Виртуальный музей

    Виртуальный музей актуален как никогда, в мир информационных технологий каждый человек у которого есть доступ в интернет может заглянуть в наш музей и словно побывать в нём. Так как чаще всего люди заняты и не могут посещать музеи, мы решили сделать это доступным для каждого, так как наш школьный музей уникален, в нём собраны предметы шорской культуры, а также история нашего города и школы. 

Биографическая справка.

Василий Григорьевич Куспеков родился 17 апреля 1915 года в селе Кандалеп. С отличием окончил Мысковскую девятилетнюю школу и был направлен на учительские курсы в г. Бийск. В.Г. Куспеков – директор Кабырзинской школы.

Нелегкий учительский труд Куспекова начинался в Кабырзинской школе, где он стал директором, там же получил звание «Отличник народного образования». В 1934 году он работал в Мысках и заочно учился в Томском университете на историческом факультете, который окончил в 1936 году. А уже через два года был инспектором Горно-Шорского района, откуда его призвали в армию. Во время Великой Отечественной войны учитель воевал под Ленинградом, а потом участвовал в войне с Японией на Дальнем Востоке.

С 1947 года В.Г.Куспеков работал учителем в Сыркашинской школе, затем в 1, а после в нашей 6-ой. Много времени тогда он уделял изучению Горной Шории, шорскому фольклору, топонимике. Начиная с 1955 года, вместе со своими учениками ходил в походы по родному краю, записывал старинные шорские легенды, а самое главное – собирал предметы шорского быта. Его коллекция стала основой краеведческого музея школы №6, открытого в 1961 году. У него была любимая работа учителя, он лектор общества «Знание», а также внештатный корреспондент газет «Кузбасс», «Знамя шахтера». Темы лекций, с которыми он выступал перед людьми, были различны: «Первостроители Междуреченска», «Легенды края». За свою лекторскую работу Куспеков был награжден пятью благодарственными грамотами общества «Знание».

Поистине уникальными являются экспонаты, собранные В.Г.Куспековым. Среди них школьные учебники на шорском языке, аналогов и информации о которых мы не нашли нигде: нет сканированных материалов в Интернете, нет фотографий, только упоминания о том, что с 1939 года стали издаваться учебники на шорском языке.

нажмите на обложку книги, чтобы просмотреть все изображения.

 

Из истории музея.

Территория Междуреченского городского округа – место, где многие века селился коренной народ Кемеровской области – шорцы. Сохранению культуры этого малочисленного народа посвятил свою жизнь и деятельность учитель истории нашей школы, краевед и этнограф Василий Григорьевич Куспеков, сам шорец по национальности.

Уникальность работы Василия Григорьевича, оставившего богатое наследие, к которому, в первую очередь, можно отнести наш школьный краеведческий музей, открытый в 1961 году и ставший первым музеем в городе Междуреченске, трудно переоценить. В 2015 году исполнилось 100 лет со дня рождения Василия Григорьевича, и наша гимназия стала инициатором проведения памятных мероприятий.

 

Охота.

Она имела ведущее значение в их хозяйстве вплоть до Октябрьской революции, а в горно-таежных местах сохранилось и до наших дней. Промысловые угодья Кузнецкой тайги были поделены между отдельными родами, а внутри рода между большими семьями - тёлями.

Промысел "хорыг" состоял из двух периодов; осеннего и зимне-весеннего. Зимой шорцы отстреливали белку, капканами добывали соболя, ловушками - зайцев, в апреле ставили петли на глухарей. Летом добывали выдр, оленей, коз, маралов. Осенью били барсуков и рябчиков. Инвентарь охотника состоял из фитильного или кремниевого, а позднее пистонного ружья "малтыг", пороха, дроби, сетей "энных", самострелов "айа", деревянных капканов спускного типа "шергей", пулулейки "калып". Добыча и инвентарь осенью и весной перевозились обычно на нартах "шанак", а зимой, по рыхлому снегу - на волокушах из шкуры лошади "сюртка". Но иногда груз просто носили за спиной в кожаных мешках.Запас продовольствия на весь сезон заготовлялся сообща и завозился с осени в охотничьи таежные балаганы: это "талкан" в кожаных мешках, сытная брага "абыртка" в берестяных туесах, хлеб, сухари, соль, сушеное конское мясо "согум" Лыжи делали черемуховые, полозья их обивали "камусом" - шкурой с голени лошади или марала. Рулем при спуске с гор служила универсальная деревянная лопатка "каяк" или "курчек", которым также отгребали снег при постройке балагана и установке капканов.

Через плечо охотника была переброшена сумка "арченак" из телячьей или барсучьей шкуры мехом наружу, ремень-портупея "натруска" с набором охотничьих принадлежностей. На поясе у охотника висел нож "пычах" в

деревянных или кожаных ножнах.

нажмите на изображение лука, чтобы просмотреть все фотографии.

 

Рыболовство.

Рыболовство носило сезонный характер и было наиболее развито у нижнемрасских шорцев. Хариусы, налимы, таймени, язи вывозились на продажу в Кузнецк.

Основным орудием лова были сети "энгме". На маленьких реках рыбу часто ловили мордами "суген" и корытами "ашпар". Крупную рыбу накалывали острогой, стреляли из лука деревянными стрелами, а мелкую ловили сачком из кендырных нитей. Рыба занимала важное место в питании шорцев, особенно летом.

 

Земледелие.

Земледелие было развито повсеместно: плужное у северных шорцев и мотыжное - у южных. При первом типе земледелия, заимствованного от русских, использовались деревянная соха "салда" с железным наконечником, деревянная борона, серп. У богатых шорцев в начале XX века, появились железные плуги и простейшие конные жатки. Мололи они зерно на водяных мельницах. Размеры полей исчислялись гектарами, в отличие от южных шорцев, где участки измерялись загонами. Только у северных шорцев были приусадебные огороды. Терминология орудий труда при плужном земледелии была уже русской. Мотыжный тип земледелия, распространенный в таежной части Кузнецкого уезда, более примитивный и древний. Возделывались, мотыгами "абылами" небольшие участки на солнечных склонах гор, которые приходилось очищать от леса с помощью топора и огня. Эти участки

обрабатывали 3-4 года, затем бросали и переходили на новое место. Зерна разбрасывали руками, после чего боронили суковатой палкой или корягой, которую таскала лошадь. Выращивали в основном ячмень, пшеницу, овес, коноплю, картофель. Мотыжное земледелие было известно населению верховьев Томи, как полагают некоторые исследователи, с эпохи бронзы. С периода позднего железа стал использоваться "абыл" и топор-тесло "адылга". Очевидно, земледелие у предков шорцев действительно появилось в глубокой древности и не было связано с влиянием русской культуры, оно получило слабое развитие. Так, к началу XX века 33,7 % шорских хозяйств вообще не имело посевов, 20,3% имело посевы от 0,1 до 0,5 десятин.

 

Собирательство.

Недостаток продуктов питания шорцы восполняли заготовкой съедобных растений - корней кандыка, сараны, пиона, колбы, лука, чеснока, дягиля, борщевика и различных ягод. Орудием для выкапывания корней и клубней служила корнекопалка "озуп", состоящая из черенка длиною 60 см с поперечной перекладиной для ноги и железным наконечником. С развитием товарных отношений и торговли в начале XX века широкое распространение получил сбор кедрового ореха. В конце XIX в. им занимались 28,2% шорских хозяйств на Кондоме и 35,5% по Мрассу, и в отдельных волостях до 70%. Сезон начинается в середине августа и продолжался до первого снега. В кедровниках у каждой семьи был свой балаган. Из орудий промысла использовались: терки "паспак", молотки-колотущки "токпак", сита "элек", веялки "саргаш", лукошки для переноса ореха "тергеш".

 

Ремесло.

Ремесло у шорцев носило домашний характер и было сосредоточено, в основном, в руках женщин. Все производилось только для собственных нужд и лишь плетение сетей и гончарное дело у жителей низовьев Мрассу к концу XIX века приобрело характер кустарного промысла. Наиболее развитым было ткачество. Основным сырьем для выработки нити служили стебли конопли и крапивы. Ткали шорки на особом станке ""кендырь тыбеге". Готовый холст шел на изготовление всего набора одежды и голенищ обуви. Части одежды сшивали кендырными нитями или сухожилиями марала. Повсеместно была распространена обработка кожи "сагары" Обработка дерева выражалась в изготовлении седел, лыж, курительных трубок, мебели, различной берестяной посуды. Для этого употреблялся нехитрый инструмент: ножи, долота, резцы. В первой четверти XX века шорцы начали изготавливать глиняную посуду. Известна шорцам была и резьба по кости.

 

Таежные поселения и хозяйственные постройки.

Наиболее древним жилищем шорцев можно считать прямоугольный каркасный шалаш "одаг" в форме усеченной пирамиды. Существовали летний и зимний "одаги". Зимний утепленный берестой, пихтовыми ветками, вторым слоем жердей, засыпанный землей. Третий вид одага отличающийся плоской крышей сооружался на время полевых работ. В конце XIX - начале XX вв. наибольшее распространение получила зимняя срубная бревенчатая юрта. Русские срубные избы-одноклети и пятистенки стали на рубеже XX века основным зимним жилищем шорцев, особенно в низовьях Мрассу и

Кондомы, а также в крупных таежных улусах. Разбогатевшие на торговле пушниной, кедровым орехом и медом некоторые шорцы из улусов Красный яр, Мыски, Осинники к началу XX в. стали строить одно- и двухэтажные дома, крытые тесом или железом. Внутренняя обстановка этих домов напоминала дома кузнецких купцов, Домашняя утварь была преимущественно деревянная или берестяная и изготавливалась самими хозяевами. Из железных изделий в употреблении были, котлы для варки пищи "козан", чаши для обжаривания ячменя "коргуш", чугунные кувшины для "араки".

 

Одежда.

Промысловая одежда состояла из домотканой куртки "шабыра", поверх которой надевалась вторая - войлочная, простеганная, с пелериной - воротником из барсучьей шкуры; штаны тоже были из кендыря (домотканого холста). Обувью служили кожаные сапоги, вместо носков - трава "азагат". На голове - холщовая шапка, подбитая тряпьем, на руках - рукавицы из кожи.

К концу XIX - началу XX вв. в одежде шорцев все ощутимее сказывалось влияние русской культуры. Мужчины стали носить покупные ситцевые рубахи, суконные штаны, пиджаки, картузы, драповые пальто, халаты из черного сукна с кушаком, сапоги. Обычным костюмом женщины было платье "кунек" из покупного ситца различных цветов или черного сатина, подпоясанное кушаком. Поверх платья надевался фартук. На голову накидывали разноцветные шали, на ноги обували ботинки. Традиционная одежда сохранилась в начале XX века только в самых глухих улусах верховьев, Мрассу и Кондомы. Шили ее из гладкого черного сатина или домотканой ткани "кендыря". Мужчины носили традиционные рубахи "кунек" из грубого конопляного холста или из приобретенной у русских бязи "табы". Покрой их был туникообразный с косым или прямым

воротом, обшитым цветной материей и застегивающимся на пуговицы. Штаны "шанбэр штан" шили из такой же материи. Пояс сплетали из конского волоса или конопляное верёвочки. Верхний распашной халат "шабыр пантек" был также из домотканого холста. Ворот и нижняя часть подола обшивалась тесьмой "нака", связанной из синего, красного или желтого гаруса или английской шерсти. Халат застегивался вверху на одну пуговицу и подпоясывался кушаком "кур". Зимняя одежда - шубы и вязанные из овечьей шерсти рукавицы. Обязательным атрибутом мужского костюма являлся ситцевый кисет "нанчик" на поясе, деревянная с выгнутым чубуком трубка "канзэ", огниво "оттук", кремень "оттык таш", нож "пычах" в деревянных ножнах "калып". На голове носили шапки "пюрюк" из домотканой материи в форме ермолки или меховые ушанки, а летом - картуз. На ногах у всех мужчин были сапоги "удук" из кожи домашней выделки, иногда, у бедных с холстяными голенищами. Встречалась и обувь из оленьего камуса. Женский традиционный костюм состоял из бязевой рубахи синего цвета "кунек" длиною до пят, застегивающейся на груди мелкими пуговицами. Полы были обшиты лентами из черной ткани. Вязевые синие штаны "штан" не имели разреза. Грудь плисового с подкладом халата "пантек" украшалась двумя рядами раковин каури "чаланбаш" или вышивалась геометрическим узором их цветных ниток. Голову покрывади платком "плат" красного или желтого цветов, на ногах были кожаные галоши "чарык" или сапоги "удук". Незамужние женщины и девушки заплетали волосы в 3-5-7 косичек с украшениями на концах. Замужние женщины имели две косы. Женщины применяли также украшения: серьги из стальной проволоки или меди с бисером, тонкие кольца или медные перстни. У зажиточных можно было увидеть ожерелье из 3-х рядов стеклянных бус разных цветов.

 

 

 Пища 19-20 вв.

Основной пищей шорцев в конце XIX - начале XX вв. - пшеничный и ржаной хлеб "калаш" на Мрассу и "терптех" - на Кондоме, мука из обжаренных зерен ячменя "толкан" и ячменная крупа "шарык". Пищей служило и обжаренное на костре мясо всех птиц и животных за исключением рыси, выдры и крота. С развитием торговли в пищу чаще стали употреблять конину, баранину, свинину. Картофель варили в мундире или пекли в золе. Из коровьего молока шорцы производили сметану "каймак", масло "сармай", мягкий сыр "пыштак", творог "кадыпсу". Наибольшей популярностью пользовался покупной кирпичный чай, хотя употребляли для згой цели и травяные настои. Традиционные напитки "арака", "абыртка", делались из ячменя и картофеля.

 

Шаманство.

Жизнь любого человека по воззрениям кузнецких татар-шорцев полностью зависела от окружающих духов и божеств, общение с которыми чаще всего происходило через посредника - шамана, особого избранника божеств среди живущих на земле людей. К услугам шамана прибегали очень часто: при болезнях, во время похорон и поминок, перед охотой, при родах, перед сбором урожая... Шаманы были неодинаковы по силе и возможностям. Сильный всегда имел бубен с изображенными на нем духами-помощниками и колотушку. Слабый шаман "шабынги" камлал веником, рукавицей палкой или маленьким охотничьим луком и мог только лечить больных. Согласно традиционному мировоззрению кузнецких шорцев мир разделен на 3 сферы: небесную землю - "Ульхи гер" (Земля Ульгеня) - небо; среднюю

землю - "Орти гер" или "бистын гер" - нашу землю и землю злых духов - "айна гер" - подземный мир. Во владениях высшего божества - Ульгеня имеется 9 небес. Сам Ульгень живет на 9 небе. Ульгень, совместно со своим братом Эрликом, который в мифологии шорцев олицетворяет зло, сотворили мир и человека. Человек по легенде обитает на средней земле в соседстве с многочисленными духами - хозяевами мест: тайги, гор, рек, озер. Духи эти почти не отличаются от людей по образу жизни, Наибольшим почитанием пользовались духи гор и духи воды. Существовали также духи - покровители охоты, которых угощали перед выходом на охоту. Религиозное наполнение охотничьего промысла было настолько обильным, что и сам промысел представлялся чем-то священным. В каждой семье имелись изображения духов предков, являющихся покровителями домашнего очага.

 

Стих.

Школьный музей.

Гордится Москва Кремлем и храмами,

Гордится Париж атмосферой надушенной,

Гордится Лондон седыми туманами,

Берлин гордится стеной разрушенной,

Афины оливами вечно славятся,

Рим – амфитеатрами и Колизеем,

Наша гимназия в славу славится

Учителями, детьми и музеем!

Помня о вечном движенье истории,

Нужно минувшее сердцем прочувствовать,

Чтобы и впредь поколения помнили:

«Откуда пошла земля наша Русская..!»

Наш город – частичка страны православной,

Наш край – шум тайги и речное раздолье,

Мы помнить должны – помнить! Самое главное!

Что родина наша – Горная Шория.

Мы дети прогресса, вперед уходящие,

Нас манят дороги, пути, города,

Но вспомнить о прошлом в своем настоящем

Мы все непременно приходим сюда.

Здесь ветер столетий – бриз и безветрие,

Здесь старые вещи становятся новыми,

Под чуткой заботой здесь дремлют столетия

Всех, кто живет в государстве Школа.

Музей нашей школы – хранилище редкое:

Одежда, орудия, нравы, история

Тех, кто по праву лесные владения,

Любя, окрестил нежно: Горная Шория.