Обсуждено на заседании Методического совета протокол № 1 _______2017г.
|
|
Утверждаю директор МБОУ Гимназия № 6 Г.А. Четверухина |
Тематическое планирование
элективного курса «Интенсивная подготовка к ЕГЭ» в 10 классе
Сурник Светланы Григорьевны,
учителя высшей квалификационной категории
2017 – 2018
Пояснительная записка
к тематическому планированию элективного курса «Интенсивная подготовка к ЕГЭ» в 10 классе на 2017-2018 учебный год.
Данное тематическое планирование составлено на основе программы элективного курса «Подготовка к ЕГЭ по русскому языку» для учащихся 10-11 классов. Курс разработан в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта общего образования по русскому языку, Приказом Минобрнауки России №1400 от 26.12.2013 «Об утверждении Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования» и Приказом Минобрнауки России № 306 от 24 марта 2016 г. «О внесении изменений в Порядок проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 26 декабря 2013 г. № 1400».
Тематическое планирование рассчитано на 34 часа в год, из расчета 1 занятие в неделю.
Цели обучения:
- развитие и совершенствование способности к речевому взаимодействию, информационных умений;
- освоение знаний о языке как о многофункциональной знаковой системе, языковой норме, нормах речевого поведения;
- овладение умениями опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, различать функциональные разновидности языка, моделировать речевое поведение;
- применение полученных знаний и умений в речевой практике
Задачи обучения:
- проводить различные виды анализа языковых единиц; языковых явлений и фактов, допускающих неоднозначную интерпретацию;
- проводить лингвистический анализ деловых, публицистических, разговорных и художественных тестов;
- оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;
- использовать в собственной речи разнообразные грамматические и лексические средства языка,
- создавать связное высказывание, выражая в нём собственное мнение по поводу прочитанного текста;
- формулировать и комментировать проблему, поставленную автором текста;
- формулировать позицию автора; аргументировать своё мнение, опираясь на жизненный или читательский опыт.
Планирование предполагает использование следующей литературы:
1. ЕГЭ: Русский язык: КИМы / В.И.Капинос и др.; Под ред. Г.С.Ковалёвой; Мин.образования Российской Федерации,- М.: Просвещение, 2016
2. Пахнова Т.М. Готовимся к письменным и устным экзаменам по русскому языку: 9-11 кл.- М.: Вербум-М, 2015.
3.Русский язык. ЕГЭ. КИМы. Методические указания по подготовке. Тестовые задания: Учебно-методическое пособие / В.С.Волошина, О.Д. Ивашова, А.В.Климова и др.-М. «Экзамен», 2016.
5. Единый государственный экзамен. 2009: Русский язык. – М.: Просвещение, 2016.
Планирование составлено учителем: Сурник С.Г.
Календарно-тематическое планирование (34часа)
|
|||||
№ |
Тема урока |
Часы |
Элементы содержания |
Требования к уровню подготовки обучающихся |
|
10 класс (34 часа)
|
|||||
1 |
Изменения в ЕГЭ по русскому языку в 2018 году. |
1 |
Знакомство с демоверсией ЕГЭ 2018 года. Система оценивания отдельных заданий и экзаменационной работы в целом. Интернет ресурсы для подготовки к ЕГЭ. |
Знать структуру ЕГЭ по русскому языку, особенности заданий и систему оценивания ЕГЭ. Уметь пользоваться интернет ресурсами для подготовки в ЕГЭ. |
|
2 |
Задание №1 ЕГЭ: информационная обработка текста. |
1 |
Информационная обработка письменных текстов различных стилей и жанров. Основная и второстепенная информация в тексте. Особенности формулировки и содержания задания 1. Алгоритм к заданию 1 ЕГЭ. |
Знать принципы построения текста, понятия основная и второстепенная информация. Знать особенности формулировки, содержания задания 1 и оформления ответа к нему. Уметь понимать смысл прочитанного текста, выявлять основную мысль текста, находить основную и второстепенную информацию, соотносить краткий пересказ и исходный текст. |
|
3 |
Задание №2 ЕГЭ: средства связи предложений в тексте. |
1 |
Морфологические средства связи (частицы, союзы, местоимения, наречия). Особенности формулировки и содержания задания 2. Алгоритм к заданию 2 ЕГЭ. |
Знать особенности употребления некоторых частей речи как средств связи предложений. Знать особенности формулировки, содержания задания 2 и оформления ответа к нему. Уметь понимать смысл прочитанного текста и правильно подбирать части речи при связи предложений в тексте. |
|
4 |
Задание №3 ЕГЭ: лексическое значение слова. |
1 |
Лексическое значение слова. Однозначность и многозначность слов. Толковый словарь. Словарная статья. Особенности формулировки и содержания задания 3. Алгоритм к заданию 3 ЕГЭ. |
Знать особенности формулировки, содержания задания 3 и оформления ответа к нему. Уметь правильно определять лексическое значение слова, учитываю все нюансы значений. |
|
5 |
Задание №4 ЕГЭ: орфоэпические нормы. |
1 |
Орфоэпия. Ударение. Ударный слог. Нормы ударения в русском языке. Орфоэпический словарь. Особенности формулировки и содержания задания 4. Алгоритм к заданию 4 ЕГЭ. |
Знать основные принципы постановки ударения в русском языке. Знать особенности формулировки, содержания задания 4 и оформления ответа к нему. Уметь разграничивать варианты и нарушения орфоэпических норм, находить ошибки в постановке ударения, правильно ставить ударение в слове. |
|
6-7 |
Задание №5 ЕГЭ: паронимы |
2 |
Паронимы. Паронимические пары. Словарь паронимов. Лексические нормы: употребление паронима в соответствии с точным лексическим значением и требованием лексической сочетаемости. Особенности формулировки и содержания задания 5. Алгоритм к заданию 5 ЕГЭ. |
Знать понятие пароним и паронимическая пара. Знать особенности формулировки, содержания задания 4 и оформления ответа к нему. Уметь подбирать паронимическую пару и правильно подбирать пароним в зависимости от контекста.
|
|
8-9 |
Задание №6 ЕГЭ: образование форм слова |
2 |
Морфологические нормы (образование форм слова). Особенности формулировки и содержания задания 6. Алгоритм к заданию 6 ЕГЭ. |
Знать основные способы образования форм слов в русском языке; уметь определять способ словообразования. Знать особенности формулировки, содержания задания 6 и оформления ответа к нему. Уметь находить ошибки в формообразовании слов и исправлять их. |
|
10 |
Задание №8 ЕГЭ: правописание корней |
1 |
Проверяемые и непроверяемые безударные гласные в корне, чередующиеся гласные в корне. Особенности формулировки и содержания задания 8. Алгоритм к заданию 8 ЕГЭ. |
Знать правила правописания безударных проверяемых и непроверяемых в корне, чередующиеся гласные в корне. Знать особенности формулировки, содержания задания 8 и оформления ответа к нему. Знать и применять на практике правила правописания проверяемых и непроверяемых безударных гласных в корне, чередующихся гласные в корне |
|
11 |
Задание №9 ЕГЭ: правописание приставок |
1 |
Приставки на согласную, чередование согласной. Приставки с чередующимися гласными. Приставка пре-/при. Приставка на согласную и корень на и-. Особенности формулировки и содержания задания 9. Алгоритм к заданию 9 ЕГЭ. |
Знать правила правописания приставок при/при, с чередующимися согласными, с разделительными Ъ и Ь, И\Ы после приставки. Знать особенности формулировки, содержания задания 9 и оформления ответа к нему. Уметь применять на практике правила правописания приставок при/при, с чередующимися согласными, с разделительными Ъ и Ь, И\Ы после приставки. |
|
12 |
Задание №10 ЕГЭ: правописание суффиксов различных частей речи(кроме -н-/нн-) |
1 |
Правописание суффиксов ова/ева, ыва/ива, лив/чив, ек/ик. Особенности формулировки и содержания задания 10. Алгоритм к заданию 10 ЕГЭ. |
Знать правила правописания суффиксов ова/ева, ыва/ива, лив/чив, ек/ик. Знать особенности формулировки, содержания задания 10 и оформления ответа к нему. Уметь применять на практике правила правописания суффиксов ова/ева, ыва/ива, лив/чив, ек/ик. |
|
13 |
Задание №11 ЕГЭ: правописание личных окончаний глаголов и суффиксов причастий |
1 |
Спряжение глаголов. Причастие и его виды. Правописание личных окончаний глаголов и суффиксов причастий. Особенности формулировки и содержания задания 11. Алгоритм к заданию 11 ЕГЭ. |
Знать правила правописания личных окончаний глаголов и суффиксов причастий. Знать особенности формулировки, содержания задания 11 и оформления ответа к нему. Уметь применять на практике правила правописания личных окончаний глаголов и суффиксов причастий.
|
|
14-15 |
Задание №12 ЕГЭ: правописание НЕ и НИ с разными частями речи. |
2 |
Слитное и раздельное написание НЕ и НИ с разными частями речи. Особенности употребления частиц НЕ и НИ. Особенности и содержания формулировки задания 12. Алгоритм к заданию 12 ЕГЭ. |
Знать правила правописания НЕ и НИ с разными частями речи, правила употребления частиц НИ и НИ в речи. Знать особенности формулировки, содержания задания 12 и оформления ответа к нему. Уметь применят на практике правила правописания НЕ и НИ с разными частями речи, правила употребления частиц НИ и НИ в речи. |
|
16-17 |
Задание №13 ЕГЭ: слитное, дефисное, раздельное написание слов с разными частями речи. |
2 |
Правописание частей речи слитно, раздельно и через дефис. Особенности формулировки и содержания задания 13. Алгоритм к заданию 13 ЕГЭ. |
Знать правила правописания частей речи слитно, раздельно и через дефис. Знать особенности формулировки, содержания задания 13 и оформления ответа к нему. Уметь применят на практике правила правописания частей речи слитно, раздельно и через дефис. |
|
18 |
Задание №14 ЕГЭ: правописание -Н- и -НН-в различных частях речи |
1 |
Правописание суффиксов н/нн в прилагательных, причастиях, существительных и наречиях. Особенности формулировки и содержания задания 14. Алгоритм к заданию 14 ЕГЭ. |
Знать правила правописания суффиксов н/нн в прилагательных, причастиях, существительных и наречиях. Знать особенности формулировки, содержания задания 14 и оформления ответа к нему. Уметь применять на практике правила правописания суффиксов н/нн в прилагательных, причастиях, существительных и наречиях. |
|
19 |
Задание №15 ЕГЭ: знаки препинания в предложении с однородными членами и сложносочинённом предложении. |
1 |
Пунктуация в сложносочинённом предложении и простом предложении с однородными членами. Ряды однородных членов. Особенности формулировки и содержания задания 15. Алгоритм к заданию 15 ЕГЭ. |
Знать правила постановки знаков препинания при однородных членах предложения и в сложносочиненном предложении. Знать особенности формулировки, содержания задания 15 и оформления ответа к нему. Уметь находить ряды однородных членов и части ССП, правильно расставлять знаки препинания. |
|
20-21 |
Задание №16 ЕГЭ: знаки препинания в предложениях с обособленными членами |
2 |
Знаки препинания в предложениях с обособленными членами (определениями, обстоятельствами). Однородные обособленные члены. Границы обособленных членов предложения. Особенности формулировки и содержания задания 16. Алгоритм к заданию 16 ЕГЭ. |
Знать понятия «причастный оборот, «деепричастный оборот», правила постановки знаков препинания при обособленных членах предложения. Знать особенности формулировки, содержания задания 16 и оформления ответа к нему. Уметь находить в предложении обособленные члены предложения и правильно расставлять знаки препинания. |
|
22-23 |
Задание №17 ЕГЭ: знаки препинания в предложениях конструкциями, грамматически не связанными с членами предложения |
2 |
Вводное слово и конструкция. Виды вводных слов. Обращение. Границы обращения в предложении. Знаки препинания при вводных слова и обращениях. Особенности формулировки и содержания задания 17. Алгоритм к заданию 17 ЕГЭ. |
Знать понятия «вводная конструкция» и «обращение», правила постановки знаков препинания при них. Знать особенности формулировки, содержания задания 17 и оформления ответа к нему. Уметь находить в предложении вводные конструкции и обращения, их границы и правильно расставлять знаки препинания. |
|
24 |
Задание №18 ЕГЭ: знаки препинания в сложноподчинённом предложении |
1 |
Сложноподчиненное предложение. Границы главного и придаточных предложений. Знаки препинания в сложноподчиненном предложении. Особенности формулировки и содержания задания 18. Алгоритм к заданию 18 ЕГЭ. |
Знать понятие «сложноподчиненное предложение», правила постановки знаков препинания между частями сложноподчиненного предложения. Знать особенности формулировки, содержания задания 18 и оформления ответа к нему. Уметь находить в СПП его части, их границы и правильно расставлять знаки препинания. |
|
25-26 |
Задание №19 ЕГЭ: знаки препинания в сложном предложении с разными видами связи |
2 |
Виды связи между частями сложного предложения. Границы простых частей внутри сложного предложения. Знаки препинания между частями сложного предложения и на стыке союзов. Особенности формулировки и содержания задания 19. Алгоритм к заданию 19 ЕГЭ. |
Знать понятие «сложное предложение», виды связи между частями сложного предложения, правила постановки знаков препинания в сложном предложении с разными видами связи и на стыке союзов. Знать особенности формулировки, содержания задания 19 и оформления ответа к нему. Уметь находить в сложном предложении его части, их границы и правильно расставлять знаки препинания. |
|
27-28 |
Задание №7 ЕГЭ: синтаксические и грамматические нормы.
|
2 |
Типы грамматических и синтаксических ошибок. Особенности формулировки и содержания задания 7. Алгоритм к заданию 7 ЕГЭ. |
Знать типы синтаксических и грамматических ошибок, правила построения предложений. Знать особенности формулировки, содержания задания 7 и оформления ответа к нему. Уметь грамотно строить и употреблять в речи словосочетания и предложений с разными синтаксическими конструкциями. |
|
29-30 |
Задание №20 ЕГЭ: лексические нормы. |
2 |
Виды лексических ошибок. Особенности формулировки и содержания задания 20. Алгоритм к заданию 20 ЕГЭ. |
Знать виды лексических ошибок и правила употребления слов в определенном контексте. Знать особенности формулировки, содержания задания 20 и оформления ответа к нему. Уметь находить лексические ошибки в тексте и исправлять их. |
|
31-34 |
Тестовые задания в формате ЕГЭ. |
4 |
Отработка задания 1-20 ЕГЭ по русскому языку с созданием условий проведения ЕГЭ. |
Знать основные нормы и правила русского языка. Знать особенности формулировок и содержания тестовых заданий ЕГЭ. Уметь применять на практике правила правописания, пунктуации, знания о языке, понимать прочитанный текст, правильно выполнять все части вариантов ЕГЭ |
|
11 класс (34 часа)
|
|||||
1 |
Задание №21 ЕГЭ: текст как речевое произведение, Смысловая и композиционная целостность текста.
|
1 |
Текст и его признаки. Информационная обработка письменных текстов различных стилей и жанров. Основная и второстепенная информация в тексте. Особенности формулировки и содержания задания 21. Алгоритм к заданию 21 ЕГЭ. |
Знать принципы построения текста, понятия основная и второстепенная информация. Знать особенности формулировки, содержания задания 21 и оформления ответа к нему. Уметь понимать смысл прочитанного текста, выявлять основную мысль текста, находить основную и второстепенную информацию, соотносить краткий пересказ и исходный текст. |
|
2 |
Задание №22 ЕГЭ: функционально-смысловые типы речи. |
1 |
Описание, повествование, рассуждение и их особенности. Особенности формулировки и содержания задания 22. Алгоритм к заданию 22 ЕГЭ. |
Знать признаки текста и его функционально-смысловых типов (повествование, описание, рассуждение). Знать особенности формулировки, содержания задания 22 и оформления ответа к нему. Уметь понимать смысл текста, отвечать на вопросы по содержанию текста. Уметь идентифицировать типы речи. |
|
3 |
Задание №23 ЕГЭ: лексика русского языка. |
1 |
Лексическое значение слова. Синонимы и антонимы, контекстные синонимы и антонимы. Омонимы. Фразеологизмы. Группы слов по происхождению и употреблению. Особенности формулировки и содержания задания 23. Алгоритм к заданию 23 ЕГЭ. |
Знать основные понятия русской лексикологии. Знать особенности формулировки, содержания задания 23 и оформления ответа к нему. Уметь находить синонимы, антонимы, омонимы, фразеологизмы в тексте, находить слово в соответствии и предложенным толкованием. |
|
4 |
Задание №24 ЕГЭ: Средства связи предложений в тексте. |
1 |
Синтаксические, морфологические и лексические средства связи предложений в тексте. Особенности формулировки и содержания задания 24. Алгоритм к заданию 24 ЕГЭ. |
Знать виды средств связи предложений в тексте и их особенности. Знать особенности формулировки, содержания задания 24 и оформления ответа к нему. Уметь понимать смысл прочитанного текста и правильно находить средства связи предложений в тексте. |
|
5-6 |
Задание №25 ЕГЭ: языковые средства выразительности. |
2 |
Лексические и синтаксические средства выразительности, тропы и стилистические фигуры. Особенности формулировки и содержания задания 25. Алгоритм к заданию 25 ЕГЭ. |
Знать основные признаки художественного стиля, основные нормы русского литературного языка, лексические и синтаксические средства выразительности, тропы и стилистические фигуры. Знать особенности формулировки, содержания задания 25 и оформления ответа к нему. Уметь различать стили речи; определять тему, основную мысль текста; анализировать структуру и языковые средства выразительности текста. Уметь находить в тексте средства речевой выразительности. |
|
7 |
Критерии оценки задания 26 ЕГЭ. |
1 |
Обзор критериев оценки задания 26, их особенности и взаимосвязь. Работа с готовым сочинением по критериям. |
Знать перечень критериев оценки задания 26 и баллы по каждому критерию. Уметь оценивать готовую работу по критериям. |
|
8-9 |
Типы текстов в задании 26 ЕГЭ. |
2 |
Художественный и публицистический текст, их особенности (проблемы, герои, позиция автора, аргументы) |
Знать об особенностях художественного и публицистического текста в рамках ЕГЭ, основы анализа текста. Уметь использовать эти особенности при анализе текста и написании сочинения. |
|
10-11 |
Критерий 1: проблематика текста. |
2 |
Тема и проблема. Тематика и проблематика текстов в задании 26 ЕГЭ. Формулировка проблемы. Основная проблема текста. |
Знать отличие темы от проблемы. Знать особенности проблематики текстов ЕГЭ. Уметь внимательно и осмысленно читать текст, находить в тексте основную проблему и формулировать ее. |
|
12-13 |
Критерий 2: комментарии и примеры из текста. |
2 |
Комментарии. Тезис и аргумент. Текстологическая и аналитическая составляющие примера из текста. Речевое оформление примера из текста. |
Знать понятия проблема, комментарий, тезис, аргумент. Уметь анализировать текст, составлять комментарий, формулировать тезис и аргументировать его, используя текст. |
|
14-15 |
Критерий 3: авторская позиция. |
2 |
Автор, рассказчик, герой. Способы выражения авторской позиции. |
Знать понятия автор, рассказчик, герой. Уметь различать позицию автора, рассказчика, героя по поставленной проблеме. Уметь находить и формулировать авторскую позицию. |
|
16 |
Критерий 4: аргументация собственного мнения. |
1 |
Тезис и аргумент. Речевое оформление собственной позиции. |
Знать понятия проблема, тезис, аргумент. Уметь формулировать и доказывать свою точку зрения по поставленной проблеме. |
|
17-18 |
Критерий 4: литературный аргумент. |
2 |
Текстологическая и аналитическая составляющие литературного аргумента. База литературных аргументов. |
Знать понятия проблема, тезис, аргумент. Знать основы анализа текста. Уметь анализировать текст, подбирать аргументы из мировой литературы по поставленной проблеме и грамотно составлять текстовый аргумент. |
|
19-20 |
Критерий 4: аргумент из жизненного опыта. |
2 |
Понятие о жизненном опыте. Личный опыт. Виды аргументов для критерия 4. База аргументов из жизненного опыта. |
Знать понятия проблема, тезис, аргумент. Знать основы анализа текста. Уметь анализировать текст, подбирать аргументы из жизненного опыта по поставленной проблеме и грамотно составлять текстовый аргумент |
|
21 |
Структура сочинения по заданию 26 ЕГЭ. |
1 |
Композиция сочинения по заданию 26 ЕГЭ. Логика рассуждения. План сочинения. |
Знать особенности сочинения-рассуждения, композиция. Уметь составлять план сочинения, композиционно правильный текст. |
|
22 |
Критерий 5: смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения. |
1 |
Основные законы логики. Понятие логической ошибки, виды логических ошибок. Абзац, абзацное членение текста. |
Знать типы логических ошибок, понятие абзаца. Уметь создавать связный и логически верно построенный текст, правильно делить текст на абзацы. |
|
23 |
Критерий 6: точность и выразительность речи. |
1 |
Содержание и форма сочинения. Точность в понимании лексическое значения слова. Разнообразие грамматического строя. Средства языковой выразительности в сочинении. |
Знать типы средств языковой выразительности в сочинении, взаимосвязь формы и содержания в тексте. Уметь верно подбирать слова в зависимости от контекста, создавать грамматически и синтаксически разнообразные предложения и тексты. |
|
24 |
Критерии 7, 8: орфографические и пунктуационные ошибки. |
1 |
Понятие о самопроверке. Проверка правописания. Проверка знаков препинания. |
Знать правила русской орфографии и пунктуации. Уметь применять на практике правила правописания и пунктуации, самостоятельно проверять свое сочинение. |
|
25 |
Критерий 9: грамматические нормы. |
1 |
Грамматические ошибки и их виды. |
Знать виды грамматических ошибок. Уметь исправлять грамматические ошибки, правильно с точки зрения грамматики составлять предложения, уметь самостоятельно проверять свое сочинение. |
|
26 |
Критерий 10: речевые нормы. |
1 |
Речевые ошибки и их виды. Понятие о едином стиле сочинения. |
Знать виды речевых ошибок, стили речи и их особенности. Уметь исправлять речевые ошибки, правильно с речевой и стилевой точки зрения составлять предложения, уметь самостоятельно проверять свое сочинение. |
|
27 |
Критерий 11, 12: этические нормы, фактологическая точность в фоновом материале. |
1 |
Понятие этических норм. Фактические ошибки при приведении аргументов по критерию 4. |
Знать понятие этическая норма и фактологическая ошибка. Уметь этически корректно формулировать свои мысли, избегать фактических неточностей в сочинении. |
|
28 |
Алгоритм написания сочинения к заданию 26 ЕГЭ |
1 |
Пошаговый алгоритм написания сочинения. Проблема. Комментарий. Приме из текста. Позиция автора. Тезис и аргумент. |
Знать требования к структуре и критерии оценки сочинения к заданию 26. Уметь составлять собственный текст в соответствии с критериями, уметь распределять время для выполнения различных этапов работы над заданием 26. |
|
29 |
Процедура проведения ЕГЭ по русскому языку. |
1 |
Знакомство с процедурой проведения ЕГЭ по русскому языку. Процедура подачи апелляции. Сроки действий результатов ЕГЭ. Пересдача ЕГЭ. Обучение заполнению бланков ЕГЭ. |
Знать требования к процедуре проведения ЕГЭ, сроки и основания для подачи апелляции, сроки действия результатов ЕГЭ, особенности заполнения бланков ЕГЭ. Уметь аккуратно и правильно заполнять бланки ЕГЭ. |
|
30-34 |
Тест ЕГЭ (26 заданий). |
5 |
Отработка задания 1-26 ЕГЭ по русскому языку с созданием условий проведения ЕГЭ. |
Знать основные нормы и правила русского языка. Знать особенности формулировок и содержания тестовых заданий ЕГЭ. Уметь применять на практике правила правописания, пунктуации, знания о языке, понимать прочитанный текст, анализировать текст, находить основную проблему, позицию автора, формулировать тезис и приводить аргументы, создавать свой текст, правильно выполнять все части вариантов ЕГЭ. |