РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ»

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Гимназия №6 имени С.Ф. Вензелева»

 

Обсуждено на заседании

Методического совета

Протокол №1

От 31 августа 2015 год

 

 

Утверждаю

Директор МБОУ Гимназия №6

Г.А. Четверухина

Приказ № 270-п

От 01 сентября 2015 год

 

 

 

 

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
 

«ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ»
 

1-4 классы

 

 

ОБЩЕИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ

 

Пояснительная записка

                 Данная программа предназначена для обучающихся  2-4 классов.

     Программа разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, основной образовательной программы МБОУ  Гимназия № 6, она направлена на формирование и развитие исследовательских компетенций обучающихся.  

Цель программы: создание условий для успешного освоения обучающимися основ исследовательской деятельности.

Задачи программы:

  • формировать представление об исследовательском обучении как ведущем способе учебной деятельности;
  • обучать специальным знаниям, необходимым для проведения самостоятельных исследований;
  • формировать и развивать умения и навыки исследовательского поиска;
  • развивать познавательные потребности и способности, креативность.

Рабочая программа курса «Организация учебного исследования» разработана на основе программы для общеобразовательных школ А.И. Савенкова «Программа исследовательского обучения младших школьников».

     Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования предполагает внесение значительных изменений в структуру и содержание, цели и задачи образования, смещение акцентов с одной задачи — вооружить обучающегося знаниями — на другую — формировать у него общеучебные умения и навыки, как основу учебной деятельности. Учебная деятельность обучающегося должна быть освоена им в полной мере, со стороны всех своих компонентов: обучающийся должен быть ориентирован на нахождение общего способа решения задач (выделение учебной задачи), хорошо владеть системой действий, позволяющих решать эти задачи (учебные действия); уметь самостоятельно контролировать процесс своей учебной работы (контроль) и адекватно оценивать качество его выполнения (оценка), только тогда обучающийся становится субъектом учебной деятельности.

     Одним из способов превращения обучающегося в субъект учебной деятельности является его участие в исследовательской деятельности.

     Исследовательская деятельность является средством освоения действительности и его главные цели – установление истины, развитие умения работать с информацией, формирование исследовательского стиля мышления.            Особенно это актуально для обучающихсяна уровне начального общего образования, поскольку именно на этом этапе учебная деятельность является ведущей и определяет развитие главных познавательных особенностей развивающейся личности. Результатом этой деятельности является формирование познавательных мотивов, исследовательских умений, субъективно новых для обучающихся знаний и способов деятельности.

            Исследовательская практика обучающегося интенсивно может развиваться в сфере дополнительного образования.     Исследовательская деятельность позволяет привлекать к работе разные категории участников образовательного процесса (обучающихся, родителей, учителей), создает условия для работы с семьей, общения детей и взрослых, их самовыражения и самоутверждения, развития творческих способностей, предоставляет возможность для отдыха и удовлетворения своих потребностей.

 

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ»

Рабочая программа курса «Организация учебного исследования»– интеллектуальной направленности.

Ценность программы заключается в том, что обучающиеся   получают возможность посмотреть на различные проблемы с позиции ученых, ощутить весь спектр требований к научному исследованию.

            Её актуальность основывается на интересе, потребностях обучающихся и их родителей. В программе удачно сочетаются взаимодействие школы с семьей, творчество и развитие, эмоциональное благополучие детей и взрослых. Она способствует ознакомлению с организацией коллективного и индивидуального исследования, обучению в действии, побуждает к наблюдениям и экспериментированию, опирается на собственный жизненный опыт, позволяет чередовать коллективную и индивидуальную деятельность. 

В результате изучения курса «Организация учебного исследования» обучающиеся на уровне начального общего образования:

      -  получат возможность расширить, систематизировать и углубить исходные представления о природных и социальных объектах и явлениях как компонентах единого мира, овладеют основами практико-ориентированных знаний о природе, человеке и обществе, приобретут целостный взгляд на мир;

      -  приобретут опыт эмоционально окрашенного, личностного отношения к миру природы;

      -  получат возможность осознать своё место в мире; 

      -  познакомятся с некоторыми способами изучения природы и общества, начнут осваивать умения проводить наблюдения в природе, ставить опыты, научатся видеть и понимать некоторые причинно-следственные связи в окружающем мире;

      - получат возможность приобрести базовые умения работы с ИКТ  средствами, поиска информации в электронных источниках и контролируемом Интернете, научатся создавать сообщения и проекты, готовить и проводить небольшие презентации.

 

ОПИСАНИЕ МЕСТА КУРСА «ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ»  В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

Курс «Организация учебного исследования» входит в часть, формируемую участниками образовательныхотношений. На изучение курса «Организация учебного исследования» отводится 1 час в неделю со II по IV класс. Всего – 102 часа: 2 класс – 34 часа, 3 класс – 34 часа, 4 класс – 34 часа.

ОПИСАНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТИРОВ СОДЕРЖАНИЯ КУРСА «ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ»

- Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира – частью живой и неживой природы. Любовь к природе означает прежде всего бережное отношение к ней как к среде обитания и выживания человека, а также переживание чувства красоты, гармонии, её совершенства, сохранение и приумножение её богатства.

- Ценность человека как разумного существа, стремящегося к добру и самосовершенствованию, важность и необходимость соблюдения здорового образа жизни в единстве его составляющих: физическом, психическом и социально-нравственном здоровье

- Ценность семьи как первой и самой значимой для развития ребёнка социальной и образовательной среды, обеспечивающей преемственность культурных традиций народов России от поколения к поколению и тем самым жизнеспособность российского общества.

- Ценность социальной солидарности как признание прав и свобод человека, обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и к другим людям

- Ценность человечества – осознание человеком себя как части мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество народов и уважение к многообразию их культур

- Ценность патриотизма – одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России, народу, малой родине

- Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.

 

ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА «ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ»

Личностные универсальные учебные действия:

У обучающихся будут сформированы:

- учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;

- ориентация на понимание причин успеха во внеучебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи;

- способность к самооценке на основе критериев успешности внеучебной деятельности.

 

Обучающийся получит возможность для формирования:

- внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе, понимания             необходимости учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и             предпочтении социального способа оценки знаний;

-  выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;

- устойчивого учебно-познавательного интереса к новым общим способам решения задач;

- адекватного понимания причин успешности/неуспешностивнеучебной деятельности;

-осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на искусство как             значимую сферу человеческой жизни;

- эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им,             выражающихся в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия.

 

            Регулятивные универсальные учебные действия:

Обучающийся научится:

-  планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее             реализации, в том числе во внутреннем плане;

-  учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;

- осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;

- оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной             оценки соответствия результатов требованиям данной задачи и задачной области;

- адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других             людей;

- различать способ и результат действия.

 

Обучающийся получит возможность научиться:

- в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;

- проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;

- самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить             необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и  в конце действия.

 

            Познавательные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения внеучебных заданий с использованием учебной литературы и в открытом информационном пространстве, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), контролируемом пространстве Интернета;

- осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ;

- строить сообщения, проекты  в устной и письменной форме;

- проводить сравнение и классификацию по заданным критериям;

- устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;

- строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях.

 

Обучающийсяполучит возможность научиться:

- осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети             Интернет;

- записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов             ИКТ;

- осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;

- осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от             конкретных условий;

- осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и             восполняя недостающие компоненты;

- осуществлять сравнение, сериациюи классификацию, самостоятельно выбирая основания и             критерии для указанных логических операций;

- строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-

следственных связей.

 

Коммуникативные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

- адекватно использовать коммуникативные, прежде всего – речевые, средства для решения             различных коммуникативных задач, строить монологическое сообщение, владеть             диалогической формой коммуникации, используя,  в том числе средства и инструменты ИКТ             и дистанционного общения;

- допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не             совпадающих с его собственной,  и ориентироваться на позицию партнера в общении и             взаимодействии;

-  учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в             сотрудничестве;

- формулировать собственное мнение и позицию;

- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в             ситуации столкновения интересов;

- задавать вопросы;

- использовать речь для регуляции своего действия;

- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач,             строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.

 

Обучающийся получит возможность научиться:

- учитывать и координировать в сотрудничестве отличные от собственной позиции других             людей;

- учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственнуюпозицию;

- понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;

- аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в             сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;

- задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и             сотрудничества с партнером;

- осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую             взаимопомощь;

- адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;

- адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных             коммуникативных задач.

 

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА «ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ»

 

                        Предполагаемые результаты реализации программы:

  1. преодоление барьера боязни проведения самостоятельных исследований (коллективных и индивидуальных)   
  2. стремления и попытки использования исследовательского метода обучения в основном учебном процессе и повседневной практике взаимодействия с миром
  3. получение специальных знаний, необходимых для самостоятельных исследований         
  4. свободное оперирование понятиями: тема исследования, проблема, гипотеза, наблюдение, эксперимент, вывод, методы исследования и др.

 

Предмет и значение дисциплины. Значимые личностные качества         учащегося –             исследователя. Исследовательские способности, пути их развития. Практические занятии.

 

Характеристика понятий : тема , предмет, объект исследования. Обоснование            актуальности выбора темы исследования. Предмет исследования как проблема в самой         теме исследования. Объект  исследования –«поле» научных поисков. Соответствие цели    и          задач теме исследования. Сущность изучаемого процесса. Его главные свойства,   особенности. Основные стадии, этапы исследования. Гипотеза как    исходный элемент поиска истины,  которая помогает целенаправленно           собрать и группировать факты. Требования к     гипотезе. Значение гипотезы в определении стратегии исследовательского поиска. Практические           занятия.

Виды источников информации. Поиск литературы : учебной, справочно –       информационной,       научной. Виды чтения : беглое, сканирование, аналитическое, предварительное, повторное.       Правила чтения. Виды фиксирования информации : умение составлять простой о       сложный планы        письменного текста; тезисы; конспекты; делать пометки, выписки,цитирование . Виды обобщения информации: аннотация, реферат, таблицы, схемы, графики. Структура книги :     заголовок, аннотация, оглавление, предисловие, послесловие, справочный        материал. Библиографическое       описание. Практические занятия

Характеристика исходных данных перед началом поиска. Изложение теоретических идей.             Практические занятия.

Понятия : источник, литература. Фактический материал , в котором      очерчивается круг       основных понятий, явлений, сведений, необходимых для исследования. Посещение       библиотеки. Практические занятия.

Групповая исследовательская работа  способствует развитию      коммуникативных умений.       Работа в команде. Распределение ролей: исследователь, творец, помощник, организатор,       докладчик. Практические   занятия.

 

Планирование исследовательской деятельности с учётом целей, задач и гипотезы       исследования. Характеристика условий и обстоятельств,  которых   проводится поиск.         Предварительная теоретическая отработка проблемы. Наблюдение и эксперимент как       общенаучные методы исследования. Наблюдение и другие описательные методы       исследования (опрос, анализ процесса и продуктов деятельности, биографические       методы.) Обработка и анализ данных эмпирического исследования. Стандартные       способы         представления и обработки данных и анализа результатов. Практические занятия.

            Понятия ведущих направлений исследования. Единая терминология. Практическое             занятие.

            Основные формы представления результатов работы: статья, тезисы, доклад, сообщение,             реферат, текст научного сочинения, отчёт. Требования к описанию исследовательских             результатов. Структура работы. Этапы написания введения к работе. Композиция и правила

оформления   основных структурных элементов научно – исследовательской работы:      титульный лист, оглавление, введение, основная часть, заключение, список источников,        приложения. Общие требования и правила оформления текстов. Практические занятия.

            Требования к приложениям. Виды приложений.Практические занятия.

            Примечания. Виды примечаний: библиографическая ссылка; определение терминов или             устаревших слов; справочная информация о лицах, событиях, произведениях; перевод             иностранных слов и предложений; пояснения основного текста. Практические занятия. 

            Иллюстрации: рисунки, таблицы, фотографии, схем, чертёж, графики, диаграммы.             Практические занятия.

           

Защитная  речь. Принципы и правила её написания. Стендовый доклад, требования к нему.             Структура стендового доклада.  Презентация проекта и исследования: защита на конференции, деловая игра, демонстрация видеофильма, диалог исторических или            литературных персонажей, игра с залом, иллюстрированное сопоставление фактов,         документов, событий, эпох, цивилизаций, инсценировка реального или вымышленного   исторического события, научный доклад, реклама, ролевая игра, спектакль. . Компьютерная        презентация. Практические занятия.

\           Учимся выступать и защищать свои работы ( мини – практикумы).   Школьная научно –             практическая конференция. Подготовка к городским, областным, Всероссийским  конкурсам             и фестивалям.

  Содержание программы рассчитано на 102 часа (1 раз в неделю) для  обучающихся 2-4 классов, начинающих заниматься исследовательской деятельностью. Занятия проводятся в виде игр, практических упражнений. При прохождении тем важным является целостность, открытость и адаптивность материала.

             

Содержание данной программы согласовано с содержанием программ по психологии, педагогике, риторике, информатике, окружающего мира.  Логика построения программы обусловлена системой последовательной работы по овладению обучающимися основами исследовательской деятельности: от осмысления сути исследовательской деятельности, от истоков научной мысли и теории, от творческой и уникальной деятельности выдающихся ученых – к изучению составных частей исследовательской деятельности. Необходимо, чтобы занятия курса побуждали к активной мыслительной деятельности, учили наблюдать понимать, осмысливать причинно-следственные связи между деятельностью человека и наукой, тем самым вырабатывать собственное отношение к окружающему миру.

             

Теоретические и практические занятия способствуют развитию устной коммуникативной и речевой компетенции обучающихся, умениям:

 

- вести устный диалог на заданную тему;

- участвовать в обсуждении исследуемого объекта или собранного материала.

         

В процессе прохождения курса формируются умения и навыки самостоятельной исследовательской деятельности; умения формулировать проблему исследования, выдвигать гипотезу; навыки овладения методикой сбора и оформления найденного материала; навыки овладения научными терминами в той области знания, в которой проводиться исследование; навыки овладения теоретическими знаниями по теме своей работы и шире; умения оформлять доклад,  исследовательскую работу.

 

По окончании курса проводится публичная защита проекта исследовательской работы – опыт научного учебного исследования по предметной тематике, выступление, демонстрация уровня психологической готовности обучающихся к представлению результатов работы

 

Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся

2 класс.

Тема урока

Основные виды учебной деятельности обучающихся

Планируемые результаты

УУД

Личностные

УУД

1

Введение.

 

Знакомство с тетрадью

 

П: слушать и понимать речь других.

Р: работать с учебными пособиями.

К: Ставить вопрос, обращаться за помощью.

Мотивация учебной деятельности.

 

2

Экскурсия в библиотеку: правила работы с источниками информации.

 

Работать с источниками информации

П: Логические: анализ объектов с целью выделения признаков, выбор оснований для сравнения и классификации объектов, установление причинно – следственных связей, построение логической цепи рассуждений.

Р: Волевая саморегуляция  как способность к волевому усилию

К: Потребность в общении с учителем;

слушать и вступать в диалог

Проявлять эмоционально-положительного отношения и интереса к предмету.

3

Оформление исследовательской работы «Мои первые исследования».

 

Правильно оформлять свою работу, видеть проблему, выдвигать гипотезу

с помощью учителя формулировать  цели и задачи исследования.

П: Логические: анализ объектов с целью выделения признаков, выбор оснований для сравнения и классификации объектов, установление причинно – следственных связей, построение логической цепи рассуждений.

Р: Волевая саморегуляция, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном

К: Потребность в общении с учителем;

слушать и вступать в диалог

Самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности

4

Составление рабочего плана исследования. Оформление титульного листа.

 

С помощью учителя составлять план исследования, оформлять титульный лист,  страниц «Введение», «Содержание», «Использованная литература».

П:  Группировать, классифицировать предметы, объекты на основе существенных признаков, по заданным критериям.

Р:  Организовывать свое рабочее место под руководством учителя.

К: выражать свои мысли  полно и точно

Самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности

5

Оформление страниц «Введение», «Содержание», «Использованная литература».

 

С помощью учителя составлять план исследования, оформлять титульный лист,  страниц «Введение», «Содержание», «Использованная литература».

П:  Группировать, классифицировать предметы, объекты на основе существенных признаков, по заданным критериям.

Р:  Организовывать свое рабочее место под руководством учителя.

К: выражать свои мысли  полно и точно

Самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности

6

Проблема, выдвижение гипотез, формулирование цели и задач исследования.

Самостоятельно отбирать материал для исследования

Р:Владение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления.

К: Выражать свои мысли  полно и точно.

П:  Группировать, классифицировать предметы, объекты на основе существенных признаков, по заданным критериям.

Мотивация учебной деятельности.

 

7

Логическое построение текстового материала в работе.

Логически выстроить текстовый материал в своей работе.

П: анализ объектов с целью выделения признаков, выбор оснований для сравнения и классификации объектов, установление причинно – следственных связей, построение логической цепи рассуждений.

Р: Формирование положительного

отношения к учению

К: Потребность в общении с учителем;

слушать и вступать в диалог

Самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности

8

Построение таблиц, схем и т. д. отбор и размещение рисунков, фотографий.

 

Правильно размещать наглядный материал в работе, строить схемы.

П: Делать предварительный отбор  наглядного материала

К: Слушать собеседника и вести диалог

Р: Оценивать результаты собственного труда и труда товарищей

 

Мотивация учебной деятельности.

 

 

9

Объём исследовательской работы. Эстетическое оформление.

 

Эстетически оформлять работу, определять ее объем.

П: Осуществлять рефлексию способов и условий действий

Р: Волевая саморегуляция, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном

К: Потребность в общении с учителем, слушать и вступать в диалог

Самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности

10

Обработка и оформление результатов исследовательской деятельности.

 

Делать выводы в работе, оформлять «Заключение».

П: Делать предварительный отбор источников информации

К: Слушать собеседника и вести диалог

Р: Оценивать результаты собственного труда и труда товарищей

 

Самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности

11

Выводы и оформление  «Заключения»

Выступать с подготовленным сообщением, опираясь на фотографии (слайды).

 

П: контролировать и оценивать процесс и результат деятельности; оценивать информа­цию

К: Слушать собеседника и вести диалог

Р: Оценивать результаты собственного труда и труда товарищей

Самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности

12

Выводы и оформление  «Заключения»

Выступать с подготовленным сообщением, опираясь на фотографии (слайды).

 

П: контролировать и оценивать процесс и результат деятельности; оценивать информа­цию

К: Слушать собеседника и вести диалог

Р: Оценивать результаты собственного труда и труда товарищей

Самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности

13

Выбор темы исследовательской работы. Обоснование выбранной темы.

 

С помощью учителя составлять план исследования, отбирать нужную литературу

 

П: Логические: анализ объектов с целью выделения признаков, выбор оснований для сравнения и классификации объектов, установление причинно – следственных связей, построение логической цепи рассуждений.

Р: Волевая саморегуляция, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном

К: Потребность в общении с учителем

слушать и вступать в диалог

Мотивация учебной деятельности.

14

Отбор и анализ литературы по теме «Один день из жизни моей семьи».

С помощью учителя составлять план исследования, отбирать нужную литературу

 

П: Логические: анализ объектов с целью выделения признаков, выбор оснований для сравнения и классификации объектов, установление причинно – следственных связей, построение логической цепи рассуждений.

Р: Волевая саморегуляция, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном

К: Потребность в общении с учителем

слушать и вступать в диалог

Мотивация учебной деятельности.

15

Оформление титульного листа.

 

Оформлять титульный лист,  страниц «Введение», «Содержание», «Использованная литература».

П:  Группировать, классифицировать предметы, объекты на основе существенных признаков, по заданным критериям.

Р:  Организовывать свое рабочее место под руководством учителя.

К: выражать свои мысли  полно и точно

Самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности

16

Оформление страниц «Введение», «Содержание», «Использованная литература».

 

Самостоятельно отбирать материал для исследования, составлять вопросы для беседы с информаторами

Р:овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления.

К: выражать свои мысли  полно и точно.

П:  Группировать, классифицировать предметы, объекты на основе существенных признаков, по заданным критериям.

Мотивация учебной деятельности.

17

Логическое построение текстового материала в работе.

Логически выстроить текстовый материал в своей работе.

П: анализ объектов с целью выделения признаков, выбор оснований для сравнения и классификации объектов, установление причинно – следственных связей, построение логической цепи рассуждений.

Р: Формирование положительного

отношения к учению

К: Потребность в общении с учителем

слушать и вступать в диалог

Самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности

18

Построение таблиц, схем и т. д. отбор и размещение рисунков, фотографий.

 

Правильно размещать наглядный материал в работе, строить схемы.

П: Делать предварительный отбор  наглядного материала

К: Слушать собеседника и вести диалог

Р: Оценивать результаты собственного труда и труда товарищей

Самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности

19

Объём исследовательской работы.

 

Эстетически оформлять работу, определять ее объем.

П: Осуществлять рефлексию способов и условий действий

Р: Волевая саморегуляция, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном

К: Потребность в общении с учителем, слушать и вступать в диалог

Самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности

20

Обработка и оформление результатов исследовательской деятельности.

 

Делать выводы в работе, оформлять «Заключение».

П: Делать предварительный отбор источников информации

К: Слушать собеседника и вести диалог

Р: Оценивать результаты собственного труда и труда товарищей

Самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности

21

Эстетическое оформление.

Делать выводы в работе, оформлять «Заключение».

П: Делать предварительный отбор источников информации

К: Слушать собеседника и вести диалог

Р: Оценивать результаты собственного труда и труда товарищей

Самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности

22

Подготовка и выступление с результатами исследований перед одноклассниками.

Выступать с подготовленным сообщением, опираясь на фотографии (слайды).

П: контролировать и оценивать процесс и результат деятельности; оценивать информа­цию

К: Слушать собеседника и вести диалог

Р: Оценивать результаты собственного труда и труда товарищей

Самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности

23

Выбор темы исследовательской работы«Моя школа».

С помощью учителя составлять план исследования, отбирать нужную литературу

 

П: Логические: анализ объектов с целью выделения признаков, выбор оснований для сравнения и классификации объектов, установление причинно – следственных связей, построение логической цепи рассуждений.

Р: Волевая саморегуляция, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном

К: Потребность в общении с учителем

слушать и вступать в диалог

Мотивация учебной деятельности.

 

24

Оформление титульного листа.

 

Оформлять титульный лист.

П:  Группировать, классифицировать предметы, объекты на основе существенных признаков, по заданным критериям.

Р:  Организовывать свое рабочее место под руководством учителя.

К: Умение выражать свои мысли  полно и точно

Самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности

25

Оформление страниц «Введение», «Содержание», «Использованная литература».

 

Оформлять страницы «Введение», «Содержание», «Использованная литература».

П:  Группировать, классифицировать предметы, объекты на основе существенных признаков, по заданным критериям.

Р:  Организовывать свое рабочее место под руководством учителя.

К: выражать свои мысли  полно и точно

Самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности

26

Работа индивидуальная и коллективная по теме «Моя школа».

Самостоятельно и в группах отбирать материал для исследования, составлять вопросы для беседы с информаторами

Р:овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления.

К: выражать свои мысли  полно и точно.

П:  Группировать, классифицировать предметы, объекты на основе существенных признаков, по заданным критериям.

Мотивация учебной деятельности.

 

27

Вклад каждого участника группы в работу.

 

Самостоятельно и в группах отбирать материал для исследования, составлять вопросы для беседы с информаторами

Р:овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления.

К: выражать свои мысли  полно и точно.

П:  Группировать, классифицировать предметы, объекты на основе существенных признаков, по заданным критериям.

Мотивация учебной деятельности.

 

28

Логическое построение текстового материала в работе.

 

Логически выстроить текстовый материал в своей работе.

П: анализ объектов с целью выделения признаков, выбор оснований для сравнения и классификации объектов, установление причинно – следственных связей, построение логической цепи рассуждений.

Р: Формирование положительного

отношения к учению

К: Потребность в общении с учителем

слушать и вступать в диалог

Самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности

29

 Построение таблиц, схем и т. д. отбор и размещение рисунков, фотографий.

 

Правильно размещать наглядный материал в работе, строить схемы.

П: Делать предварительный отбор  наглядного материала

К: Слушать собеседника и вести диалог

Р: Оценивать результаты собственного труда и труда товарищей

 

Мотивация учебной деятельности.

 

30

Объём исследовательской работы.

 

Эстетически оформлять работу, определять ее объем.

П: Осуществлять рефлексию способов и условий действий

Р: Волевая саморегуляция, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном

К: Потребность в общении с учителем. Слушать и вступать в диалог

Самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности

31

Обработка и оформление результатов исследовательской деятельности.

 

Делать выводы в работе, оформлять «Заключение».

П: Делать предварительный отбор источников информации

К: Слушать собеседника и вести диалог

Р: Оценивать результаты собственного труда и труда товарищей

Мотивация учебной деятельности.

 

32

Подготовка и выступление с результатами исследований  перед обучающимися школы.

Выступать с подготовленным сообщением, опираясь на фотографии (слайды).

П: контролировать и оценивать процесс и результат деятельности; оценивать информа­цию

К: Слушать собеседника и вести диалог

Р: Оценивать результаты собственного труда и труда товарищей

Мотивация учебной деятельности.

 

33

Заметка в газету  о результатах проведённых исследований

Делать анализ проделанной работы

Р: определять после­довательность промежуточных це­лей и соответствующих им дейст­вий с учетом конечного результата

П: контролировать и оценивать процесс и результат деятельности; оценивать информа­цию

К: Слушать собеседника и вести диалог

Мотивация учебной деятельности.

 

34

Анализ исследовательских работ.

Делать анализ проделанной работы

Р: выделять и формулировать то, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, определять качество и уровень усвоения

 П: устанавливать аналогии; строить рассуждения

 К: аргументиро­вать свою позицию и координиро­вать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной дея­тельности

Самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности

 

3 класс.

 

Тема занятия

Основные виды  учебной деятельности обучающихся

Планируемые результаты

УУД

Личностные

УУД

1

Введение.

 

Задавать вопросы по конкретной теме

П:  Ориентироваться в своей системе знаний.

Р: работать с учебными пособиями.

К: Ставить вопрос, обращаться за помощью.

Слушать и понимать речь других.

Вступать в беседу на уроке и в жизни.

Мотивация учебной деятельности.

 

2

Прогулка по школьному двору: « В гости к осени: учимся смотреть и видеть».

 

Наблюдать

К: Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной речи

Слушать и понимать речь других.

П: Перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать  самостоятельные  выводы

Р: Учиться планировать учебную деятельность на уроке.

Мотивация учебной деятельности.

 

3

Растения леса.

 

Наблюдать

К: Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной речи

Слушать и понимать речь других.

П: Перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать  самостоятельные  выводы

Р: Учиться планировать учебную деятельность на уроке.

Мотивация учебной деятельности.

 

4

Экскурсия в библиотеку: правила работы с источниками информации.

Правила работы с источниками информации и особенности чтения научно-познавательной литературы.

Р: Учиться планировать учебную деятельность на уроке.

П: Ориентироваться в своей системе знаний: понимать, что нужна  дополнительная информация (знания) для решения учебной  задачи в один шаг.

К: Слушать и понимать речь других.

В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения,  делать выбор, какой поступок совершить.

5

Ведение дневника наблюдений. Условные знаки.

 

Правила ведения дневника наблюдений, условные знаки;

наблюдать

П:  Ориентироваться в своей системе знаний.

Р: работать с учебными пособиями.

К: Ставить вопрос, обращаться за помощью.

Слушать и понимать речь других.

Вступать в беседу на уроке и в жизни.

формирование личного отношения к окружающему миру

6

Правила работы с компьютером.

 

Пользоваться интернетом

П: Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в интернете

Р:Учиться планировать учебную деятельность на уроке.

К: выражать свои мысли  полно и точно.

Самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности

7

Поиск информации через Интернет.

Пользоваться интернетом

П: Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в интернете

Р:Учиться планировать учебную деятельность на уроке.

К: выражать свои мысли  полно и точно.

Самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности

8

Охраняемые растения.

 

Наблюдать, составлять гербарий

К: Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной речи

Слушать и понимать речь других.

П: Перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать  самостоятельные  выводы

Р: Учиться планировать учебную деятельность на уроке.

формирование личного отношения к окружающему миру

9

Охрана природы своего края.

Зарисовки осенних деревьев.

 

Ведение дневника наблюдений

П: Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в интернете

Р:Учиться планировать учебную деятельность на уроке.

К: выражать свои мысли  полно и точно

Мотивация учебной деятельности.

 

10

В лес за здоровьем. Лесная аптека.

Лекарственные травы нашей местности.

 

 

Наблюдать

П: Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в интернете

Р:Учиться планировать учебную деятельность на уроке.

К: выражать свои мысли  полно и точно

формирование личного отношения к окружающему миру

11

Выбор темы исследовательской работы.

Обосновывать свой ответ, анализировать литературу.

П: Логические: анализ объектов с целью выделения признаков, выбор оснований для сравнения и классификации объектов, установление причинно – следственных связей, построение логической цепи рассуждений.

Р: Волевая саморегуляция, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном

К: Потребность в общении с учителем

слушать и вступать в диалог

Самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности

12

Основы исследовательской деятельности. Проблема, выдвижение гипотез.

 

Оформлять исследовательскую работу, выдвигать гипотезы, формулировать цели и задачи

Р: Определять цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно.

Учиться совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему

К: Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи

Слушать и понимать речь других.

П: Ориентироваться в своей системе знаний: понимать, что нужна  дополнительная информация (знания) для решения учебной  задачи в один шаг.

Мотивация учебной деятельности.

 

13

Составление рабочего плана исследования.

 

Составлять план работы

П: Логические: анализ объектов с целью выделения признаков, выбор оснований для сравнения и классификации объектов, установление причинно – следственных связей, построение логической цепи рассуждений.

Р: Волевая саморегуляция, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном

К: Потребность в общении с учителем

слушать и вступать в диалог

Мотивация учебной деятельности.

 

14

 

Оформление страниц «Введение».

Оформлять страницы «Введение».

П:  Группировать, классифицировать предметы, объекты на основе существенных признаков, по заданным критериям.

Р:  Волевая саморегуляция, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном

К: выражать свои мысли  полно и точно

Самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности

15

Оформление страниц «Содержание».

 

 

Оформлять страницы «Содержание».

П:  Группировать, классифицировать предметы, объекты на основе существенных признаков, по заданным критериям.

Р:  Волевая саморегуляция, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном

К: выражать свои мысли  полно и точно

Самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности

16

Оформление страниц  «Использованная литература».

 

 

Оформлять страницы «Использованная литература».

П:  Группировать, классифицировать предметы, объекты на основе существенных признаков, по заданным критериям.

Р:  Волевая саморегуляция, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном

К: выражать свои мысли  полно и точно

Самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности

17

Работа индивидуальная и коллективная. Вклад каждого участника группы в работу.

 

Самостоятельно отбирать материал для исследования,

работать в группах

Р:Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления.

К: выражать свои мысли  полно и точно.

П:  Группировать, классифицировать предметы, объекты на основе существенных признаков, по заданным критериям.

Мотивация учебной деятельности

18

Работа индивидуальная и коллективная. Вклад каждого участника группы в работу.

 

Самостоятельно отбирать материал для исследования,

работать в группах

Р:Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления.

К: выражать свои мысли  полно и точно.

П:  Группировать, классифицировать предметы, объекты на основе существенных признаков, по заданным критериям.

Мотивация учебной деятельности

19

Логическое построение текстового материала в работе. Научный язык, стиль.

 

Логически выстроить текстовый материал в своей работе.

П: анализ объектов с целью выделения признаков, выбор оснований для сравнения и классификации объектов, установление причинно – следственных связей, построение логической цепи рассуждений.

Р: Формирование положительного отношения к учению

К: Потребность в общении с учителем

слушать и вступать в диалог

Самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности

20

Построение таблиц, схем и т. д. отбор и размещение рисунков, фотографий.

 

Правильно размещать наглядный материал в работе, строить схемы.

П: Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).

Р: Учиться планировать учебную деятельность на уроке

К: Потребность в общении с учителем

слушать и вступать в диалог

Мотивация учебной деятельности

21

Погода в нашем крае. Наблюдения за погодой. Ведение дневника наблюдений.

 

Наблюдать, вести дневник наблюдения

П: Добывать новые знания на основе наблюдений

Р: Формирование положительного

отношения к учению

К: Слушать и понимать речь других.

Вступать в беседу на уроке и в жизни.

Самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности

22

Сокращения, обозначения. Приложения.

Объём исследовательской работы.

 

Эстетически оформлять работу, определять ее объем.

Ведение дневника наблюдения

П: Ориентироваться в своей системе знаний: понимать, что нужна  дополнительная информация (знания) для решения учебной  задачи в один шаг.

Р: выполнение  задания с целью поиска ответа на вопрос

К: Слушать и понимать речь других.

Вступать в беседу на уроке и в жизни.

Самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности

23

Экскурсия «Весна идет».

 

Наблюдать

Ведение дневника наблюдения

П: Осуществлять рефлексию способов и условий действий

Р: Волевая саморегуляция, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном

К: Потребность в общении с учителем. Умение слушать и вступать в диалог

формирование личного отношения к окружающему миру

24

Весна в жизни растений.

 

Наблюдать

Ведение дневника наблюдения

П: Осуществлять рефлексию способов и условий действий

Р: Волевая саморегуляция, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном

К: Потребность в общении с учителем. Умение слушать и вступать в диалог

формирование личного отношения к окружающему миру

25

Первоцветы

Наблюдать

Ведение дневника наблюдения

П: Осуществлять рефлексию способов и условий действий

Р: Волевая саморегуляция, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном

К: Потребность в общении с учителем. Умение слушать и вступать в диалог

формирование личного отношения к окружающему миру

26

Анализ и обобщение полученных материалов наблюдений

Наблюдать

Ведение дневника наблюдения

П: Ориентироваться в своей системе знаний: понимать, что нужна  дополнительная информация (знания) для решения учебной  задачи в один шаг.

Делать предварительный отбор источников информации для  решения учебной задачи.

К: Потребность в общении с учителем. Умение слушать и вступать в диалог

Р: выполнение  задания с целью поиска ответа на вопрос

формирование личного отношения к окружающему миру

27

Оформление исследовательских работ для участия в школьной конференции.

Оформлять исследовательскую работу

П: контролировать и оценивать процесс и результат деятельности; оценивать информа­цию

К: Слушать собеседника и вести диалог

Р: Оценивать результаты собственного труда и труда товарищей

Самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности

28

Обработка и оформление результатов исследовательской деятельности.

оформлять исследовательскую работу

П: контролировать и оценивать процесс и результат деятельности; оценивать информа­цию

К: Слушать собеседника и вести диалог

Р: Оценивать результаты собственного труда и труда товарищей

Самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности

29

Выводы и оформление «Заключения».

оформлять исследовательскую работу

П: контролировать и оценивать процесс и результат деятельности; оценивать информа­цию

К: Слушать собеседника и вести диалог

Р: Оценивать результаты собственного труда и труда товарищей

Самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности

30

Конкурс-игра:  «Тайны окружающего мира"

  Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить

Р: выполнение  задания с целью поиска ответа на вопрос

П: взаимосвязь природы и человека

К: Слушать собеседника и вести диалог

Мотивация учебной деятельности.

 

31

Подготовка и выступление с результатами исследований перед обучающимися школы (школьная конференция)

Делать анализ проделанной работы

П: контролировать и оценивать процесс и результат деятельности; оценивать информа­цию

К: Слушать собеседника и вести диалог

Р: Оценивать результаты собственного труда и труда товарищей

Самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности

32

Подготовка и выступление с результатами исследований перед обучающимися школы (школьная конференция)

Делать анализ проделанной работы

П: контролировать и оценивать процесс и результат деятельности; оценивать информа­цию

К: Слушать собеседника и вести диалог

Р: Оценивать результаты собственного труда и труда товарищей

Самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности

33

Подготовка и выступление с результатами исследований перед обучающимися школы (школьная конференция)

Делать анализ проделанной работы

П: контролировать и оценивать процесс и результат деятельности; оценивать информа­цию

К: Слушать собеседника и вести диалог

Р: Оценивать результаты собственного труда и труда товарищей

Самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности

34

Подведение итогов работы за год. «Портфолио» юного исследователя.

Делать анализ проделанной работы

Р: выделять и формулировать то, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, определять качество и уровень усвоения

 П: устанавливать аналогии; строить рассуждения

 К: аргументиро­вать свою позицию и координиро­вать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной дея­тельности

Самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности

 

 

 

 

 4 класс.

Тема занятия

Основные виды учебной деятельности обучающихся

Планируемые результаты

УУД

Личностные

УУД

1

Введение.

 

Задавать вопросы по конкретной теме

П:  Ориентироваться в своей системе знаний.

Р: работать с учебными пособиями.

К: Ставить вопрос, обращаться за помощью.

Слушать и понимать речь других.

Вступать в беседу на уроке и в жизни.

Мотивация учебной деятельности.

 

2

Формы и методы исследовательской деятельности: беседы со взрослыми, наблюдения.

 

Составлять вопросы для беседы, наблюдать

Р:  определять цель учебной деятельности, осуществляют поиск средства её достижения.

П: передавать содержание в сжатом (развернутом) виде.

К: оформлять мысли в устной и письменной речи с учетом речевых ситуаций

Выражение положительного отношения к процессу познания; применение  правил делового сотрудничества

3

Оформление исследовательской работы «Летопись школы»

Составлять вопросы для беседы, наблюдать

Р:  определять цель учебной деятельности, осуществляют поиск средства её достижения.

П: передавать содержание в сжатом (развернутом) виде.

К: оформлять мысли в устной и письменной речи с учетом речевых ситуаций

Выражение положительного отношения к процессу познания; применение  правил делового сотрудничества

4

Формы и методы исследовательской деятельности: работа с источниками информации.

Работать с источниками информации

Р: определять цель учебной деятельности

с помощью учителя и самостоятельно, искать  средства её осуществления.

П: делать предположения об информации, которая нужна для решения учебной задачи.

К: организовывать учебное взаимодействие в группе, строить конструктивные взаимоотношения со сверстниками

Выражение положительного отношения к процессу познания, оценивание  своей учебной деятельности

5

Правила работы с источниками информации, особенности чтения научно-познавательной литературы.

 

Работать с источниками информации

Р: определять цель учебной деятельности

с помощью учителя и самостоятельно, искать средства её осуществления.

П: делать предположения об информации, которая нужна для решения учебной задачи.

К: организовывать учебное взаимодействие в группе, строить конструктивные взаимоотношения со сверстниками

Выражение положительного отношения к процессу познания, оценивание  своей учебной деятельности

6

Основы исследовательской деятельности.

Ставить проблему, выдвигать гипотезу, формулировать цели и задачи исследования

Р:  определять цель учебной деятельности, осуществляют поиск средства её достижения.

П: передавать содержание в сжатом (развернутом) виде.

К: оформлять мысли в устной и письменной речи с учетом речевых ситуаций

Мотивация учебной деятельности.

 

7

Проблема, выдвижение гипотез, формулирование цели и задач исследования.

 

Ставить проблему, выдвигать гипотезу, формулировать цели и задачи исследования

Р:  определять цель учебной деятельности, осуществляют поиск средства её достижения.

П: передавать содержание в сжатом (развернутом) виде.

К: оформлять мысли в устной и письменной речи с учетом речевых ситуаций

Мотивация учебной деятельности.

 

8

Оформление титульного листа.

 

Составлять план исследования, оформлять исследовательскую работу

П: Логические: анализ объектов с целью выделения признаков, выбор оснований для сравнения и классификации объектов, установление причинно – следственных связей, построение логической цепи рассуждений.

Р: Волевая саморегуляция, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном

К: Потребность в общении с учителем

слушать и вступать в диалог

Выражение положительного отношения к процессу познания, оценивание  своей учебной деятельности

9

Оформление страниц «Введение», «Содержание», «Использованная литература».

 

Составлять план исследования, оформлять исследовательскую работу

П: Логические: анализ объектов с целью выделения признаков, выбор оснований для сравнения и классификации объектов, установление причинно – следственных связей, построение логической цепи рассуждений.

Р: Волевая саморегуляция, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном

К: Потребность в общении с учителем

слушать и вступать в диалог

Выражение положительного отношения к процессу познания, оценивание  своей учебной деятельности

10

Работа индивидуальная и коллективная. Вклад каждого участника группы в работу.

 

Самостоятельно отбирать материал для исследования,

работать в группах

П: Логические: анализ объектов с целью выделения признаков, выбор оснований для сравнения и классификации объектов, установление причинно – следственных связей, построение логической цепи рассуждений.

Р: Волевая саморегуляция, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном

К: слушать и вступать в диалог

Оценивание  своей учебной деятельности

11

Логическое построение текстового материала в работе. Язык, стиль.

 

Логически выстроить текстовый материал в своей работе.

П: анализ объектов с целью выделения признаков, выбор оснований для сравнения и классификации объектов, установление причинно – следственных связей, построение логической цепи рассуждений.

Р: Формирование положительного

отношения к учению

К: Потребность в общении с учителем

слушать и вступать в диалог

Самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности

12

Наглядный материал. Построение таблиц, схем и т. д. отбор и размещение рисунков, фотографий.

 

Правильно размещать наглядный материал в работе, строить схемы.

П: Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).

Р: Учиться планировать учебную деятельность на уроке

К: Потребность в общении с учителем

слушать и вступать в диалог

Мотивация учебной деятельности

13

Сокращения, обозначения. Приложения.

Объём исследовательской работы.

 

Эстетически оформлять работу, определять ее объем.

П: Ориентироваться в своей системе знаний: понимать, что нужна  дополнительная информация (знания) для решения учебной  задачи в один шаг.

Р: выполнение  задания с целью поиска ответа на вопрос

К: Слушать и понимать речь других.

Вступать в беседу на уроке и в жизни.

Самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности

14

Эстетическое оформление.

Эстетически оформлять работу, определять ее объем.

П: Ориентироваться в своей системе знаний: понимать, что нужна  дополнительная информация (знания) для решения учебной  задачи в один шаг.

Р: выполнение  задания с целью поиска ответа на вопрос

К: Слушать и понимать речь других.

Вступать в беседу на уроке и в жизни.

Самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности

15

Обработка и оформление результатов исследовательской деятельности. Выводы и оформление «Заключения».

Оформлять исследовательскую работу, делать выводы

П: контролировать и оценивать процесс и результат деятельности; оценивать информа­цию

К: Слушать собеседника и вести диалог

Р: Оценивать результаты собственного труда и труда товарищей

Мотивация учебной деятельности.

 

16

Подготовка и выступление с результатами исследований перед одноклассниками.

 

Делать анализ проделанной работы

П: контролировать и оценивать процесс и результат деятельности; оценивать информа­цию

К: Слушать собеседника и вести диалог

Р: Оценивать результаты собственного труда и труда товарищей

Самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности

17

Выбор темы исследовательской работы.

Обосновывать свой ответ, анализировать литературу,  составлять план работы

П: Логические: анализ объектов с целью выделения признаков, выбор оснований для сравнения и классификации объектов, установление причинно – следственных связей, построение логической цепи рассуждений.

Р: Волевая саморегуляция, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном

К: Потребность в общении с учителем

слушать и вступать в диалог

Мотивация учебной деятельности

18

Отбор и анализ литературы по теме  «Растительный мир Кемеровской области»

Обосновывать свой ответ, анализировать литературу,  составлять план работы

П: Логические: анализ объектов с целью выделения признаков, выбор оснований для сравнения и классификации объектов, установление причинно – следственных связей, построение логической цепи рассуждений.

Р: Волевая саморегуляция, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном

К: Потребность в общении с учителем

слушать и вступать в диалог

Мотивация учебной деятельности

19

Оформление титульного листа.

 

Обосновывать свой ответ, анализировать литературу,  составлять план работы

П: Логические: анализ объектов с целью выделения признаков, выбор оснований для сравнения и классификации объектов, установление причинно – следственных связей, построение логической цепи рассуждений.

Р: Волевая саморегуляция, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном

К: Потребность в общении с учителем

слушать и вступать в диалог

Мотивация учебной деятельности

20

Оформление страниц «Введение».

Обосновывать свой ответ, анализировать литературу,  составлять план работы

П: Логические: анализ объектов с целью выделения признаков, выбор оснований для сравнения и классификации объектов, установление причинно – следственных связей, построение логической цепи рассуждений.

Р: Волевая саморегуляция, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном

К: Потребность в общении с учителем

слушать и вступать в диалог

Мотивация учебной деятельности

21

Оформление страниц «Содержание».

 

Обосновывать свой ответ, анализировать литературу,  составлять план работы

П: Логические: анализ объектов с целью выделения признаков, выбор оснований для сравнения и классификации объектов, установление причинно – следственных связей, построение логической цепи рассуждений.

Р: Волевая саморегуляция, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном

К: Потребность в общении с учителем

слушать и вступать в диалог

Мотивация учебной деятельности

22

Оформление страниц  «Использованная литература».

 

Эстетически оформлять работу

П:  Группировать, классифицировать предметы, объекты на основе существенных признаков, по заданным критериям.

Р:  Волевая саморегуляция, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном

К: выражать свои мысли  полно и точно

 

Самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности

23

Работа индивидуальная и коллективная. Вклад каждого участника группы в работу.

 

Самостоятельно отбирать материал для исследования,

работать в группах

Р:Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления.

К: выражать свои мысли  полно и точно.

П:  Группировать, классифицировать предметы, объекты на основе существенных признаков, по заданным критериям.

Мотивация учебной деятельности

24

Работа индивидуальная и коллективная. Вклад каждого участника группы в работу.

 

Самостоятельно отбирать материал для исследования,

работать в группах

Р:Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления.

К: выражать свои мысли  полно и точно.

П:  Группировать, классифицировать предметы, объекты на основе существенных признаков, по заданным критериям.

Мотивация учебной деятельности

25

Работа индивидуальная и коллективная. Вклад каждого участника группы в работу.

 

Самостоятельно отбирать материал для исследования,

работать в группах

Р:Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления.

К: выражать свои мысли  полно и точно.

П:  Группировать, классифицировать предметы, объекты на основе существенных признаков, по заданным критериям.

Мотивация учебной деятельности

26

Логическое построение текстового материала в работе. Научный язык, стиль.

 

Логически выстроить текстовый материал в своей работе.

П: анализ объектов с целью выделения признаков, выбор оснований для сравнения и классификации объектов, установление причинно – следственных связей, построение логической цепи рассуждений.

Р: Формирование положительного

отношения к учению

К: Потребность в общении с учителем

слушать и вступать в диалог

Самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности

27

Наглядный материал. Построение таблиц, схем и т. д.

 

Правильно размещать наглядный материал в работе, строить схемы.

П: Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).

Р: Учиться планировать учебную деятельность на уроке

К: Потребность в общении с учителем

слушать и вступать в диалог

Мотивация учебной деятельности

28

отбор и размещение рисунков, фотографий.

Правильно размещать наглядный материал в работе, строить схемы.

П: Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).

Р: Учиться планировать учебную деятельность на уроке

К: Потребность в общении с учителем

слушать и вступать в диалог

Мотивация учебной деятельности

29

Сокращения, обозначения. Приложения.

Объём исследовательской работы.

 

Эстетически оформлять работу, определять ее объем.

Ведение дневника наблюдения

П: Ориентироваться в своей системе знаний: понимать, что нужна  дополнительная информация (знания) для решения учебной  задачи в один шаг.

Р: выполнение  задания с целью поиска ответа на вопрос

К: Слушать и понимать речь других.

Вступать в беседу на уроке и в жизни.

Самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности

30

Обработка и оформление результатов исследовательской деятельности.

 

Оформлять исследовательскую работу

П: контролировать и оценивать процесс и результат деятельности; оценивать информа­цию

К: Слушать собеседника и вести диалог

Р: Оценивать результаты собственного труда и труда товарищей

Самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности

31

Подготовка и выступление с результатами исследований перед одноклассниками.

Делать анализ проделанной работы

П: контролировать и оценивать процесс и результат деятельности; оценивать информа­цию

К: Слушать собеседника и вести диалог

Р: Оценивать результаты собственного труда и труда товарищей

Самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности

32

Подготовка и выступление с результатами исследований перед одноклассниками.

Делать анализ проделанной работы

П: контролировать и оценивать процесс и результат деятельности; оценивать информа­цию

К: Слушать собеседника и вести диалог

Р: Оценивать результаты собственного труда и труда товарищей

Самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности

33

Заметка в газету  о результатах проведённых исследований

Делать анализ проделанной работы

Р: выделять и формулировать то, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, определять качество и уровень усвоения

 П: устанавливать аналогии; строить рассуждения

 К: аргументиро­вать свою позицию и координиро­вать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной дея­тельности

Самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности

34

Подведение итогов работы за год.

Анализ исследовательских работ.

Делать анализ проделанной работы

Р: выделять и формулировать то, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, определять качество и уровень усвоения

 П: устанавливать аналогии; строить рассуждения

 К: аргументиро­вать свою позицию и координиро­вать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной дея­тельности

Самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности

 

Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса

Интернет -ресурсы

1. htt: /www.irsh.redu.ru/ - сайт журнала «Исследовательская работа школьников».

2. htt: /www.irsh.researcher.ru/ - портал развития исследовательской деятельности.

3. htt: /www.news.redu.ru/ - рассылка новостей  в рамках проекта «Развитие исследовательской деятельности учащихся в России».

4. htt: /www.redu.ru/ - сайт Центра развития исследовательской деятельности учащихся.

5.  Газета  «Начальная школа» за 2008-2009 года.№14,№13,№9,№5. Издательский дом «Первое сентября».

          6. Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников.  Издательство «Учебная литература»,  дом «Фёдоров», 2008.

7. Савенков А.И. Рабочая тетрадь. Я – исследователь. Издательство дом «Фёдоров». 2008

 

В качестве учебно-методических пособий к программе для учителя используется:

 

1.Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников. Издательство «Учебная литература»,  дом «Фёдоров», 2008.

2.Савенков А.И. Я – исследователь. Рабочая тетрадь для младших школьников. Издательство дом «Фёдоров». 2008

3.Интернет - ресурсы: http://www.zavuch.info

 

Для  обучающихся:

1.Рабочая тетрадь. Савенков А.И. Я – исследователь. Рабочая тетрадь для младших школьников. Издательство дом «Фёдоров». 2008

2.Детские энциклопедии, справочники и другая аналогичная литература, интернет.