РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Я ГИМНАЗИСТ»

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Гимназия №6 имени С.Ф. Вензелева»

Обсуждено на заседании

Методического совета

Протокол № 1

От 31 августа  2015 год

 

Утверждаю

Директор МБОУ Гимназия №6

Г.А. Четверухина

Приказ № 270-п

От 01 сентября 2015 год

 

 

 

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Я ГИМНАЗИСТ»
 

5-6 классы

 

 

 

ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ НАПРАВЛЕНИЕ

 

 

 

 

Составитель: Глазунова Н.Б.

заместитель директора по воспитательной работе

 

 

 

 

 

Программа курса внеурочной деятельности «Я  -гимназист»

Программа курса внеурочной деятельности «Я - гимназист»  разработана на основе требований к результатам освоения ООП ООО МБОУ Гимназия №6.

Актуальность программы курса внеурочной деятельности «Я - гимназист» определена переходом системы образования к Федеральному государственному образовательному стандарту основного общего образования, методологической основой которого является Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. В Концепции определена важная роль школы, где должна быть сосредоточена не только интеллектуальная, но и гражданская, духовная и культурная жизнь обучающегося. Основным содержанием духовно-нравственного развития, воспитания и социализации являются национальные ценности: Россия, многонациональный народ Российской Федерации, гражданское общество, семья, труд, искусство, природа, человечество, они  являются источниками нравственности, лежат в основе уклада школьной жизни.

МБОУ Гимназия № 6  -образовательная организация, осуществляющая образовательную деятельность, направленную на подготовку выпускников, владеющих фундаментальными знаниями, широким научным кругозором, творческих личностей, обладающих общей культурой, способных к исследовательской деятельности, самосовершенствованию и самореализации в свободном выборе жизненного пути.

            Особенностями гимназического образования являются:

  • значимость развития интеллектуально-творческих способностей обучающихся;
  • актуальность гражданско-патриотического воспитания;
  • значимость формирования  речевой  и информационной культуры обучающихся.

В соответствии с миссией МБОУ Гимназия №6 города Междуреченска программа курса внеурочной деятельности «Я - гимназист» способствует реализации задач гимназического образования, так как воспитывает гражданские качества личности, патриотические чувства, развивает интеллектуально-творческие способности, речевую культуру обучающихся.

Программа курса «Я - гимназист» реализует духовно-нравственное, социальное направления внеурочной деятельности.

Цель курса внеурочной деятельности: Создание условий для формирования и развития гражданских качеств, патриотических чувств  гимназистов.

Задачи:

  • развивать познавательный  интерес к  истории,  традициям  гимназии, города, края, страны;
  • формировать навыки успешной социализации, представлений об общественных приоритетах и ценностях через практику общественных отношений;
  • развивать доброжелательность и эмоциональную отзывчивость, понимание и сопереживание другим людям, приобретение опыта оказания помощи другим людям;
  • способствовать реализации  социальной активности гимназистов через участие и организацию традиционных мероприятия, акций гимназии, города

Программа рассчитана 39 часов (5 класс), 41 час (6 класс) предполагает как равномерное распределеие этих часов по неделям и проведение еженедельных внеурочных занятий, так и неравномерное их распределение с возможностью организовать занятия крупными блоками («Посвящение в гимназисты», День науки, Школа актива).

Программа «Я – гимназист» является программой  воспитательной работы с коллективом обучающихся 5 – 6 классов. Программа реализуется классным руководителем при поддержке педагога – организатора школьных дел и учителей – предметников. Программа рассчитана на 2 года.

 

Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности «Я - гимназист»

Личностные результаты освоения курса внеурочной деятельности «Я -   гимназист».

  • принятие гимназистами базовых национальных ценностей, духовных традиций;
  • формирование патриотизма и гражданской идентичности;
  • освоение социальных норм, правил поведения, форм социальной жизни;
  • формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного ответственного отношения к собственным поступкам;
  • развитие этических чувств, доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости, понимая и сопереживая чувствам других людей.

Метапредметные результаты:

  • Развитие регулятивных УУД (действий целеполагания, планирования, прогнозирования)
  • Развитие познавательных УУД (самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера, систематизация и преобразование информации)
  • Развитие коммуникативных УУД (умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, умение задавать вопросы, адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач)

Содержание курса внеурочной деятельности «Я – гимназист» с указанием  форм организации и видов деятельности

Основным содержанием воспитания гражданских качеств, патриотических чувств являются базовые ценности: любовь к России, своему народу, своему краю; служение Отечеству; правовое государство, гражданское общество; закон и правопорядок; поликультурный мир; свобода личная и национальная; доверие к людям, институтам государства и гражданского общества.

Курс внеурочной деятельности «Я - гимназист»  состоит из трех разделов:

  • Моя гимназия;
  • Любимый город;
  • Моя Россия.

 

I. Раздел Моя гимназия.

1. «По каким законам живет школа? Права и обязанности гимназиста» 1 час.

Классный час. Знакомство с документами МБОУ Гимназия №6 «Устав гимназии», «Правила внутреннего распорядка», «Положение о школьной одежде и внешнему виду обучающихся», «Положение о дежурстве». Введение  выпускников начального уровня общего образования в  школьную жизнь на уровне основного общего образования.

Теоретическая часть: закон, права, обязанности.

Практическа часть: беседа о понимании требований уставных документовгимназистам.

2. «Кто такой С.Ф. Вензелев? Почему наша гимназия носит его имя?» 2 час.

Классный час. Знакомство с биографией С.Ф. Вензелева.

Теоретическая часть: Кто такой Почетный гражданин города, его вклад в развитие родного края. Биография С.Ф. Вензелева.

Практическая часть: оформление стенда.

3. Праздник «Посвящение в гимназисты» 5 часов- поэтапноезнакомство и приобщение к ценностям гимназического образования, детской организацией «Универс»:

Подготовительный этап 2 часа:

Творческая встреча «Мой класс»: изучение интересов, особенностей классного коллектива, подготовка сценария визитки, репетициии представление визитки класса.

Игровой тренинг «Традиции нашей Гимназии».  2 часа :

Этапы: «История и традиции  нашей гимназии»представление основных традиционных направлений деятельности гимназии: значимость развития интеллектуально-творческих способностей обучающихся; актуальность гражданско-патриотического воспитания через представление лучших гимназистов, традиционных мероприятий;

«Наша детская организация «Универс»: Символика и деятельность детской организации гимназии «Универс». Знакомство с гербом, гимном гимназии, структурой организации,  благотворительной деятельностью.

Создание герба класса, выборы органов самоуправления класса.

«Умники и умницы» (индивидуальный тур): выполнение заданий интеллектуального характера, нацеленные на выяление самых интеллектуальных гимназистов пятиклассников.

«Думаем вместе» (Совместное решение заданий) Предлагается описание некой ситуации, которая выглядит довольно загадочно. Выслушав, играющие задают вопросы, но только такие, на которые ведущий может ответить «да» или «нет». Задача играющих – разгадать ситуацию, объяснить все странное и непонятное в рассказе. Игра развивает логическое мышление, учит двигаться к истине кратчайшим путём, формирует понимание ценности информации, навык анализа и обобщения большого количества разнородных сведений.

«Что такое дружба?» (групповой тур). Игра«Минное поле»(задание на совместные действия группы – устанавливается алгоритм выполнения через пробы и отслеживание ошибочных ходов. В зале  расчерчено поле из 20 клеток,  в каких-то из них мины (где есть мины, знает только ведущий). Задача команды: пройти через поле, не нарвавшись на мины. Условие – только невербальное общение. Пробуют по - одному. Когда участник нарывается на мину, ведущий говорит: «БИП!», участник сходит с пути, следующий начинает сначала. Всей команде необходимо пройти через минное поле.).

Заключительный этап: подведение итогов, посвящение пятиклассников в гимназисты.

4. День науки (2 часа)

Формирование мотивационной готовности обучающихся к выполнению учебного исследования.  Праздник построен по принципу мастер-классов, для участия в которых формируются группы обучающихся по  свободному выбору. В рамках мероприятия обучающийся выбирает не менее 2 мастер-классов. Формы проведения мастер- классов: игра, практическая работа, лабораторная работа. Примерная тематика мастер-классов: «Сравнение портретов исторических лиц», «Установление достоверности исторических сведений», «Как провести анкетирование», «Как преобразовать текст в таблицу», «Наблюдение и измерение в биологии», «Правила анализа литературного текста», «Правила оформления презентации», «Способы обработки статистической информации», «Что такое анализ? (игра «Танграм»), «Как собрать прибор для измерения», «Родство европейских языков», «Сравнение Индии Афанасия Никитина и современной Индии». Пятиклассники знакомятся с целями и задачами научного общества «Сократ», с успехами гимназистов в учебном исследовании.  Во второй половине представляютсямастер-классы старшеклассников о  результатах своих исследовательских работ. При подведении итогов Дня науки разгадывается кроссворд с ключевыми  понятиями дня:  «наука», «исследования», «анализ», «наблюдение», «сравнение». Завершает праздниканкетирование, в ходе которого выявляются пятиклассники, желающие заниматься учебным исследованием.

5. Школа актива (9 часов)

  • Что такое проект? Определение круга проблем социальной направленности (1 час)
  • Проектирование дела социальной направленности (День здоровья, Театральные подмостки благотворительный концерт и т.д.) (2 часа)
  • Реализация проекта. Подведение итогов.(6 часов)

6. Мое портфолио (5 часов)

  • Классные часы «Что такое портфолио».
  • Стартовая линейка конкурса «Лучший гимназист».
  • Индивидуальная или групповая работа по оформлению портфолио, подготовки его презентации.
  • Общешкольный праздник по результатам конкурса «Лучший гимназист»

II.Раздел «Любимый город»

1. «Первый в городе краеведческий музей»(1 час). Экскурсия в школьный краеведческий музей.

Классный час-экскурсия «Солдат. Учитель. Краевед», посвященный этапам биографии основателя первого в городе краеведческого музея.

Краеведческое лото «Быт и культура коренного населения, шорцев».

Теоретическая часть: биография В.Г. Куспекова-основателя краеведческого  музея.

Практическая часть: игра-знакомство и основными экспонатами экспозиции школьного музея.

2. Краеведческая игра «Родной Кузбасс.  Любимый город» (1 час).

Игра знатоков-краеведов выявляет знания о символике города, Кемеровской области, флоре и фауне родного края, полезных ископаемых, топонимике, городах Кузбасса.

Теоретическая часть: символы города Междуреченска, Кемеровской области, флора, фауна, полезные ископамые, топонимика.

3. Проект «Улицы родного города»(7 часов)

Основные этапы реализации проекта:

  • Определение целей, основных этапов, сроков реализации проекта (1 час)
  • Изучение и сбор материалов по истории улиц (изучение истории строительсва улиц родного города, работа с архивными материалам краведческого музея, городских библиотек; экскурсии по городу; встречи с первостроителями города Междуреченска) (4 часа)
  • Оформление и презентация результатов поисково-исследовательской деятельности, подведение итогов (Линейки- презентации, викторина,  классные часы  «Улицы любимого города») (2 часа)

III. Раздел «Моя Россия»

1. Фестиваль песен о России (2 часа) (подготовка и исполнение песни о Родине)

2. Вклад моей семьи в Победу Великой Отечественной войны (2часа).

Изучение  семейных архивных материалов. «Лента памяти»- презентация результатов поисковой  деятельности.

3.Кузбассовцы–герои Великой Отечественной войны. (1час) (тематические линейки, классные часы).

4. «Никто не забыт, ничто не забыто». Экскурсия в холл Боевой славы гимназии (1 час).

 Знакомство с материалами стендов школьного холла боевой славы по темам (выборочно) «Партизанское движение», «Города-герои», «Великие битвы», «Выдающиеся полководцы», «Пионеры-герои», «Подвиг  Кузбасса», «Нацистские концлагеря», «Боевые награды».

Викторина по материалам стендов.

6 класс

I. Раздел Моя гимназия.

1.«По каким законам живет наша страна? Главный закон России » 1 час.

Классный час. Формирование представлений обучающихся об основных положениях Конституции РФ, об основных правах и обязанностях граждан. Игра «Какие права сказочных героев нарушены».

Теоретическая часть: закон, права, обязанности.

Практическая часть: беседа о понимании прав и обязанностей граждан РФ, игра.

2. Стартовая линейка конкурса «Лучший гимназист».

3. Праздник «Я гражданин. Я активист» 5 часов - приобщение к ценностям гимназического образования, детской организацией «Универс»:

Подготовительный этап. 2 часа:

«Актив нашего класса»: изучение гражданской позиции и активности обучающихся класса, особенностей классного актива, выборы органов самоуправления класса, определение сферы ответственности, подготовка сценария визитки актива класса, репетиции и представление визитки.

Этап «Испытания».  3 часа:

Встреча с активом школьной организации «Универс».«История детского движения страны, гимназии» (история пионерской организации, детской организации «Универс», основные принципы, направления деятельности, законы).

Обсуждение: «По каким законам живет наш класс?»

«Что такое дружба?». Игра на сплочение «Учимся договариваться» (групповой тур, проблемные ситуации на совместные действия группы)

«Думаем вместе». Игра на совместное решение заданий. Предлагается описание некой ситуации, которая выглядит довольно загадочно. Выслушав, играющие задают вопросы, но только такие, на которые ведущий может ответить «да» или «нет». Задача играющих – разгадать ситуацию, объяснить все странное и непонятное в рассказе. Игра развивает логическое мышление, учит двигаться к истине кратчайшим путём, формирует понимание ценности информации, навык анализа и обобщения большого количества разнородных сведений.

Мозговой штурм «Что значит быть нужным?»Обсуждение проблем общества, определение тем проектов социальной направленности.

4. Школа актива (3 часа): Определение темы, основных этапов, сроков проектов социальной направленности , проектирование дела социальной, экологической направленностей (День здоровья, благотворительный концерт и т.д.).

Реализация проекта, подведение итогов.(6 час)

5. День науки (2 часа)

Формирование мотивационной готовности обучающихся к выполнению учебного исследования.  Праздник построен по принципу мастер-классов, для участия в которых формируются группы обучающихся по  свободному выбору. В рамках мероприятия обучающийся выбирает не менее 2 мастер-классов. Формы проведения мастер- классов: игра, практическая работа, лабораторная работа. Примерная тематика мастер-классов: «Сравнение портретов исторических лиц», «Установление достоверности исторических сведений», «Как провести анкетирование», «Как преобразовать текст в таблицу», «Наблюдение и измерение в биологии», «Правила анализа литературного текста», «Правила оформления презентации», «Способы обработки статистической информации», «Что такое анализ? (игра «Танграм»), «Как собрать прибор для измерения», «Родство европейских языков», «Сравнение Индии Афанасия Никитина и современной Индии». Шестиклассники знакомятся с целями и задачами научного общества «Сократ», с успехами гимназистов в учебном исследовании.  Во второй половине представляются мастер-классы старшеклассников о  результатах своих исследовательских работ. При подведении итогов Дня науки разгадывается кроссворд с ключевыми  понятиями дня:  «наука», «исследования», «анализ», «наблюдение», «сравнение». Завершает праздник анкетирование, в ходе которого выявляются желающие заниматься учебным исследованием.

6. Общешкольный праздник по результатам конкурса «Лучший гимназист»(2 часа)

II. Раздел «Любимый город»

  1. Почетные граждане нашего города Классный час-экскурсия в городской краеведческий музей.  Знакомство с биографиями и вкладом Почетных граждан в развитие города. Встреча с Почетными гражданами Междуреченска. (1 час).
  2. История Междуреченска. Просмотр  документального фильма об истории города Междуреченска, встреча с первостроителями. (1 час).
  3. Краеведческая игра «Родной Кузбасс.  Любимый город» (1 час).

Игра знатоков-краеведов выявляет знания о символике города, Кемеровской области, флоре и фауне родного края, полезных ископаемых, топонимике, городах Кузбасса.

Теоретическая часть: символы города Междуреченска, Кемеровской области, флора, фауна, полезные ископаемые, топонимика.

III. Раздел «Моя Россия»

  1. Фестиваль песен о России (2 часа) (подготовка и исполнение песни о Родине)
  2. Дети  войны (2часа). Изучение  семейных архивных материалов, презентация результатов исследовательской деятельности.
  3. Пионеры-герои Великой Отечественной войны. (2 часа) (тематические линейки, классные часы, посвященные подвигам героев).

Теоретическая часть: что такое подвиг, подвиг пионеров-героев.

Практическая часть: подготовка сценария, ведущих, проведение линейки.

  1. «Никто не забыт, ничто не забыто» Подготовка экскурсии по стендам холла боевой славы, поиск дополнительного материала к экскурсии. Проведение экскурсии и викторины для пятиклассников гимназии (3 час).

Теоретическая часть: знакомство с материалами стендов школьного холла боевой славы.

Практическая часть: поиск дополнительного материала, подготовка экскурсии по стенду, подготовка экскурсоводов, подготовка викторины, проведение экскурсии.

  1. Участие в общешкольном экологическом проекте «Люби. Береги. Преумножай»(7 часов)

Основные этапы реализации проекта:

  • Определение целей, основных этапов, сроков реализации проекта (1 час)
  • Изучение и сбор материалов по заповедным землям  России(4 часа).
  • Оформление и презентация результатов исследовательской деятельности, подведение итогов (Линейки- презентации, викторина,  классные часы  «Люби. Береги. Преумножай») (2 часа)

 

 

 

 

 

Тематическое планирование

5 класс 39 часов

Раздел, количество часов

№ занятия

Тема

1

Моя Гимназия, 22 часа

1

Классный час «По каким законам живет гимназия? Права и обязанности гимназиста»

2

Классный час «Что такое портфолио?»

3

Классный час «Гражданин, чьё имя носит Гимназия»

4

Творческая встреча «Мой класс»

5

Игровой тренинг «Традиции нашей Гимназии»

6

Праздник «Посвящение в гимназисты»

7

День науки

8

Школа актива «Учимся проектировать полезное дело»

9

Реализация классных проектов, подведение итогов

10

Общешкольный праздник «Лучший гимназист»

2

Любимый город, 10 часов

1

Экскурсия в школьный краеведческий музей «Солдат. Учитель. Краевед» (памяти В.Г. Куспекова – основателя школьного музея)

2

Краеведческое лото «Быт и культура  коренного населения Кузбасса»

3

Краеведческая игра «Родной Кузбасс. Любимый город»

4

Реализация проекта «Улицы родного города»

3

Моя Россия, 6 часов

1

Фестиваль песен о России

2

Лента памяти. Презентация результатов поиска «Вклад моей семьи в Победу в Великой Отечественной войне» (старт и презентация)

3

Тематическая линейка «Кузбассовцы – герои Великой отечественной войны»

4

Экскурсия в школьный зал боевой славы «Никто не забыт, ничто не забыто!»

6 класс    41 час

Раздел, количество часов

№ занятия

Тема

1

Моя Гимназия, 21 час

1

Классный час «Главный закон России»

2

Беседа «Кто такой лидер?» РДШ

3

Стартовая линейка конкурса «Лучший гимназист»

4

Выборы актива класса

5

Творческая группа «Визитка класса»

6

Игровой тренинг «Я гражданин. Я активист»

7

День науки

8

Школа актива

9

Реализация классных проектов

10

Общешкольный праздник по результатам конкурса «Лучший гимназист»

2

Любимый город, 4 часа

1

Классный час – экскурсия в городской краеведческий музей «Почетные граждане нашего города»

2

Просмотр фильма  об истории города Междуреченска. Встреча с первостроителями города.

3

Краеведческая игра «Родной Кузбасс. Любимый город»

3

Моя Россия, 16 часов

1

Фестиваль песен о России

2

Участие в общешкольном экологическом проекте «Люби. Береги. Преумножай»

3

Классный час «Пионеры – герои Великой Отечественной войны» (подготовка и проведение классного часа)

4

Выполнение поискового задания  «Дети войны» (старт, презентация результатов выполнения поискового задания)

5

Подготовка и проведение экскурсий «Никто не забыт, ничто не забыто!» для пятиклассников в школьном зале Боевой славы

 

 

Мониторинг результативности программы внеурочной деятельности

Воспитательные результаты работы по данной программе внеурочной деятельности необходимо  оценивать по трём уровням:

Результаты первого уровня: приобретение школьником социальных знаний;

Результаты второго уровня: формирование ценностного отношения к социальной реальности;

Результаты третьего уровня: получение школьником опыта самостоятельного общественного действия.

1 уровень:

  •  представление об институтах гражданского общества, о возможностях участия граждан в общественном управлении;
  • знание основных положений Конституции РФ, символов государства, Кемеровской области, города Междуреченска, МБОУ Гимназия №6.
  • знание национальных героев и важнейших событий истории России, Кемеровской области, г. Междуреченска, гимназии;
  • знание о различных общественных организациях, их структуре, целях, характере деятельности;
  • сознательное понимание своей принадлежности к социальным общностям (семья, классный, школьный коллективы), определение своей роли в сообществах.
  • нравственное представление о дружбе, взаимопомощи, ответственности;
  • знание традиций класса, гимназии, бережное отношение к гимназии;

2 уровень:

  • ценностное отношение к России, своему народу, краю, государственной символике, законам РФ, родному языку, народным традициям;
  • позитивное отношение, сознательное принятие роли гражданина;
  • уважительное отношение к старшим, доброжелательное отношение к младшим и сверстникам;

3 уровень:

  • опыт участия в гражданской жизни класса, гимназии, города:
  • ответственное выполнение общественного поручения;
  • активное участие в организации и проведении традиционных мероприятий гимназии;
  • активное участие в городских, областных, общероссийских  мероприятиях, акциях, конкурсах гражданско-патриотической направленности;
  • опыт самореализации, умение выражать себя в доступных видах творчества.
    • умение обосновывать свою позицию, достигать взаимопонимания;
    • умение выполнять правила поведения в классном и школьном коллективах;
    • умение вести практическую деятельность в составе социокультурной группы конструктивной общественной направленности;
    • умение устанавливать дружеские, гуманные отношения, основанные на нравственных нормах.