Рекомендуемые критерии оценивания итогового сочинения организациями, реализующими образовательные программы высшего образования
Данные критерии носят рекомендательный характер. Образовательная организация высшего образования вправе разработать собственные критерии оценивания итогового сочинения, в том числе на основе предложенных.
Сочинение оценивается по десяти критериям и с учетом его объема и самостоятельности.
Критерии № 1 и № 2 являются основными. Если при проверке сочинения по критерию № 1 или № 2 поставлено 0 баллов, то сочинение дальше не проверяется: по всем остальным критериям выставляется 0 баллов.
Критерии оценивания |
Баллы |
К1. Соответствие теме |
|
Участник раскрывает тему сочинения или в той или иной форме рассуждает на предложенную тему, выбрав убедительный путь её раскрытия (например, отвечает на вопрос, поставленный в теме, или размышляет над предложенной проблемой, или строит высказывание на основе связанных с темой тезисов и т.п.), коммуникативный замысел сочинения выражен ясно. |
2 |
Участник поверхностно рассуждает на предложенную тему или рассуждает на тему, близкую к предложенной, коммуникативный замысел сочинения прослеживается. |
1 |
Сочинение не соответствует теме, и/или коммуникативный замысел сочинения не прослеживается. |
0 |
К2. Аргументация. Привлечение литературного материала |
|
Участник при раскрытии темы сочинения строит рассуждение на основе произведения (произведений) отечественной или мировой литературы по собственному выбору, показывая разный уровень осмысления литературного материала: от элементов смыслового анализа (например, тематика, проблематика, сюжет, характеры и т.п.) до комплексного анализа художественного текста в единстве формы и содержания; выбор литературного произведения и аспекты его анализа оправданны с точки зрения темы; допущено не более 1 фактической ошибки, связанной со знанием литературного материала (ошибка в написании автора и названия произведения, имен персонажей и топонимов произведения, в изложении сюжетной линии, литературных и исторических фактов и т.п.) |
2 |
Участник строит рассуждение с опорой на литературный материал, но ограничивается общими высказываниями по поводу художественного произведения, и/или привлекает литературный материал не вполне уместно с точки зрения выбранной темы, и/или ограничивается простым пересказом художественного произведения, и/или допущены 2-4 фактические ошибки, связанные со знанием литературного материала. |
1 |
сочинение написано без привлечения литературного материала, или литературные произведения лишь упоминаются в работе, не становясь опорой для рассуждения, и/или сочинение содержит 5 и более фактических ошибок. |
0 |
К3. Композиция |
|
Сочинение отличается композиционной цельностью, логичностью изложения мыслей и соразмерностью частей, внутри смысловых частей нет нарушений последовательности и необоснованных повторов. |
2 |
Сочинение отличается композиционной цельностью, его части логически связаны между собой, но внутри смысловых частей есть нарушения последовательности и необоснованные повторы, и/или в сочинении прослеживается композиционный замысел, но есть нарушения композиционной связи между смысловыми частями, и/или мысль повторяется и не развивается. |
1 |
Грубые логические нарушения мешают пониманию смысла написанного, или отсутствует тезисно-доказательная часть, или аргументация не убедительна. |
0 |
К4. Качество речи |
|
Участник точно выражает мысли, используя разнообразную лексику и различные грамматические конструкции, при необходимости уместно употребляет термины, избегает штампов. |
2 |
Участник точно выражает мысли, но его речь характеризуется бедностью словаря и однообразием грамматического строя речи. |
1 |
Низкое качество речи существенно затрудняет понимание смысла, или сочинение написано бедным, примитивным языком, или изобилует просторечными выражениями и вульгаризмами. |
0 |
К5. Оригинальность сочинения |
|
Участник демонстрирует творческий, нестандартный подход к раскрытию темы (в сочинении отмечаются интересные мысли, или неожиданные и вместе с тем убедительные аргументы, или свежие наблюдения и проч.) или яркость стиля. |
1 |
Участник не демонстрирует самостоятельности мышления, и/или творческого, нестандартного подхода, и/или оригинальности стиля. |
0 |
К6. Речевые нормы |
|
Допущено не более 2 речевых ошибок. |
2 |
Допущены 3-4 речевые ошибки. |
1 |
Допущено 5 и более речевых ошибок. |
0 |
К7. Орфографические нормы |
|
Орфографических ошибок нет, или допущена 1 негрубая ошибка. |
3 |
Допущены 2-3 орфографические ошибки. |
2 |
Допущено 4-5 орфографических ошибок. |
1 |
Допущено более 5 орфографических ошибок. |
0 |
К8. Пунктуационные нормы |
|
Пунктуационных ошибок нет, или допущена 1 негрубая ошибка. |
3 |
Допущено не более 3 пунктуационных ошибок. |
2 |
Допущено 4-5 пунктуационных ошибок. |
1 |
Допущено более 5 пунктуационных ошибок. |
0 |
К9. Грамматические нормы |
|
Допущено не более 2 грамматических ошибок. |
2 |
Допущены 3-4 грамматические ошибки. |
1 |
Допущено 5 и более грамматических ошибок. |
0 |
К10. Фактическая точность в фоновом материале |
|
Фактические ошибки отсутствуют. |
1 |
Допущены фактические ошибки в фоновом материале (одна и более). |
0 |
МАКСИМАЛЬНЫЙ БАЛЛ |
20 |
Рекомендации по переводу баллов в 10-балльную шкалу
Отметка по десятибалльной системе |
0 |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
Первичный балл |
0-4 |
5-6 |
7-8 |
9-10 |
11-12 |
13-14 |
15-16 |
17 |
18 |
19 |
20 |