РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ПОНЕДЕЛЬНИК»

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Гимназия №6 имени С.Ф. Вензелева»

 

Обсуждено на заседании

Методического совета

Протокол № 1

От 31 августа  2015 год

 

Утверждаю

Директор МБОУ Гимназия №6

Г.А. Четверухина

Приказ № 270-п

От 01 сентября 2015 год

 

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ  «ПОНЕДЕЛЬНИК»
клуб любителей песни под гитару

5-9 классы

 

СОЦИАЛЬНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ

 

 

 

 

 

 

Составитель: Глазунова Н.Б.

заместитель директора по воспитательной работе

 

 

 

 

 

Программа курса внеурочной деятельности

« Клуб любителей песен под гитару» (5-9 классы)

  1. Пояснительная записка:

Актуальность  программы курса внеурочной деятельности «Клуб любителей песен под гитару» определена переходом системы образования к Федеральному государственному образовательному стандарту основного общего образования. Программа разработана на основе требований к результатам освоения ООП ООО МБОУ Гимназия №6, составлена на основе  программы внеурочной деятельности «Юный гитарист» авторы В.А. Ерзунов, С.П. Куприн (М., Просвещение 2011г.).

Программа соответствует общекультурному и духовно-нравственному направлениям, основной целью которых является нравственное,  и художественно-эстетическое развитие личности ребенка, приобщение к гуманистическим ценностям культуры и развитие творческих способностей. Эмоциональное отношение к ценностям культуры воспитывает,  прежде всего, искусство, оно духовно обогащает, воспитывает чувствующего человека. Творчество  предполагает  самостоятельность,  независимость, оригинальность  мышления,  богатство  отношений.  Творческий  человек склонен  к  нестандартным,  оригинальным  действиям,  он  самостоятелен  в своих  суждениях,  имеет  свою  точку  зрения  и  умеет  аргументированно  ее отстаивать. В каждом человеке природой заложено творческое начало, рано или поздно появляется желание его реализовать. По статистике музыка является самым  массовым  и  доступным  видом  искусства,  поэтому  многие  пробуют свои силы в данном виде творчества. Бесспорным лидером по популярности среди  музыкальных  инструментов  считается  гитара.

В.А. Сухомлинский считал, что музыкальное воспитание - это не воспитание музыканта, а  воспитание человека, поэтому главным для данного курса является не только формирование основ игры на гитаре, сколько  развитие духовных, нравственных,  партиотических чувств через приобщение к лучшим образцам бардовской, авторской песни В. Высоцкого, Ю. Визбора, Б. Окуджавы, Ю Кима, А. Дольского, Н. Матвеевой и других.

 

  1. Общая характеристика курса   

В соответствии с миссией МБОУ Гимназия №6 города Междуреченска программа курса внеурочной деятельности «Клуб любителей песни под гитару» способствует реализации задач гимназического образования, так как воспитывает гражданские качества личности, патриотические чувства, развивает интеллектуально-творческие способности, речевую культуру обучающихся.

Цель: Создание условий для воспитания духовно-развитой, высококультурной личности,  обладающей гуманистическим мировоззрением, чувством патриотизма; воспитание любви к русской культуре, искусству.

Задачи:

  • развивать интерес к музыке;
  • научить приёмам исполнительского мастерства игры на шестиструнной гитаре;
  • научить  понимать и анализировать произведения искусства;
  • стимулировать учащихся к созданию собственных песен
  • формировать коммуникативную,  социальную, этическую и гражданскую компетентности.

Программа курса внеуровной деятельности «Клуб любителей песни под гитару» имеет тесную связь с предметными результатами освоения основной образовательной программы основного общего образования, в частности, в изучении «Литературы», «Русского языка», «Музыки».

Практическая значимость

 Изучение курса внеурочной деятельности позволит:

  • овладеть основами аккомпанирования на гитаре в короткие сроки;
  • познакомиться с особенностями бардовской, авторской, туристической песни;

 

В основе программы курса лежит системно-деятельностный подход, который позволяет обеспечить:

  • формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию,
  • активную учебно-познавательную деятельность обучающихся,
  • построение образовательного процесса с учётом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся.

 

Программа курса создана с учётом возрастных особенностей детей 11-15 лет, для которых характерна адаптация  к новой ситуации развития, самоиндетефикация, развитое чувство самоуважения и самопринятия, определение себя в системе социальных связей и отношений, начало профессионального самоопределения.

Данная программа создает условия  для успешной социализации. Участники получают социально-значимый опыт, способствующий профессиональному самоопределению и формированию активной гражданской позиции.

Особое  внимание  уделяется  сохранению  эмоционального контакта  с  педагогом  и  другими  участниками  объединения,  осознанию чувства  солидарности  и  товарищеской  взаимопомощи  при  выстраивании игры в ансамбле.  Для  детей  с  недостаточным  развитием  музыкальных  и  физиологических способностей,  требования,  предусмотренные  программой,  могут  быть скорректированы в соответствии с индивидуальными данными.  Программа  не  предусматривает  профессионального  обучения,  так  как ориентирована на детей с различными музыкальными данными, на всех, кто желает  научиться  играть  на  шестиструнной  гитаре.

Особенности реализации программы, описание технологии реализации программы:

Программа курса  основывается на принципах поэтапного углубления знаний, комплексного развития, учета индивидуальности, совместного творческого поиска, коллективности, патриотической направленности.

В занятиях курса можно выделить следующие направления работы:

  • формирование, развитие и совершенствование техники игры на  музыкальном  инструменте;
  • работа над литературно-музыкальным  произведением, его анализ, для понимания и исполнения его под гитару;
  • приобщение к ценностям русской культуры, воспитание духовно-нравственных качеств;
  • приобщение к поэтическому, музыкальному творчеству, развитие потребности  обучающихся в  выражении  своих чувств,  мыслей  и  настроений  через  собственное  сочинение поэтическо-музыкального  произведения  или  оригинальное  исполнение  произведений других авторов.

 

Основное время занятий отводится работе  над исполнением литературно-музыкальных произведений, в процессе которого обучающиеся практически овладевают исполнительским мастерством аккомпанирования на гитаре, театрального мастерства. Часть  занятий посвящена индивидуальной   работе над  произведением по собственному выбору.

Результатом овладения программы курса является активное участие обучающихся в творческих мероприятиях:

  • « Гитара по кругу»,
  • фестивали бардовской песни;
  • творческие мероприятия гимназии («Театральные подмостки», «Евровидедение», «Рождество для всех и для каждого» и др.)

  В рамках программы предусматривается организация встреч с творческими коллективами города, посещение концертов, подготовка и участие в городских фестивалях, подготовка собственных литературно-музыкальных композиций.

Набор   проводится  по  желанию,  без предварительного  прослушивания.

 Основные методы и формы работы:

       1)  словесные (рассказ, объяснение, консультация);

2)  демонстративные (показ образцов исполнения песен под гитару)

3)  анализ художественного текста;

4)  метод практической работы (выполнение работы, репетиции, исполнение);

5)  проблемно- поисковый метод (поиск и отбор материалов);

6) проектный метод (планирование деятельности, моделирование, художественное конструирование)

 

  1. Описание места курса в плане внеурочной деятельности

 Программа курса внеурочной деятельности «Клуб любителей песен по гитару» реализуется в рамках общекультурного, духовно-нравственного направлений, рассчитана на 3 года  для обучающихся 5-6 классов.   На реализацию курса отводится 2 часа в неделю, 68 часов в год, общий объем – 204 часа.

  1. Описание ценностных ориентиров содержания курса внеурочной деятельности.

Основным содержанием духовно-нравственного развития, воспитания и социализации являются базовые национальные ценности.

Источниками нравственного развития  обучающихся в рамках курса внеурочной деятельности «Клуб любителей песен под гитару» являются следующие ценности:

•         труд и творчество (творчество и созидание, целеустремленность и настойчивость, трудолюбие, бережливость);

•         искусство и литература – красота, гармония, духовный мир человека, эстетическое развитие.

На уровне предметного содержания создаются условия для воспитания:

- патриотизма: через активное познание  культуры и традиций своего и других народов;

- ценностного отношения к прекрасному, формирования представлений об эстетических ценностях 

- ценностного отношения к нравственному здоровью

 

  1. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения программы курса внеурочной деятельности.

 

Личностные результаты:

  • наличие  эмоционального  отношения  к  искусству,  эстетического взгляда  на  мир  в  его  целостности,  художественном  и  самобытном разнообразии;
  • формирование  личностного  смысла  постижения  искусства  и расширение ценностной сферы в процессе общения с музыкой;
  • приобретение  начальных  навыков  социокультурной  адаптации  в современном  мире  и  позитивная  самооценка  своих  музыкально-творческих возможностей;
  • развитие  мотивов  музыкально-учебной  деятельности  и  развития творческого  потенциала  в  процессе  коллективного  (индивидуального) музицирования;
  • продуктивное  сотрудничество  (общение,  взаимодействие)  со сверстниками  при  решении  различных  творческих  задач,  в  том  числе музыкальных;
  • развитие  духовно-нравственных  и  этических  чувств,  эмоциональной отзывчивости, понимание и сопереживание, уважительное отношение к историко-культурным традициям других народов

Метапредметные результаты:

  • наблюдение за различными явлениями жизни и искусства в учебной и внеурочной  деятельности,  понимание  их  специфики  и  эстетического многообразия;
  • ориентированность  в  культурном  многообразии  окружающей действительности,  участие  в  жизни  микро  - и  макросоциума  (группы, класса, школы);
  • овладение  способностью  к  реализации  собственных  творческих замыслов  через  понимание целей,  выбор  способов  решения  проблем поискового характера; применение  знаково-символических  и  речевых  средств  для  решения коммуникативных и познавательных задач;
  • готовность  к  логическим  действиям:  анализ,  сравнение,  синтез, обобщение,  классификация  по  стилям  и  жанрам  музыкального искусства;
  • планирование,  контроль  и  оценка  собственных  учебных  действий, понимание  их  успешности  или  причин  неуспешности,  умение корректировать свои действия;
  • участие  в  совместной  деятельности  на  основе  сотрудничества, поиска компромиссов, распределения функций и ролей;
  • умение  воспринимать  окружающий  мир  во  всём  его  социальном, культурном, природном и художественном разнообразии.

Обучающиеся  смогут  приобщиться  к  музыкально-художественной культуре  через  активизацию  творческих  способностей  в  сфере  эстрадного музыкально-сценического  искусства;  сформировать  этику  поведения  на занятиях  и  на  сцене;  сформировать  необходимые  для  занятий  способности: выносливость, концентрацию, внимание; сформировать культуру общения и поведения  в  социуме,  навыки  здорового  образа  жизни,  патриотизма, толерантности и т.п

Основным  творческим  показателем  достигнутых  результатов обучаемых  является:  успешное  выступление  на  различных  концертах, конкурсах, фестивалях. 

 

  1. Содержание курса.

Первый год обучения:

1. Вводное занятие

2. Знакомство с музыкальным инструментом 

3. Посадка и постановка рук. Аппликатурные обозначения

4.  Обучение основам техники игры на шестиструнной гитаре

5.  Изучение простых и легких песен

6.  Учебно-тренировочные задания (упражнения, переборы, аккорды)

7. Расширение музыкального кругозора и формирование музыкальной культуры

8. Репетиции и концертные выступления.

 Итого: 68ч.

 

Второй и третий год обучения:

Содержание  2 год обучения 3год обучения

 теория практика  всего  теория практика  всего 

1.Вводное занятие

Посадка и постановка рук. Аппликатурные обозначения

3. Обучение основам техники игры на шестиструнной гитаре

4.  Изучение простых и легких песен

5.  Учебно-тренировочные задания (упражнения, переборы, аккорды)

6.  Расширение музыкального кругозора и формирование музыкальной культуры

7.  Обучение игре в ансамбле

8. Репетиции и концертные выступления.

Итого: 136ч.

 

Содержание программы 1 год обучения:

Вводные занятия (4ч)

1.    Инструктаж  по  технике  безопасности  и  правила поведения.  

2. Знакомство  с музыкальным инструментом.  Теория: Истории создания шестиструнной гитары.  Устройство гитары, её составные части. 

3. Посадка и постановка рук. Аппликатурные обозначения.

 

Теория: Посадка: положение корпуса, ног, правой и левой руки и их влияние на качество     исполнения. 

Практика: Аппликатурные обозначения и их практическое применение на инструменте.

Обучение основам техники игры на гитаре (12ч.)

 Теория: функции правой и левой руки,  название струн,   расположение соответствующих ладов,   диапазон инструмента,  изучение условных обозначений.

Практика:  Освоение инструмента, приобретение умения элементарного

Звукоизвлечения, положение правой руки  при исполнении упражнений, первые упражнения правой рукой.

Овладение начальными двигательными и игровыми навыками:

  -  игра ровным звуком;

  -  простые переборы;

  -  свобода исполнительского аппарата;

  -  постепенное подключение большого пальца;

  -  изучение техники боя. 

Начальная постановка левой руки:

  -   простые аккорды;

  -   чередование басов и аккордов.

Игра двумя руками. Контроль над качеством звука.

Изучение простых и легких песен (14ч.)

Теория: Развитие умения определять характер музыки, определение по слуху направления мелодии, накопление простейших музыкальных впечатлений, понятие о музыкальных жанрах:

  -   знакомство с буквенным обозначением аккордов;

  -   ритмический рисунок пьесы;

  -   отработка несложных динамических изменений;

Практика:   Начальные умения смены аккордов во время исполнения музыкального произведения, выразительное исполнение музыкального произведения, формирование чувства целостности исполняемых песен.

Учебно-тренировочные задания (10 ч.)

Теория: Привыкание к расположению струн с помощью простых упражнений на инструменте, ознакомление с приемами звукоизвлечения на гитаре, отработка правильного ритма.

  Практика:    

Упражнения для правой руки:

   -   правильное положение правой руки  на инструменте.

   -   правильная постановка пальцев.

Воспроизведение звучания открытых струн.

Упражнения на смену пальцев.

Овладение основными переборами;

Отработка в упражнениях техники простого боя.

Расширение музыкального кругозора и формирование музыкальной   культуры (11ч.)

Теория:  Беседы об особенностях музыкально-выразительных средств  инструментальных  произведений.

Практика: 

Посещение фестивалей и конкурсов, концертов. 

Формирование культуры восприятия, умения грамотно оценивать исполнение  музыкальных произведений. 

Репетиции и концертные выступления (17ч.)

Теория:  Понятия о сценическом поведении на концертах, конкурсах, фестивалях.

Практика:  Сольные выступления на мероприятиях

 

Содержание программы 2  год обучения:

Вводное занятие.(4 ч).

 Инструктаж по технике безопасности и правила поведения в кабинете

 Посадка и постановка рук. Аппликатурные обозначения.

 Посадка: положение корпуса, ног, правой и левой руки и их влияние на

качество     исполнения. Аппликатурные обозначения и их практическое

применение на инструменте.

Обучение основам техники игры на шестиструнной гитаре. (7 ч.)

 -  Извлечение звуков. Отработка умения правильно зажимать аккорды.

 - Основные приёмы игры на гитаре (перебор, щипок, бой)

 - Тренировочные упражнения для игры на гитаре. 

Изучение простых и легких песен. (10ч.)

- Правильное звукоизвлечение.

- Разучивание песен.

- Работа над текстом (дикция, осмысление смысла песни);

- Работа над музыкальным оформлением песни, т.е. передача образа,    настроения.

-Выразительное исполнение музыкального произведения (в соответствии с индивидуальным планом).

 -Формирование чувства целостности исполняемых песен.

Учебно-тренировочные задания (упражнения, переборы, аккорды). (16ч.)

 - Отработка правильного ритма.

- Упражнения для правой руки:

 -   правильное положение правой руки  на инструменте.

-   правильная постановка пальцев.

- Воспроизведение звучания открытых струн.

- Упражнения на смену пальцев.

- Овладение основными переборами;

- Отработка в упражнениях техники простого боя.

Расширение музыкального кругозора и формирование музыкальной культуры. (10ч.)

 Посещение фестивалей и конкурсов, концертов. 

Формирование культуры восприятия, умения грамотно оценивать исполнение  музыкальных произведений.

Обучение игре в ансамбле (9ч.)

Репетиции и концертные выступления. (12ч.)

 - работа над исполнительскими навыками. 

- умение применять своё исполнительское мастерство и артистизм при 

  исполнении песен на  сцене. 

Понятия о сценическом поведении на концертах, конкурсах, фестивалях.

Сольные выступления на мероприятиях разного уровня.

 

Содержание программы 3  год обучения:

Вводные занятия. 3 час

Инструктаж по технике безопасности и правила поведения в кабинете

Посадка и постановка рук. Аппликатурные обозначения.

Посадка: положение корпуса, ног, правой и левой руки и их влияние на

качество     исполнения. Аппликатурные обозначения и их практическое применение на инструменте.

Обучение основам техники игры на шестиструнной гитаре. 6 ч.

  -  Извлечение звуков. Отработка умения правильно зажимать аккорды.

  - Основные приёмы игры на гитаре (перебор, щипок, бой)

 - Тренировочные упражнения для игры на гитаре. 

Изучение  песен. 10ч.

 - Правильное звукоизвлечение.

- Разучивание песен.

- работа над текстом (дикция, осмысление смысла песни);

- работа над музыкальным оформлением песни, т.е. передача образа,    настроения.

- Выразительное исполнение музыкального произведения (в соответствии с индивидуальным планом).

 Формирование чувства целостности исполняемых песен.

Учебно-тренировочные задания (упражнения, переборы, аккорды). 13ч.

 - Отработка правильного ритма.

- Упражнения для правой руки:

-   правильное положение правой руки  на инструменте.

-   правильная постановка пальцев.

- Воспроизведение звучания открытых струн

- Упражнения на смену пальцев.

- Овладение основными переборами;

- Отработка в упражнениях техники простого боя.

Расширение музыкального кругозора и формирование музыкальной культуры. 13ч.

 Посещение фестивалей и конкурсов, концертов. 

Формирование культуры восприятия, умения грамотно оценивать исполнение  музыкальных произведений.

Обучение игре в ансамбле 11ч.

Репетиции и концертные выступления. 12ч.

- работа над исполнительскими навыками. 

- умение применять своё исполнительское мастерство и артистизм при    исполнении песен на  сцене. 

Понятия о сценическом поведении на концертах, конкурсах, фестивалях.

Сольные выступления на мероприятиях разного уровня.

 

 

  1. Тематическое планирование с определением основных видов деятельности обучающихся.

1 год обучения.

Основные темы раздела

Основные знания

Виды деятельности

Вводные занятия (4 ч)

1

Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности

Правила техники безопасности

Прослушивание инструктажа

2

Знакомство с музыкальным инструментом

История создания шестиструнной гитары.

Сообщения об истории шестиструнной гитары.

3

Устройство гитары, её составные части

Устройство гитары,  название составных частей шестиструнной гитары.

Записывание, заучивание названий составных частей гитары. Выполнение простых упражнений.

4

Посадка и постановка рук. Аппликатурные обозначения.

Правила посадки, положение корпуса, ног, правой и левой руки, аппликатурные обозначения. Ритм. Способы извлечения звуков.

Аппликатурные обозначения и их практическое применение на инструменте.

Основы техники игры на гитаре (12 ч)

5-7

Освоение инструмента

Функции правой и левой  руки, название струн, расположение ладов, диапозон инструмента, условные обозначения аккордов.

Освоение инструмента, приобретение умения элементарного звкоизвлечения. Первые упражнения

8-10

Положение правой руки.

Правила звукоизвлечения правой рукой. Способы извлечения звуков.

Первые упражнения правой руки: игра ровным звуком, простые переборы, изучение техники боя.

    11-13

Начальная постановка левой руки.

Аккорды, обозначения аккордов. Схемы аккордов, аккорды первой позиции.

Извлечение простых аккордов.

14-16

Игра двумя руками.

Аккорды, обозначения аккордов, рисунки переборов, ритмические рисунки боя.  Схемы аккордов, аккорды первой позиции.

Контроль за качеством звука.

Изучение простых, лёгких песен (14 ч)

17-19

Простые последовательности аккордов.

Аккорды, обозначения аккордов, рисунки переборов, ритмические рисунки боя.  Схемы аккордов, аккорды первой позиции.

Выполнение последовательности аккордов, котроль за качеством звука.

20-21

Определение по слуху направления мелодии.

Аккорды первой позиции, последовательности аккордов.

Выполнение последовательности аккордов, котроль за качеством звука. Начальные умения смены аккордов.

22-25

Разучивание простых, лёгких песен. Разучивание песни «О друге», В. Высоцкий.

Аккорды, обозначения аккордов,  ритмический рисунок боя песни.  Схемы аккордов, аккорды первой позиции.

Разучивание песни: анализ последовательности аккордов, мелодии, слов песни  « О друге» (Высоцкий). Начальные умения смены аккордов.

26-27

Простые последовательности аккордов.

Аккорды, обозначения аккордов, рисунки переборов, ритмические рисунки боя.  Схемы аккордов, аккорды первой позиции.

Выполнение последовательности аккордов, котроль за качеством звука.

28-30

Разучивание песни «Вальс в ритме дождя», Н. Лисица

Аккорды, обозначения аккордов,  ритмический рисунок  песни.  Схемы аккордов, аккорды первой позиции.

Разучивание песни: анализ последовательности аккордов, мелодии, слов песни  «Вальс в ритме дождя» (Н.Лисица). Начальные умения смены аккордов.

Учебно-тренировочные занятия, (10 ч).

31-32

Ознакомление с приемами звукоизвлечения

Правила приемов звукоизвлечения. Правила постановки пальцев.

Упражнения для правой руки.

33-34

Отработка ритмического рисунка

Звучание открытых струн.

Упражнения на смену пальцев.

35-37

Основные переборы.

Перебор, ритмический рисунок, апликатура.

Отработка перебора.

38-40

Техника простого боя

Правила приёма звукоизвлечения. Простой бой

Отработка ритмического рисунка простого боя.

Расширение музыкального кругозора и формирование музыкальной   культуры (11ч.)

41-43

Музыкально-выразительные средства.

Особенности музыкально-выразительных средств музыкальных произведений.

Слушание музыкальных произведений авторской, бардовской песни, аназиз.

44-51

Культура восприятия музыкального произведения

Особенности музыкально-выразительных средств музыкальных произведений.

Культура восприятия музыкального произведения.

Слушание музыкальных произведений авторской, бардовской песни, аназиз, оценивание исполнения, посещение концертных выступлений, встречи с мастерами исполнения авторской, бардовской песни.

Репетиции и концертные выступления, (17ч)

52-53

Правила сценического выступления

Сценическое поведение на концертах.

Слушание, просмотр, анализ сценических выступлений.

54-55

Выбор, анализ музыкального произведения.

Особенности музыкально-выразительных средств музыкальных произведений.

Культура восприятия музыкального произведения.

Слушание, просмотр, анализ сценических выступлений, индивидуадбный выбор музыкального произведения.

56-66

Репетиционные занятия.

Особенности музыкально-выразительных средств музыкальных произведений.

Культура восприятия музыкального произведения.

Анализ музыкального произведения

Выполнение упражнений, репетиционные упражнения, подготовка сольного выступления.

67-68

Концертные выступления.

Культура сценического исполнения музыкального произведения.

Слушание выступлений однокурсников, оценивание.

 

2 год обучения

Основные темы раздела

Основные знания

Виды деятельности

Вводные занятия (4ч).

1

Инструктаж по технике безопасности  во время занятий.

Правила безопасного поведения во время занятий.

Прослушивание инструктажа

2-4

Посадка и постановка рук.

Аппликатурные обозначения, правила посадки:положение корпуса, ног, рук.

Практическое применение правил аппликации, простые упражнения на звукоизвлечение.

Основы техники игры на шестиструнной гитаре (7ч).

5-7

Извлечение звуков

Правила зажимания аккордов. Схемы аккордов.

Простые упражнения на развитие умений правильно зажимать аккорды.

8-11

Основные приёмы игры на гитаре

Правила основных приёмов игры на гитаре: перебор, щипок, бой.

Тренировочные упражнения для игры на гитаре.

Изучение простых и лёгких песен (10ч).

12-13

Выбор песни для разучивания.

Особенности музыкально-выразительных средств музыкальных произведений.

Культура восприятия музыкального произведения.

Слушание, просмотр, анализ сценических выступлений, индивидуадбный выбор музыкального произведения.

14-21

Разучивание песни.

Ритмический рисунок песни, последовательность аккордов, тема, идея песни, выразительное исполнение музыкального произведения.

Разучивание песни: правильное звукоизвлечение; работа над текстом: дикция, понимание смысла песни. Упражнения для правильного исполнения музыкального произведения.

Учебно-тренировочные занятия (16ч).

22-26

Разновидности ритмических рисунков музыкальных произведений.

Ритмические рисунки музыкальных произведений. Разновидности боя, перебора. Правила постановки пальцев.

Выполнение упражнений на формирование умений использования разных ритмических рисунков боя, перебора. Отработка правильного ритма. Упражненния на развитие техники боя.

27-31

Аккорды первой позиции. Последовательности аккордов.

Правила постановки левой руки. Правила аппликатуры. Правила зажимания аккордов. Схемы аккордов. Последовательности аккордов.

Тренировочные упражнения:  использование правил правильного зажимания аккордов, соблюдение правильной аппликатуры. Упражнения на смену пальцев.

32-37

Развитие умений игры на гитаре. Разучивание простых песен.

Ритмический рисунок музыкального произведения, последовательность аккордов, аппликатура.

Упражнение на развитие техники игры на гитаре. Разучивание песен Ю.Визбора «Серёга Санин», «Домбайский вальс».

Расширение музыкального кругозора и формирование музыкальной культуры (10ч)

38-39

Формирование культуры восприятия музыкального произведение.

Тема, идея авторской, бардовской песни. Ритмический рисунок музыкального произведения, последовательность аккордов, аппликатура

Слушание образцов авторской, бардовской песни. Обсуждение тем, идей песен.

40-43

Бардовские песни Ю. Визбора.

Тема, идея авторской, бардовской песни. Ритмический рисунок музыкального произведения, последовательность аккордов, аппликатура

Слушание, просмотр видеоматериалов песен Ю. Визбора. Обсуждение тем,идей творчества Визбора. Разучивание песен.

44-47

Бардовские песни В. Высоцкого.

Тема, идея авторской, бардовской песни. Ритмический рисунок музыкального произведения, последовательность аккордов, аппликатура

Слушание, просмотр видеоматериалов исполнения песен В. Высоцкого. Обсуждение тем,идей творчества Высоцкого. Разучивание песен.

Обучение игре в ансамбле (9ч).

48-49

Игра в ансамбле.

Дуэт. Ансамбль. Ритмический рисунок музыкального произведения. Последовательность аккордов.

Исполнение песен в паре. Упражнения на сохранение индивидуального звукоизвлечения при дуэтном исполнении музыкального произведения.

50-56

Развучивание музыкального произведения дуэтом.

Дуэт. Ансамбль. Ритмический рисунок музыкального произведения. Последовательность аккордов.

Тренировочные занятия дуэтное исполнение музыкального произведения.

Репетиции и концертные выступления (12ч)

57-58

Сценическое поведение при сольном выступлении.

Правила сценического поведения. Сольное исполнение музыкального произведения.

Работа над исполнительскими навыками, умением применять исполнительское мастерство, артистизм при исполнении песни

59-60

Выбор, анализ музыкального произведения.

Особенности музыкально-выразительных средств музыкальных произведений.

Культура восприятия музыкального произведения.

Слушание, просмотр, анализ сценических выступлений, индивидуадбный выбор музыкального произведения.

61-66

Репетиционные занятия.

Особенности музыкально-выразительных средств музыкальных произведений.

Культура восприятия музыкального произведения.

Анализ музыкального произведения

Выполнение упражнений, репетиционные упражнения, подготовка сольного выступления.

67-68

Концертные выступления.

Культура сценического исполнения музыкального произведения.

Слушание выступлений однокурсников, оценивание.

 

3 год обучения

Основные темы раздела

Основные знания

Виды деятельности

Вводные занятия (3ч).

1

Инструктаж по технике безопасности  во время занятий.

Правила безопасного поведения во время занятий.

Прослушивание инструктажа

2-3

Посадка и постановка рук.

Аппликатурные обозначения, правила посадки:положение корпуса, ног, рук.

Практическое применение правил аппликации, простые упражнения на звукоизвлечение.

Основы техники игры на шестиструнной гитаре (6ч).

4-6

Извлечение звуков

Правила зажимания аккордов. Схемы аккордов.

Упражнения на развитие умений  зажимать аккорды.

7-9

Разнообразие приёмов  игры на гитаре

Правила  приёмов игры на гитаре: перебор, щипок, бой.

Тренировочные упражнения для игры на гитаре.

Изучение  песен (10ч).

10-11

Выбор песни для разучивания.

Особенности музыкально-выразительных средств музыкальных произведений.

Культура восприятия музыкального произведения.

Слушание, просмотр, анализ сценических выступлений, индивидуадбный выбор музыкального произведения.

12-19

Разучивание песни.

Ритмический рисунок песни, последовательность аккордов, тема, идея песни, выразительное исполнение музыкального произведения.

Разучивание песни: правильное звукоизвлечение; работа над текстом: дикция, понимание смысла песни. Упражнения для правильного исполнения музыкального произведения.

Учебно-тренировочные занятия (13ч).

20-24

Разновидности ритмических рисунков музыкальных произведений.

Ритмические рисунки музыкальных произведений. Разновидности боя, перебора. Правила постановки пальцев.

Выполнение упражнений на формирование умений использования разных ритмических рисунков боя, перебора. Отработка правильного ритма. Упражненния на развитие техники боя.

25-29

Аккорды Последовательности аккордов.

Правила постановки левой руки. Правила аппликатуры. Правила зажимания аккордов. Схемы аккордов. Последовательности аккордов.

Тренировочные упражнения:  использование правил правильного зажимания аккордов, соблюдение правильной аппликатуры. Упражнения на смену пальцев.

30-32

Развитие умений игры на гитаре. Разучивание  песен.

Ритмический рисунок музыкального произведения, последовательность аккордов, аппликатура.

Упражнение на развитие техники игры на гитаре. Разучивание песен по индивидуальному выбору.

Расширение музыкального кругозора и формирование музыкальной культуры (13ч)

33

Формирование культуры восприятия музыкального произведение.

Тема, идея авторской, бардовской песни. Ритмический рисунок музыкального произведения, последовательность аккордов, аппликатура

Слушание образцов авторской, бардовской песни. Обсуждение тем, идей песен.

34-38

Бардовские песни Б. Окуджавы.

Тема, идея авторской, бардовской песни. Ритмический рисунок музыкального произведения, последовательность аккордов, аппликатура

Слушание, просмотр видеоматериалов песен. Обсуждение тем, идей творчества Разучивание песен.

39-45

Бардовские песни Ю. Кима, А. Дольского, Н. Матвеевой и др.

Тема, идея авторской, бардовской песни. Ритмический рисунок музыкального произведения, последовательность аккордов, аппликатура

Слушание, просмотр видеоматериалов исполнения бардовских песен. Обсуждение тем, идей творчества бардов. Разучивание песен.

Обучение игре в ансамбле (11ч).

46

Игра в ансамбле.

Дуэт. Ансамбль. Ритмический рисунок музыкального произведения. Последовательность аккордов.

Исполнение песен в паре. Упражнения на сохранение индивидуального звукоизвлечения при дуэтном исполнении музыкального произведения.

47-50

Исполнение бардовских песен дуэтом. Творчество Сергея и Татьяны Никитиных.

Тема, идея авторской, бардовской песни. Ритмический рисунок музыкального произведения, последовательность аккордов, аппликатура

Слушание, просмотр видеоматериалов исполнения бардовских песен. Обсуждение тем, идей творчества бардов. Разучивание песен.

51-56

Развучивание музыкального произведения дуэтом.

Дуэт. Ансамбль. Ритмический рисунок музыкального произведения. Последовательность аккордов.

Тренировочные занятия дуэтное исполнение музыкального произведения.

Репетиции и концертные выступления (12ч)

57-58

Сценическое поведение при сольном выступлении.

Правила сценического поведения. Сольное исполнение музыкального произведения.

Работа над исполнительскими навыками, умением применять исполнительское мастерство, артистизм при исполнении песни

59-60

Выбор, анализ музыкального произведения.

Особенности музыкально-выразительных средств музыкальных произведений.

Культура восприятия музыкального произведения.

Слушание, просмотр, анализ сценических выступлений, индивидуадбный выбор музыкального произведения.

61-66

Репетиционные занятия.

Особенности музыкально-выразительных средств музыкальных произведений.

Культура восприятия музыкального произведения.

Анализ музыкального произведения

Выполнение упражнений, репетиционные упражнения, подготовка сольного выступления.

67-68

Концертные выступления.

Культура сценического исполнения музыкального произведения.

Слушание выступлений однокурсников, оценивание.

 

  1. Описание материально-технического, учебно-методического обеспечения образовательного процесса

Материально-техническое обеспечение:

  1. Кабинет, сценическая площадка.
  2. Гитары;
  3. Компьютер;
  4. Обучающие схемы, таблицы аккордов, таблицы обозначения аппликатуры;
  5. Электронные носители (диски).

Учебно-методическое обеспечение:

1.  Избранные пьесы в переложении для одной и двух гитар. Краков, 1973.

2.  Винницкий А. Детский джазовый альбом, М., 1995.

3.  Каркасси М. Школа игры на гитаре. М., 1988.

4.  Медина Э. Школа игры на гитаре фламенко. Buenos Ayres, 1961.

5.  Пухоль Э. Школа игры на гитаре. М., 1977.

 6.  Сагрерас Х. Школа игры на гитаре. М., 1977.

7.  Старинная и современная музыка для шестиструнной гитары. Вып. 1 /

Сост. Н.Иванова-Крамская. М., 1991.

 

  1. Планируемые результаты

Обучающиеся должны знать:

  • устройство гитары, разновидности гитар;
  • правила посадки и постановки рук;
  • основные способы звукоизвлечения;
  • аккорды и их буквенные обозначения;
  • правила аппликатуры, буквенное обозначение аппликатуры.

 

Обучающиеся должны уметь:

  • настраивать инструмент;
  • ориентироваться в расположении аккордов на грифе гитары;
  • использовать разные приемы звукоизвлечения правой рукой;
  • выразительно исполнять  произведения бардов-классиков;

Обучающиеся должны овладеть: 

  • навыками  выступлений на сцене;
  • навыками участия и организации концертов разного уровня;

 

 

 

 

 

Приложение №1

Диагностика личностного развития ребенка в процессе освоения курса внеурочной деятельсти:

 

Показатели

знания, умения

(тестирование, практическое применения, педагогическое наблюдение)

Знания

Умения

Владение терминологией

Чувство ритма

Координация рук

Личностные качества

Слуховая память

Интрес к занятиям

Творческая активность

Высокий уровень

Средний уровень

Низкий уровень

 

 

 

Поведенческие качества

Конфликтность (отношение ребенка к столкновению интересов (спору) в процессе взаимодействия)

Тип сотрудничества (отношение ребенка к общим делам)