготовки  в области «Основы окружающего мира и здоровьесбережения»:

  • Многообразие живой природы;
  • Отношение человека к растениям и животным;
  • Условные обозначения на карте, глобусе;
  • Здоровый образ жизни; факторы укрепляющие  здоровье;
  • Как заботиться и укреплять своё здоровье; вредные привычки;

Предметные умения

  • Уметь заботиться о своем здоровье, знать  о вредных привычках и уметь отказаться от них;
  • Уметь получать информацию из карты;
  • Уметь сравнивать, классифицировать объект;

К концу третьего года обучения

Предметные знания к уровню подготовки  в области «Русский язык»:

  • Односложные, двусложные, трёхсложные слова;
  • Происхождение слов;
  • Анаграмма. Модели слов;
  • Части речи: имя существительное, имя прилагательное, глагол, местоимение, наречие;
  • Единственное и множественное число имён существительных;

Предметные умения

  • Подбирать заголовок к тексту, озаглавить собственный текст, определять по заголовку содержаниетекста, находить основную мысль текста;
  •  Исправлять деформированный текст;
  •  Выделять, находить многозначные слова, синонимы, антонимы, находить лексическое значениеслова в словаре;
  •  Находить в тексте слова подтверждающие характеристики героев и их поступки.

Предметные знания к уровню подготовки  в области «Математика»:

  • Нестандартные задачи; способы решения задач на перемещение и перестановки;
  • Части и проценты. Время. Числовая комбинаторика. Последовательности;
  • Головоломки ;
  • Арифметические ребусы. Магические квадраты. Крипторифмы.

Предметные умения

  • Самостоятельное построение доказательств по образцу изученного;
  •  Уметь выявлять способы действий при решении комбинаторныхили лабиринтных задач;
  • Самостоятельное составление изучаемых типов задач.
  • Уметь выстраивать стратегии и тактики игры.

Предметные знания к уровню подготовки  в области «Основы окружающего мира и здоровьесбережения»:

  • Правила поведения в природе;
  • Как растения и животные умеют защищаться  от врагов;
  • Наука экология, глобальные экологические проблемы и экологические проблемы своего края;
  • Что такое эмоциональное здоровье, чувства, поступки, стресс;
  • Как бороться с вредными привычками;

Предметные умения

  • Уметь сравнивать различные объекты: выделять из множества один или несколько объектов, имеющих общие свойства, сопоставлять их характеристики  по одному(нескольким) признакам.
  • Уметь заботиться о своем здоровье; знать  о вредных привычках и уметь отказаться от них;

Предметные знания к уровню подготовки  в области «Литературное чтение»:

  • Пословицы  разных народов;
  • Буриме;
  • Сказки на новый лад;
  • Восприятие литературного произведения: проза, поэзия, драматургия;
  • Литературный герой, ориентировка в литературоведческих понятиях;

Предметные умения:

  • Подбирать заголовок к тексту, озаглавить собственный текст, определять по заголовку содержаниетекста, находить основную мысль текста;
  •  Исправлять деформированный текст;

 Выделять, находить многозначные слова, синонимы, антонимы, находить лексическое значениеслова в словаре;

  •  Находить в тексте слова подтверждающие характеристики героев и их поступки.

К концу четвертого года обучения

Предметные знания к уровню подготовки  в области «Русский язык»:

  • Состав слова;
  • Роль запятых в предложении;
  • Работа со словарями по заданному алгоритму;
  • Распространение предложения;
  • Эссе;
  • Орфографическая задача;

Предметные умения:

  • Подбирать заголовок к тексту, озаглавить собственный текст, определять по заголовку содержаниетекста, находить основную мысль текста;
  •  Исправлять деформированный текст;
  •  Выделять, находить многозначные слова, синонимы, антонимы, находить лексическое значениеслова в словаре;
  •  Находить в тексте слова подтверждающие характеристики героев и их поступки;

Предметные знания к уровню подготовки  в области «Литературное чтение»:

  • Произведения зарубежных писателей;
  • Пословицы;
  • Легенды и мифы;
  • Басня, мораль;
  • Портрет героя;

Предметные умения:

  • Подбирать заголовок к тексту, озаглавить собственный текст, определять по заголовку содержаниетекста, находить основную мысль текста;
  • Исправлять деформированный текст;
  • Выделять, находить многозначные слова, синонимы, антонимы, находить лексическое значениеслова в словаре;
  • Находить в тексте слова подтверждающие характеристики героев и их поступки;

Предметные знания к уровню подготовки  в области «Основы окружающего мира и здоровьесбережения»:

  • Правила поведения в природе;
  • Как растения и животные умеют защищаться  от врагов;
  • Наука экология, глобальные экологические проблемы и экологические проблемы своего края;
  • Что такое эмоциональное здоровье, чувства, поступки, стресс;
  • Как бороться с вредными привычками; Вред табака, наркотиков

Предметные умения

  • Уметь сравнивать различные объекты: выделять из множества один или несколько объектов, имеющих общие свойства, сопоставлять их характеристики  по одному(нескольким) признакам.
  • Уметь заботиться о своем здоровье; знать  о вредных привычках и уметь отказаться от них;

Предметные знания к уровню подготовки  в области «Математика»:

  • Нестандартные задачи; способы решения задач на перемещение и перестановки
  • Время. Числовая комбинаторика. Последовательности;
  • Римские цифры
  • Головоломки ;
  • Арифметические ребусы. Магические квадраты. Крипторифмы;

Предметные умения:

  • Самостоятельное построение доказательств по образцу изученного;
  • Уметь выявлять способы действий при решении комбинаторных или лабиринтных задач;
  • Самостоятельное составление изучаемых типов задач;
  • Самостоятельное построение доказательств по образцу изученного;
  • Уметь выстраивать стратегии и тактики игры.