Элективный курс «Интенсивная подготовка к ЕГЭ» в 10 классе

Обсуждено

на заседании Методического совета

протокол №  1   _______2017г.

 

                                                                  

Утверждаю

директор МБОУ Гимназия № 6

Г.А. Четверухина

 

 

 

 

 

Тематическое планирование

элективного курса «Интенсивная подготовка к ЕГЭ» в 10 классе

 

Сурник Светланы Григорьевны,

учителя высшей квалификационной категории

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2017 – 2018

 

 

 

Пояснительная записка

 

к тематическому планированию элективного курса «Интенсивная подготовка к ЕГЭ» в 10 классе на 2017-2018 учебный год.

 

Данное тематическое планирование составлено на основе программы элективного курса «Подготовка к ЕГЭ по русскому языку» для учащихся 10-11 классов. Курс разработан в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта общего образования по русскому языку, Приказом Минобрнауки России №1400 от 26.12.2013 «Об утверждении Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования» и  Приказом Минобрнауки России № 306 от 24 марта 2016 г. «О внесении изменений в Порядок проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 26 декабря 2013 г. № 1400».

Тематическое планирование рассчитано на 34 часа в год, из расчета 1 занятие в неделю.

 

Цели обучения:

  • развитие и совершенствование способности к речевому взаимодействию, информационных умений;
  • освоение знаний о языке как о многофункциональной знаковой системе, языковой норме, нормах речевого поведения;
  • овладение умениями опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, различать функциональные разновидности языка, моделировать речевое поведение;
  • применение полученных знаний и умений в речевой практике

Задачи обучения:

  • проводить различные виды анализа языковых единиц; языковых явлений и фактов, допускающих неоднозначную интерпретацию;
  • проводить лингвистический анализ деловых, публицистических, разговорных и художественных тестов;
  • оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;
  • использовать в собственной речи разнообразные грамматические и лексические средства языка,
  • создавать связное высказывание, выражая в нём собственное мнение по поводу прочитанного текста;
  • формулировать и комментировать проблему, поставленную автором текста;
  • формулировать позицию автора; аргументировать своё мнение, опираясь на жизненный или читательский опыт.

Планирование предполагает  использование следующей литературы:

1. ЕГЭ: Русский язык: КИМы / В.И.Капинос и др.; Под ред. Г.С.Ковалёвой; Мин.образования Российской Федерации,- М.: Просвещение, 2016

2. Пахнова Т.М. Готовимся к письменным и устным экзаменам по русскому языку: 9-11 кл.- М.: Вербум-М, 2015.

3.Русский язык. ЕГЭ. КИМы. Методические указания по подготовке. Тестовые задания: Учебно-методическое пособие / В.С.Волошина, О.Д. Ивашова, А.В.Климова и др.-М.  «Экзамен», 2016.

5. Единый государственный экзамен. 2009: Русский язык. – М.: Просвещение, 2016.

 

Планирование составлено учителем:  Сурник С.Г.

 

 

 

 

 

Календарно-тематическое планирование (34часа)

 

 

Тема урока

Часы

Элементы содержания

Требования к уровню подготовки обучающихся

 
 

 

10 класс (34 часа)

 

 

1

Изменения в ЕГЭ по русскому языку в 2018 году.

1

Знакомство с демоверсией ЕГЭ 2018 года. Система оценивания отдельных заданий и экзаменационной работы в целом. Интернет ресурсы для подготовки к ЕГЭ.

Знать структуру ЕГЭ по русскому языку, особенности заданий и систему оценивания ЕГЭ.

Уметь пользоваться интернет ресурсами для подготовки в ЕГЭ.

 

2

Задание №1 ЕГЭ: информационная обработка текста.

1

Информационная обработка письменных текстов различных стилей и жанров. Основная и второстепенная информация в тексте. Особенности формулировки и содержания задания 1.  Алгоритм к заданию 1 ЕГЭ.

Знать принципы построения текста, понятия основная и второстепенная информация. Знать особенности формулировки, содержания задания 1 и оформления ответа к нему.

Уметь понимать смысл прочитанного текста, выявлять основную мысль текста, находить основную и второстепенную информацию, соотносить краткий пересказ и исходный текст.

 

3

Задание №2 ЕГЭ: средства связи предложений в тексте.

1

Морфологические средства связи (частицы, союзы, местоимения, наречия).

Особенности формулировки и содержания задания 2.  Алгоритм к заданию 2 ЕГЭ.

Знать особенности употребления некоторых частей речи как средств связи предложений. Знать особенности формулировки, содержания задания 2 и оформления ответа к нему.

Уметь понимать смысл прочитанного текста и правильно подбирать части речи при связи предложений в тексте.

 

4

Задание №3 ЕГЭ: лексическое значение слова.

1

Лексическое значение слова. Однозначность и многозначность слов. Толковый словарь. Словарная статья. Особенности формулировки и содержания задания 3. Алгоритм к заданию 3 ЕГЭ.

Знать особенности формулировки, содержания задания 3 и оформления ответа к нему.

Уметь правильно определять лексическое значение слова, учитываю все нюансы значений.

 

5

Задание №4 ЕГЭ: орфоэпические нормы.

1

Орфоэпия. Ударение. Ударный слог. Нормы ударения в русском языке. Орфоэпический словарь. Особенности формулировки и содержания задания 4. Алгоритм к заданию 4 ЕГЭ.

Знать основные принципы постановки ударения в русском языке. Знать особенности формулировки, содержания задания 4 и оформления ответа к нему.

Уметь разграничивать варианты и нарушения орфоэпических норм, находить ошибки в постановке ударения, правильно ставить ударение в слове.

 

6-7

Задание №5 ЕГЭ: паронимы

2

Паронимы. Паронимические пары. Словарь паронимов. Лексические нормы: употребление паронима в соответствии с точным лексическим значением и требованием лексической сочетаемости. Особенности формулировки и содержания задания 5.  Алгоритм к заданию 5 ЕГЭ.

Знать понятие пароним и паронимическая пара.  Знать особенности формулировки, содержания задания 4 и оформления ответа к нему.

Уметь подбирать паронимическую пару и правильно подбирать пароним в зависимости от контекста.

 

 

8-9

Задание №6 ЕГЭ: образование форм слова

2

Морфологические нормы (образование форм слова). Особенности формулировки и содержания задания 6.  Алгоритм к заданию 6 ЕГЭ.

Знать основные способы образования форм слов в русском языке; уметь определять способ словообразования. Знать особенности формулировки, содержания задания 6 и оформления ответа к нему.

Уметь находить ошибки в формообразовании слов и исправлять их.

 

10

Задание №8 ЕГЭ: правописание корней

1

Проверяемые и непроверяемые безударные гласные в корне, чередующиеся гласные в корне. Особенности формулировки и содержания задания 8.  Алгоритм к заданию 8 ЕГЭ.

Знать правила правописания безударных проверяемых и непроверяемых в корне, чередующиеся гласные в корне. Знать особенности формулировки, содержания задания 8 и оформления ответа к нему.

Знать и применять на практике правила правописания проверяемых и непроверяемых безударных гласных в корне, чередующихся гласные в корне

 

11

Задание №9 ЕГЭ: правописание приставок

1

Приставки на согласную, чередование согласной. Приставки с чередующимися гласными. Приставка пре-/при. Приставка на согласную и корень на и-. Особенности формулировки и содержания задания 9.  Алгоритм к заданию 9 ЕГЭ.

Знать правила правописания приставок при/при, с чередующимися согласными, с разделительными Ъ и Ь, И\Ы после приставки.

Знать особенности формулировки, содержания задания 9 и оформления ответа к нему.

Уметь применять на практике правила правописания приставок при/при, с чередующимися согласными, с разделительными Ъ и Ь, И\Ы после приставки.

 

12

Задание №10 ЕГЭ: правописание суффиксов различных частей речи(кроме -н-/нн-)

1

Правописание суффиксов ова/ева, ыва/ива, лив/чив, ек/ик. Особенности формулировки и содержания задания 10.  Алгоритм к заданию 10 ЕГЭ.

Знать правила правописания суффиксов ова/ева, ыва/ива, лив/чив, ек/ик. Знать особенности формулировки, содержания задания 10 и оформления ответа к нему.

Уметь применять на практике правила правописания суффиксов ова/ева, ыва/ива, лив/чив, ек/ик.

 

13

Задание №11 ЕГЭ: правописание личных окончаний глаголов и суффиксов причастий

1

Спряжение глаголов. Причастие и его виды. Пра­во­пи­са­ние лич­ных окон­ча­ний гла­го­лов и суф­фик­сов причастий. Особенности формулировки и содержания задания 11.  Алгоритм к заданию 11 ЕГЭ.

Знать правила правописания лич­ных окон­ча­ний гла­го­лов и суф­фик­сов причастий. Знать особенности формулировки, содержания задания 11 и оформления ответа к нему.

Уметь применять на практике правила правописания лич­ных окон­ча­ний гла­го­лов и суф­фик­сов причастий.

 

 

14-15

Задание №12 ЕГЭ: правописание НЕ и НИ с разными частями речи.

2

Слитное и раздельное написание НЕ и НИ с разными частями речи. Особенности употребления частиц НЕ и НИ. Особенности и содержания формулировки задания 12.  Алгоритм к заданию 12 ЕГЭ.

Знать правила правописания НЕ и НИ с разными частями речи, правила употребления частиц НИ и НИ в речи. Знать особенности формулировки, содержания задания 12 и оформления ответа к нему.

Уметь применят на практике правила правописания НЕ и НИ с разными частями речи, правила употребления частиц НИ и НИ в речи.

 

16-17

Задание №13 ЕГЭ: слитное, дефисное, раздельное написание слов с разными частями речи.

2

Правописание частей речи слитно, раздельно и через дефис. Особенности формулировки и содержания задания 13.  Алгоритм к заданию 13 ЕГЭ.

Знать правила правописания частей речи слитно, раздельно и через дефис. Знать особенности формулировки, содержания задания 13 и оформления ответа к нему.

Уметь применят на практике правила правописания частей речи слитно, раздельно и через дефис.

 

18

Задание №14 ЕГЭ: правописание -Н- и -НН-в различных частях речи

1

Правописание суффиксов н/нн в прилагательных,  причастиях, существительных и наречиях. Особенности формулировки и содержания задания 14.  Алгоритм к заданию 14 ЕГЭ.

Знать правила правописания суффиксов н/нн в прилагательных, причастиях, существительных и наречиях. Знать особенности формулировки, содержания задания 14 и оформления ответа к нему.

Уметь применять на практике правила правописания суффиксов н/нн в прилагательных, причастиях, существительных и наречиях.

 

19

Задание №15 ЕГЭ: знаки препинания в предложении с однородными членами и сложносочинённом предложении.

1

Пунктуация в сложносочинённом предложении и простом предложении с однородными членами. Ряды однородных членов. Особенности формулировки и содержания задания 15.  Алгоритм к заданию 15 ЕГЭ.

Знать правила постановки знаков препинания при однородных членах предложения и в сложносочиненном предложении. Знать особенности формулировки, содержания задания 15 и оформления ответа к нему.

Уметь находить ряды однородных членов и части ССП, правильно расставлять знаки препинания.

 

20-21

Задание №16 ЕГЭ: знаки препинания в предложениях с обособленными членами 

2

Знаки препинания в предложениях с обособленными членами (определениями, обстоятельствами). Однородные обособленные члены. Границы обособленных членов предложения. Особенности формулировки и содержания задания 16.  Алгоритм к заданию 16 ЕГЭ.

Знать понятия «причастный оборот, «деепричастный оборот», правила постановки знаков препинания при обособленных членах предложения. Знать особенности формулировки, содержания задания 16 и оформления ответа к нему.

Уметь находить в предложении обособленные члены предложения и правильно расставлять знаки препинания.

 

22-23

Задание №17 ЕГЭ: знаки препинания в предложениях конструкциями, грамматически не связанными с членами предложения

2

Вводное слово и конструкция. Виды вводных слов. Обращение. Границы обращения в предложении. Знаки препинания при вводных слова и обращениях.

Особенности формулировки и содержания задания 17.  Алгоритм к заданию 17 ЕГЭ.

Знать понятия «вводная конструкция» и «обращение», правила постановки знаков препинания при них. Знать особенности формулировки, содержания задания 17 и оформления ответа к нему.

Уметь находить в предложении вводные конструкции и обращения, их границы и правильно расставлять знаки препинания.

 

24

Задание №18 ЕГЭ: знаки препинания в сложноподчинённом предложении

1

Сложноподчиненное предложение. Границы главного и придаточных предложений. Знаки препинания в сложноподчиненном предложении.

Особенности формулировки и содержания задания 18.  Алгоритм к заданию 18 ЕГЭ.

Знать понятие «сложноподчиненное предложение», правила постановки знаков препинания между частями сложноподчиненного предложения. Знать особенности формулировки, содержания задания 18 и оформления ответа к нему.

Уметь находить в СПП его части, их границы и правильно расставлять знаки препинания.

 

25-26

Задание №19 ЕГЭ: знаки препинания в сложном предложении с разными видами связи

2

Виды связи между частями сложного предложения. Границы простых частей внутри сложного предложения. Знаки препинания между частями сложного предложения и на стыке союзов.

Особенности формулировки и содержания задания 19.  Алгоритм к заданию 19 ЕГЭ.

Знать понятие «сложное предложение», виды связи между частями сложного предложения, правила постановки знаков препинания в сложном предложении с разными видами связи и на стыке союзов. Знать особенности формулировки, содержания задания 19 и оформления ответа к нему.

Уметь находить в сложном предложении его части, их границы и правильно расставлять знаки препинания.

 

27-28

Задание №7 ЕГЭ: синтаксические и грамматические нормы.

 

2

Типы грамматических и синтаксических ошибок.

Особенности формулировки и содержания задания 7.  Алгоритм к заданию 7 ЕГЭ.

Знать типы синтаксических и грамматических ошибок, правила построения предложений. Знать особенности формулировки, содержания задания 7 и оформления ответа к нему.

Уметь грамотно строить и употреблять в речи словосочетания и предложений с разными синтаксическими конструкциями.

 

29-30

Задание №20 ЕГЭ: лексические нормы.

2

Виды лексических ошибок. Особенности формулировки и содержания задания 20.  Алгоритм к заданию 20 ЕГЭ.

Знать виды лексических ошибок и правила употребления слов в определенном контексте. Знать особенности формулировки, содержания задания 20 и оформления ответа к нему.

Уметь находить лексические ошибки в тексте и исправлять их.

 

31-34

Тестовые задания в формате ЕГЭ.

4

Отработка задания 1-20 ЕГЭ по русскому языку с созданием условий проведения ЕГЭ.

Знать основные нормы и правила русского языка. Знать особенности формулировок и содержания тестовых заданий ЕГЭ.

Уметь применять на практике правила правописания, пунктуации, знания о языке, понимать прочитанный текст, правильно выполнять все части вариантов ЕГЭ

 

 

11 класс (34 часа)

 

 

1

Задание №21 ЕГЭ: текст как речевое произведение, Смысловая и композиционная целостность текста.

 

1

Текст и его признаки. Информационная обработка письменных текстов различных стилей и жанров. Основная и второстепенная информация в тексте.

Особенности формулировки и содержания задания 21.  Алгоритм к заданию 21 ЕГЭ.

Знать принципы построения текста, понятия основная и второстепенная информация. Знать особенности формулировки, содержания задания 21 и оформления ответа к нему.

Уметь понимать смысл прочитанного текста, выявлять основную мысль текста, находить основную и второстепенную информацию, соотносить краткий пересказ и исходный текст.

 

2

Задание №22 ЕГЭ: функционально-смысловые типы речи.

1

Описание, повествование, рассуждение и их особенности. Особенности формулировки и содержания задания 22.  Алгоритм к заданию 22 ЕГЭ.

Знать признаки текста и его функционально-смысловых типов (пове­ствование, описание, рас­суждение).  Знать особенности формулировки, содержания задания 22 и оформления ответа к нему.

Уметь понимать смысл текста, отвечать на вопросы по содержанию текста. Уметь идентифицировать типы речи.

 

3

Задание №23 ЕГЭ: лексика русского языка.

1

Лексическое значение слова. Синонимы и антонимы, контекстные синонимы и антонимы. Омонимы. Фразеологизмы. Группы слов по происхождению и употреблению. Особенности формулировки и содержания задания 23.  Алгоритм к заданию 23 ЕГЭ.

Знать основные понятия русской лексикологии. Знать особенности формулировки, содержания задания 23 и оформления ответа к нему.

Уметь находить синонимы, антонимы, омонимы, фразеологизмы в тексте, находить слово в соответствии и предложенным толкованием.

 

4

Задание №24 ЕГЭ:

Средства связи предложений в тексте.

1

Синтаксические, морфологические и лексические средства связи предложений в тексте. Особенности формулировки и содержания задания 24.  Алгоритм к заданию 24 ЕГЭ.

Знать виды средств связи предложений в тексте и их особенности. Знать особенности формулировки, содержания задания 24 и оформления ответа к нему.

Уметь понимать смысл прочитанного текста и правильно находить средства связи предложений в тексте.

 

5-6

Задание №25 ЕГЭ:

языковые средства выразительности.

2

Лексические и синтаксические средства выразительности, тропы и стилистические фигуры. Особенности формулировки и содержания задания 25.  Алгоритм к заданию 25 ЕГЭ.

Знать основные призна­ки художественного сти­ля, основные нормы русского литературного языка, лексические и синтаксические средства выразительности, тропы и стилистические фигуры. Знать особенности формулировки, содержания задания 25 и оформления ответа к нему.

Уметь различать стили речи; определять тему, основную мысль текста; анализировать структуру и языковые средства выразительности текста. Уметь находить в тексте средства речевой выразительности.

 

7

Критерии оценки задания 26 ЕГЭ.

1

Обзор критериев оценки задания 26, их особенности и взаимосвязь. Работа с готовым сочинением по критериям.

Знать перечень критериев оценки задания 26 и баллы по каждому критерию. Уметь оценивать готовую работу по критериям.

 

8-9

Типы текстов в задании 26 ЕГЭ.

2

Художественный и публицистический текст, их особенности (проблемы, герои, позиция автора, аргументы)

Знать об особенностях художественного и публицистического текста в рамках ЕГЭ, основы анализа текста. Уметь использовать эти особенности при анализе текста и написании сочинения.

 

10-11

Критерий 1: проблематика текста.

2

Тема и проблема. Тематика и проблематика текстов в задании 26 ЕГЭ. Формулировка проблемы. Основная проблема текста.

Знать отличие темы от проблемы. Знать особенности проблематики текстов ЕГЭ. Уметь внимательно и осмысленно читать текст, находить в тексте основную проблему и формулировать ее.

 

12-13

Критерий 2: комментарии и примеры из текста.

2

Комментарии. Тезис и аргумент. Текстологическая и аналитическая составляющие примера из текста. Речевое оформление примера из текста.

Знать понятия проблема, комментарий, тезис, аргумент. Уметь анализировать текст, составлять комментарий, формулировать тезис и аргументировать его, используя текст.

 

14-15

Критерий 3: авторская позиция.

2

Автор, рассказчик, герой. Способы выражения авторской позиции.

 Знать понятия автор, рассказчик, герой. Уметь различать позицию автора, рассказчика, героя по поставленной проблеме. Уметь находить и формулировать авторскую позицию.

 

16

Критерий 4: аргументация собственного мнения.

1

Тезис и аргумент. Речевое оформление собственной позиции.

Знать понятия проблема, тезис, аргумент. Уметь формулировать и доказывать свою точку зрения по поставленной проблеме.

 

17-18

Критерий 4: литературный аргумент.

2

Текстологическая и аналитическая составляющие литературного аргумента. База литературных аргументов.

Знать понятия проблема, тезис, аргумент. Знать основы анализа текста. Уметь анализировать текст, подбирать аргументы из мировой литературы по поставленной проблеме и грамотно составлять текстовый аргумент.

 

19-20

Критерий 4: аргумент из жизненного опыта.

2

Понятие о жизненном опыте. Личный опыт. Виды аргументов для критерия 4. База аргументов из жизненного опыта.

Знать понятия проблема, тезис, аргумент. Знать основы анализа текста. Уметь анализировать текст, подбирать аргументы из жизненного опыта по поставленной проблеме и грамотно составлять текстовый аргумент

 

21

Структура сочинения по заданию 26 ЕГЭ.

1

Композиция сочинения по заданию 26 ЕГЭ. Логика рассуждения. План сочинения.

Знать особенности сочинения-рассуждения, композиция. Уметь составлять план сочинения, композиционно правильный текст.

 

22

Критерий 5: смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения.

1

Основные законы логики. Понятие логической ошибки, виды логических ошибок. Абзац, абзацное членение текста.

Знать типы логических ошибок, понятие абзаца.

Уметь создавать связный и логически верно построенный текст, правильно делить текст на абзацы.

 

23

Критерий 6: точность и выразительность речи.

1

Содержание и форма сочинения. Точность в понимании лексическое значения слова. Разнообразие грамматического строя. Средства языковой выразительности в сочинении.

Знать типы средств языковой выразительности в сочинении, взаимосвязь формы и содержания в тексте. Уметь верно подбирать слова в зависимости от контекста, создавать грамматически и синтаксически разнообразные предложения и тексты.

 

24

Критерии 7, 8: орфографические и пунктуационные ошибки.

1

Понятие о самопроверке. Проверка правописания. Проверка знаков препинания.

Знать правила русской орфографии и пунктуации.

Уметь применять на практике правила правописания и пунктуации, самостоятельно проверять свое сочинение.

 

25

Критерий 9: грамматические нормы.

1

Грамматические ошибки и их виды.

Знать виды грамматических ошибок.

Уметь исправлять грамматические ошибки, правильно с точки зрения грамматики составлять предложения, уметь самостоятельно проверять свое сочинение.

 

26

Критерий 10: речевые нормы.

1

Речевые ошибки и их виды. Понятие о едином стиле сочинения.

Знать виды речевых ошибок, стили речи и их особенности. Уметь исправлять речевые ошибки, правильно с речевой и стилевой точки зрения составлять предложения, уметь самостоятельно проверять свое сочинение.

 

27

Критерий 11, 12: этические нормы,  фактологическая точность в фоновом материале.

1

Понятие этических норм. Фактические ошибки при приведении аргументов по критерию 4.

Знать понятие этическая норма и фактологическая ошибка. Уметь этически корректно формулировать свои мысли, избегать фактических неточностей в сочинении.

 

28

Алгоритм написания сочинения к заданию 26 ЕГЭ

1

Пошаговый алгоритм написания сочинения. Проблема. Комментарий. Приме из текста. Позиция автора. Тезис и аргумент.

Знать требования к структуре и критерии оценки сочинения к заданию 26. Уметь составлять собственный текст в соответствии с критериями, уметь распределять время для выполнения различных этапов работы над заданием 26.

 

29

Процедура проведения ЕГЭ по русскому языку.

1

Знакомство с процедурой проведения ЕГЭ по русскому языку. Процедура подачи апелляции.  Сроки действий результатов ЕГЭ. Пересдача ЕГЭ. Обучение заполнению бланков ЕГЭ.

Знать требования к процедуре проведения ЕГЭ, сроки и основания для подачи апелляции, сроки действия результатов ЕГЭ, особенности заполнения бланков ЕГЭ. Уметь аккуратно и правильно заполнять бланки ЕГЭ.

 

30-34

Тест ЕГЭ (26 заданий).

5

Отработка задания 1-26 ЕГЭ по русскому языку с созданием условий проведения ЕГЭ.

Знать основные нормы и правила русского языка. Знать особенности формулировок и содержания тестовых заданий ЕГЭ.

Уметь применять на практике правила правописания, пунктуации, знания о языке, понимать прочитанный текст, анализировать текст, находить основную проблему, позицию автора, формулировать тезис и приводить аргументы, создавать свой текст, правильно выполнять все части вариантов ЕГЭ.