РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ИЗОСТУДИЯ» 1-2 классы

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Гимназия №6 имени С.Ф. Вензелева»

 

 

Обсуждено на заседании

Методического совета

Протокол №2

От 5 сентября 2014 год

 

Утверждаю

Директор МБОУ Гимназия №6

Г.А. Четверухина

Приказ № 321-п

От11 сентября 2014 год

 

 

 

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«ИЗОСТУДИЯ»
1-2 классы

ОБЩЕКУЛЬТУРНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ

 

 

 

 

 

Составитель:Полева Л.Г.,

Учитель начальных классов

 

Пояснительная записка.

Программа курса внеурочной деятельности«Изостудия» разработана на основе требований к результатам освоения ООП НОО МБОУ Гимназия №6, Программы формирования универсальных учебных действий на уровне начального общего образования, наоснове Программы Е.И. Коротеевахудожественно – эстетического направления «Смотрю на мир глазами художника».

Актуальность программы обусловлена тем, что на уровне начального общего образования происходят изменения: на первый план выдвигается развивающая функция обучения, в значительной степени способствующая становлению личности младших школьников и наиболее полному раскрытию их творческих способностей. Новые жизненные условия, в которые поставлены современные обучающиеся, вступающие в жизнь, выдвигают свои требования:

·     быть мыслящими, инициативными, самостоятельными, вырабатывать свои новые оригинальные решения

·      быть ориентированными на лучшие конечные результаты.

 Реализация этих требований предполагает человека с творческими способностями. Среди многообразия видов творческой деятельности изобразительное искусство и художественно-творческая деятельность занимают   одно из ведущих положений. Этот вид деятельности связан с эмоциональной стороной жизни человека, в ней находят своё отражение особенности восприятия человеком окружающего мира.

Занятия художественной практической деятельностью, по данной программе решают не только задачи художественного воспитания, но и более масштабные – развивают интеллектуально-творческий потенциал обучающихся. В силу того, что каждый обучающийся является неповторимой индивидуальностью со своими психофизиологическими особенностями и эмоциональными предпочтениями, необходимо предоставить ему как можно более полный арсенал средств самореализации. Освоение множества технологических приемов при работе с разнообразными материалами в условиях простора для свободного творчества помогает обучающимся познать и развить собственные возможности и способности, создает условия для развития инициативности, изобретательности, гибкости мышления.

 

Общая характеристика курса

Тематическая программа курса «Изостудия» реализуетобщекультурноенаправление внеурочной деятельности.

Цель программы:создание условий для проявления у обучающихся творческих способностей в области изобразительного  искус­ства и творческой деятельности, всестороннее интеллектуального и эстетического развитияобучающихся,  логического мышления, художественного вкуса, расширение кругозора, формирования  у обучающихся устойчивых систематических потребностей к саморазвитию, самосовершенствованию  и самоопределению  в процессе  познания  искусства, истории, культуры, традиций.

 Задачи:

 -Развивать природные задатки и способности, помогаю­щие достижению успеха в изобразительном искусстве и творческой деятельности.

-Формировать эстетическое отношение к окружающей действительности.

-Научить слушать, видеть, понимать и анализировать произведения искусства;

   -Научить правильно, использовать термины, формулиро­вать определения понятий, используемых в опыте мастеров искусства.

   -Вооружить обучающихся знаниями в изучаемой области, выработать необходимые практические умения и навыки;

   -Учить замечать и выделять основные средства выразительности.

   -Реализовать духовные, эстетические и творческие способности обучающихся, развивать фантазию, воображение, самостоятельное мышление;

   -Воспитывать художественно – эстетический вкус, трудолюбие, аккуратность.

           - Развитие стремления к творческой само­реализации средствами художественной деятельности.

Программа способствует:

  • Развитию разносторонней личности, единство воспитания и образования, обучения и творческой деятельности обучающихся; сочетание практической работы с развитием способности воспринимать и понимать произведения искусства.
  • Связи искусства с жизнью человека, роль искусства в повседневном его бытии, роль искусства в жизни общества, значение искусства в развитии каждого обучающегося – главный смысловой стержень программы, который обеспечивает активную творческую деятельность обучающихся;
  • Содержание программы направлено на активное развитие у обучающихся эмоционально-эстетического и нравственно оценочного отношения к действительности, эмоционального отклика на красоту окружающих предметов, природы и т. д.;
  • На протяжении всего курса обученияобучающиеся знакомятся с выдающимися произведениями архитектуры, скульптуры, живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, изучают классическое и народное искусство разных стран и эпох, познают художественную культуру своего народа;

Задания направлены на освоение языка художественной выразительности станкового искусства (живопись, графика, скульптура), а также языка декоративно-прикладного искус­ства (аппликация, декоративные композиции из скульптурного материала) и бумажной пластики. Кроме этого, предполагается творческая работа с природными материалами. Разнообразие видов деятельности и большой выбор материалов для работы позволяют и помогают каждому обучающему раскрыть свои индивидуальные способности при изготовлении поделок, что, безусловно, окажет влияние на дальнейшее обучение.

  Обучающиеся вовлекаются в творческую внеурочную деятельность с интересом, им интересен как сам процесс работы, так и её результат, ведь изготавливают вещи, игрушки, поделки,  украшения для интерьера, они для себя и своих близких.

  Данные занятия способствует воспитанию эстетической культуры и трудолюбия обучающихся, расширению кругозора, развитию способности воспринимать и чувствовать прекрасное.

Описание места курса в плане внеурочной деятельности

Программа курса «Изостудия» реализуется в рамкахобщекультурногонаправления, рассчитана на два года для обучающихся 1-2 классов.          На реализацию курса «Изостудия» отводится 1 час в неделю (1 класс – 33 часа в год, 2 класс – 34 часа в год).

 

Описание ценностных ориентиров содержания курса внеурочной деятельности.

Основным содержанием духовно-нравственного развития, воспитания и социализации являются базовые национальные ценности.

Источниками нравственного развития  обучающихся в рамках курса внеурочной деятельности «Изостудия» являются следующие ценности:

•          труд и творчество (творчество и созидание, целеустремленность и настойчивость, трудолюбие, бережливость);

•          искусство и литература – красота, гармония, духовный мир человека, эстетическое развитие.

На уровне предметного содержания создаются условия для воспитания:

- патриотизма: через активное познание истории материальной культуры и традиций своего и других народов;

конструирования и моделирования изделий, навыков творческого оформления результатов своего труда и др.);

- ценностного отношения к прекрасному, формирования представлений об эстетических ценностях (знакомство обучающихся с художественно-ценными примерами материального мира, восприятие красоты природы, эстетическая выразительность предметов рукотворного мира, эстетика труда, эстетика трудовых отношений в процессе выполнения коллективных художественных проектов);

-ценностного отношения к природе, окружающей среде (создание из различного материала образов картин природы, животных, бережное отношение к окружающей среде в процессе работы с природным материалом и др.);

- ценностного отношения к здоровью (освоение приемов безопасной работы с инструментами, понимание детьми необходимости применения экологически чистых материалов, организация здорового созидательного досуга и т.д.).

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения программы курса внеурочной деятельности:

Личностные результаты освоения программы курса:

  • Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
  • Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
  • Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
  • Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
  • Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.

Метапредметные результаты освоения программы курса:

  • Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления.
  • Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера.
  • Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата.
  • Формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха.
  • Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации, установление аналогий и причинно-следственных связей, построение рассуждений.
  • Готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою точку зрения и оценку событий.
  • Определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

         Предметные результаты освоения программы курса:

Изобразительное искуссво:

  • Знать материалы и приспособления, применяемые в работе художника;
  • Жанры изобразительного искусства: натюрморт, портрет, пейзаж;
  • Особенности построения композиции, понятие симметрия на примере бабочки в природе и в рисунке, основные декоративные элементы интерьера;
  • Виды бумаги, ее свойства и применение. Материалы и приспособления, применяемые при работе с бумагой. Разнообразие техник работ с бумагой;
  • Историю возникновения  и развития бумагопластики,  сведения о материалах, инструментах и приспособлениях, технику создания работ с использованием мятой бумаги,  способы декоративного оформления готовых работ. Сравнивать, находить общее и различие;
  • Понятие «аппликация», виды аппликации, исторический экскурс. Цветовое и композиционное решение;
  • Общие понятия построения объемно-пространственной композиции. Понятия: масштаб, ритм, симметрия, ассиметрия.
  • Понимать информацию, представленную в виде текста, рисунков, схем.

 

Содержание курса.

Программа курса рассчитана на два года.

Программа первого года курса – 33 ч.

Программа второго года -34ч.

Первый год обучения (33ч.)

Первый год обучения направлен на удовлетворение интересов обучающихся в приобретении базовых знаний и умений о простейших приемах и техниках работы с материалами и инструментами (акварельные краски, гуашь, графические материалы, пластилин, бумага и картон и т.д.).Знакомство с историей данных видов и жанров изобразительного искусства,  изготовление простейших  декоративно – художественных изделий.Учатся организации своего рабочего места.

Введение: правила техники безопасности.Знакомство с основными направлениями работы на занятиях; материалами и оборудованием; инструктаж по правилам техники безопасности.

1.Живопись – 9 ч.Начальные представления об осно­вах живописи, развитие умения получать цветовое пятно, изу­чение основных, тёплых и холодных цветов. Контраст тёплых и холодных цветов, эмоциональное изменение цвета в зави­симости от характера его насыщения белой или чёрной крас­кой.

Практическая работа:освоение приёмов получения живописного пятна. Работа идёт «от пятна», без использова­ния палитры. Изображение пейзажей, сказочных животных и птиц, растений, трав.

  1. Что такое живопись.
  2. Три основных цвета.
  3. Тёплые цвета. Осенние листья.
  4. Холодные цвета. Рисуем воду.
  5. Цветовое пятно. Рыбки.
  6. Цветовое пятно. Рисуем деревья, пейзаж.
  7. Насыщение цветового пятна белым цветом. Небо.
  8.  Насыщение цветового пятна чёрным цветом.
  9. Изображение животных, птиц.

    2.  Графика – 9 ч. Знакомство с выразительными средствами этого вида станкового искусства. Выразительность линии, которую можно получить путём разного нажима на графический материал. Первичные представления о контрасте темного и светлого пятен, о вариантах создания тонового пят­на в графике; ознакомление с вариантами работы цветными карандашами и фломастерами.

Практическая работа:изображение трав, деревьев, веток, объектов природы и быта, насекомых, тканей.

  1. Техника «Граттаж» паутинка.
  2. Техника «Цветные карандаши» штрихи, упражнения.
  3. Техника «Цветные карандаши, фломастеры» узоры.
  4. Техника «Фломастеры» попугай.
  5. Техника «Чёрный фломастер» зимнее дерево.
  6. Техника «Чёрный фломастер» зимний лес.
  7. Техника «Восковой мелок и акварель» снежинки.
  8. Линия, штрих, пятно «Сказочный замок».

3. Скульптура – 4 ч.Знакомство с выразительными воз­можностями мягкого материала для лепки — глиной и плас­тилином. Получение сведений о скульптуре как трёхмерном изображении, которое располагается в пространстве и кото­рое можно обойти со всех сторон.

Практическая работа: лепка отдельных фруктов, ово­щей, птиц, сладостей.

  1. Симметрия, пропорции. Насекомые (пластилин).
  2. Лепка из жгутиков (пластилин) улитка.
  3. Рельеф (тесто из газет), рыбка.
  4. Объёмная лепка, транспорт.

 

4. Аппликация - 4 ч. Знакомство с разными техниками аппликации, а также с различными материалами, используе­мыми в данном виде прикладного искусства. Знакомство с техникой обрывной аппликации, в работе над которой боль­шое значение имеет сторона, по которой обрывается бумага. В технике «вырезанная аппликация» обучающиесяосваивают приём работы с ножницами разной величины, учатся получать плав­ную линию. Знакомство с другими материалами, например с засушенными цветами и травами, что будет способствовать развитию художественного вкуса, умения видеть различные оттенки цвета и особенности фактуры. Работа с необычными материалами, например с фантиками, из которых составляют­ся сначала простые композиции типа орнаментов и узоров, а затем более сложные тематические композиции.

Практическая работа: изучение выразительности гото­вых цветовых эталонов; работа с засушенными цветами, листьями, травами (создание простых композиций).

  1. Аппликация из бумаги «На даче» из деталей квадрата, прямоугольника.
  2. Обрывная аппликация из бумаги «Жук на листочке».
  3. Аппликация «Осенний ковёр».
  4. Объёмная аппликация «Зимний пейзаж».

5. Бумажная пластика – 3 ч. Трансформация плоского листа бу­маги, освоение его возможностей: скручивание, сгибание,  складывание гармошкой, надрезание, склеивание частей, а также сминание бумаги с последующим нахождением в ней нового художественного образа и целенаправленного сминаниябумаги с целью получения заданного образа.

Практическая работа: изображение уголка парка, от­дельных предметов пышных форм, детских горок, качелей, фонариков и т.д.

  1. Солнышко и полянка на плоскости.
  2. Колокольчик из конуса.

6.       Работа с природными материалами – 3ч. В качестве природных материалов используются выразительные корни, шишки, семена, камни, мох, кусочки дёрна, обработанное водой дерево и т.д. Работа заключается в создании небольших объёмных пейзажей, в ко­торых природные материалы выполняют функции реальных природных объектов. В композиции в качестве дополнитель­ных объектов включаются пластилиновые формы и формы, полученные из бумаги.

Практическая работа: изображение уголков природы.

  1. Аппликация из модифицированных форм растений. Грибок.
  2. Аппликация из семян клёна «львёнок».
  3. Ёлка на снегу.

7.         Организация и обсуждение выставки детских работ – 1 ч.Обучающиесявспоминают темы,

изученные в течение года, находят свои работы. При обсуж­дении творческих результатов первого года обученияобучающиесяопределяют наиболее удачные произведения и пытаются объяснить, чем они им нравятся. При умелом руководстве процессом обсуждения,обучающиесявспоминают основные темы и содержание учебных задач.

 

Второй год обучения направлен на удовлетворение интересов обучающихся в приобретении базовых знаний и умений о простейших приемах и техниках работы с материалами и инструментами (акварельные краски, гуашь, графические материалы, пластилин, бумага и картон и т.д.).Знакомство с историей данных видов и жанров изобразительного искусства,  изготовление простейших  декоративно – художественных изделий, учатся организации своего рабочего места.

Для эффективного развития творческих способностей и прочного усвоения теоретических знаний   обучающимися,  программа составлена по разделам, которые чередуются в течение учебного  года по возрастанию сложности  предлагаемых заданий.

Введение: правила техники безопасности.Знакомство с основными направлениями работы на занятиях; материалами и оборудованием; инструктаж по правилам техники безопасности.

1.   Живопись – 11 ч.Углубление знаний об основных и составных цветах, о тёплых и холодных, о контрасте тёплых и холодных цветов. Расширение опыта получения эмоционального изменения цвета путём насыщения его ахроматической шкалой (насыщение цвета белой и чёрной краской). Осваивается способ насыщения серой краской, и дети знакомятся с эмоциональной выразительностью глухих цветов

Практическая работа:Изображение пейзажей, камней, сказочных персонажей.

1.  Игра с красками. Основные цвета.

2.  Тёплые цвета

3.  Холодные цвета.

4.  Осень (пейзаж).

5.  «Натюрморт» цветы.

6.  Рисуем деревья (сказочные образы).

7.  Насыщение цветового пятна белым цветом. Зима.

8.  Композиция «Зимние игры, забавы.

9.  Изображение животных, птиц.

       10. Насыщение цветового пятна чёрным цветом.

       11. Первоцвет.

2.    Графика –10 ч. Продолжение освоения выразительности графической незамкнутой линии, развитие динамики руки (проведение пластичных, свободных линий). Расширение представлений о контрасте толстой и тонкой линии. Продолжение освоения разного нажима на мягкий графический материал (карандаш) с целью получения тонового пятна. Кроме этого, знакомство с другими графическими материалами – углём, сангиной, мелом и работы с ними в различных сочетаниях. Знакомство с техникой рисования цветными карандашами. Закрепление представлений о значении ритма, контраста тёмного и светлого пятен в создании графического образа.

Практическая работа:изображение животных и птиц, портрета человека, предметов быта.

  1. Упражнения (штрихи).
  2. Объёмные предметы (пр. карандаш).
  3. Поздняя осень (пейзаж).
  4. Зарисовки птиц (фломастеры).
  5. Упражнения (штрихи).
  6. Техника «Чёрный фломастер» лес.
  7. Техника «Восковой мелок и акварель» узоры.
  8. Граттаж «Сказочный замок»
  9. Изображение животных (восковые мелки).
  10. Весенние ручейки (цветные карандаши).

 

3. Скульптура –3 ч.Развитие навыка использования основных приёмов работы (защипление, заминание, вдавливание и т.д.) со скульптурными материалами – глиной и пластилином. Работа с пластикой плоской формы (изображение листьев), изучение приёмов передачи в объёмной форме фактуры.

Практическая работа:лепка листьев, объёмных форм (ваз), сказочных персонажей.

  1. Животные.
  2. Рельеф.
  3. Объёмная лепка транспорт.

4. Аппликация - 4 ч.Развитие навыка использования техники обрывной аппликации, навыка работы с ножницами и получения симметричных форм. Особое внимание уделяется работе с готовыми цветовыми эталонами двух и трёх цветовых гамм.

Практическая работа:изображение пейзажей, архитектурных сооружений, овощей, фруктов.

1. Аппликация «Зимний пейзаж».

2. Объёмная аппликация из бумажных комков.

3. Обрывная аппликация из бумаги «Натюрморт».

4. Аппликация из ткани.

5. Бумажная пластика – 3 ч.Знакомство с выразительностью силуэтного вырезания формы, при котором в создании художественного образа участвует как вырезанный белый силуэт, так и образовавшаяся после вырезания дырка. Углубление представлений о получении объёма с помощью мятой бумаги.

Практическая работа:изображение природных объектов (деревьев, кустов), отдельных фигурок.

  1. «Дерево» из бумажных полос.
  2. Игрушки из конуса.
  3. Игрушки из конуса.

6.Работа с природными материалами – 2 ч.Разнообразие природных материалов расширяется введением в работу скорлупок грецких орехов, молодых побегов, шишек, косточек, семян и т.д.

Практическая работа:изображение домиков в лесу, флота с парусами, уголков природы и других сюжетов (по выбору детей).

  1. Аппликация из семян клёна «корзина»
  2. Аппликация из семян клёна «корзина».

7.         Организация и обсуждение выставки детских работ – 1 ч.Обучающиеся вспоминают темы,

изученные в течение года, находят свои работы. При обсуж­дении творческих результатов первого года обученияобучающиесяопределяют наиболее удачные произведения и пытаются объяснить, чем они им нравятся. При умелом руководстве процессом обсуждения,обучающиесявспоминают основные темы и содержание учебных задач.

 

Тематическое планирование с определением основных видов деятельности обучающихся.

Первый год (33 часа)

Основные темы раздела

Основные знания

Виды деятельности

 

Введение: правила техники безопасности.

Инструктаж по правилам техники безопасности.

Знакомство с основными направлениями работы на занятиях; материалами и оборудованием.

Живопись(9 часов)

1

Что такое живопись.

Начальное представление о живописи – заочная экскурсия в картинную галерею. Виды жанров живописи. Материалы и приспособления, применяемые при работе с живописными материалами..

Знакомство с понятием – живопись. Разнообразие жанров живописи.

2

Три основных цвета.

Прием «вливания одного цвета в другой».

Работа с гуашевыми красками.

 

Классификация  основных цветов, их сравнение и различение. Смешивание красок для получения новых оттенков.

3

Тёплые цвета. Осенние листья.

Прием «вливания одного цвета в другой».

Форма, пропорции предмета. Работа с гуашевыми красками.

 

Анализ приема получения живописного пятна. Исследование особенностей строения разных форм листьев, деревьев.

4

Холодные цвета. Рисуем воду.

Свойства теплых и холодных цветов. Создание выразительного образа посредством цвета. Работа акварелью.

Сравнение оттенков одного цвета. Анализ свойств используемых в работе материалов и применение их в работах.

5

Цветовое пятно. Рыбки.

Создание выразительного образа посредством объема и цвета. Приёмы работы кистью (мазки).

Анализ, сравнение формы, цвета, разновидностей рыб. Применение в работе разных видов линий, мазков (работа кистью)

6

Цветовое пятно. Рисуем деревья, пейзаж.

Особенности построения композиции разнообразие конструктивных растительных форм. Композиция, цветовое решение рисунка.

Создание композиции пейзажа, используя технику акварели. Совершенствовать приёмы работы кистью, акварелью.

7

Насыщение цветового пятна белым цветом. Небо.

Цветовые от­ношения, насыщение цветового пятна белым цветом.Использовать пятно как основу изобразительного образа на плоскости.

Составлять разнооб­разные оттенки цвета. Создание цветового пятна.

8

Насыщение цветового пятна чёрным  цветом.

Цветовые от­ношения, насыщение цветового пятна чёрным цветом.Использовать пятно как основу изобразительного образа на плоскости.

Составлять разнооб­разные оттенки цвета. Создание цветового пятна. Анализ, сравнение при добавлении белой и чёрной краски.

9

Изображение животных, птиц.

Понятие пятно, прорисовывание деталей, контур.

Работа в технике мазок, плавно «вливая» один цвет в другой на границе их соединения.  Прорисовывание конструктивных деталей контуром.

Графика (9 часов)

10

Техника «Граттаж» паутинка.

Понятие «Граттаж», приёмы работы воском, акварелью, гуашью.

Работа в технике «Граттаж», соединение в работе разных материалов. Анализ этапов выполнения работы в технике «Граттаж».

11

Техника «Граттаж» паутинка.

Понятие «Граттаж», приёмы работы воском, акварелью, гуашью. Процарапывание рисунка по восковому слою.

Работа в технике «Граттаж», соединение в работе разных материалов. Анализ этапов выполнения работы в технике «Граттаж».

12

Техника «Цветные карандаши» штрихи, упражнения.

Понятие штрих, линия. Разновидности линий, применение их в рисунке.

Выполнение упражнений в выполнении линий разного вида, штриховки.

13

Техника «Цветные карандаши, фломастеры» узоры.

Понятие штрих, пятно, контур. Сочетание в работе разных материалов. Орнамент в квадрате, геометрические фигуры.

Выполнение цветового пятна карандашами и добавление контурного прорисовывания деталей фломастерами. Составить орнамент из геометрических фигур в квадрате.

14

Техника «Фломастеры» попугай.

Формирование композиционных навыков. Линейно-конструктивное построение рисунка.

Анализ формы, цвета. Поэтапное выполнение рисунка птицы Деление целого на части.

15

Техника «Чёрный фломастер» зимнее дерево.

Линейно-конструктивное построение рисунка. Линия, штрих, пятно.

Создание знакомого образа, с опорой на жизненный опыт детей. Реализация выразительного, яркого образа. Анализ формы.

16

Техника «Чёрный фломастер» зимний лес.

Формирование композиционных навыков. Линейно-конструктивное построение рисунка. Линия, штрих, пятно.

Создание композиции рисунка, применение разных линий, используя ритм пятен.

 

 

17

Техника «Восковые мелки и акварель» снежинки.

Сочетание в работе разных материалов, свойство материалов.

Выполнение линейного рисунка восковыми мелками, заливка цветового пятна акварелью.

   18

Линия, штрих, пятно «Сказочный замок».

Применение в рисунке разных выразительных средств (линия, штрих, пятно).

Композиционное решение рисунка, анализ геометрических форм, линейное построение рисунка, цветовое пятно.

Скульптура (4 часа)

19

Симметрия, пропорции. Насекомые (пластилин).

Понятие симметрия на примере бабочки в природе и в рисунке, в конструктивной лепке. Приёмы работы (катание, вытягивание, сплющивание, заглаживание)

Анализ конструктивной формы насекомых. Использование в работе приёмов лепки.

 

 

20

Лепка из жгутиков (пластилин) улитка.

Понятие жгутик, приёмы лепки.

Анализ конструктивной формы изделия, этапы выполнения изделия.

21

Рельеф (тесто из газет), рыбка.

Изготовление материала для работы, приёмы работы с новым материалом.

Заготовка материала, применение в работе приёмов лепки. Сравнение приемов лепки из пластилина и теста. Моделирование композиции «Подводный мир».Оформление работы в цвете.

22

Объёмная лепка, транспорт.

Приёмы объёмной работы с пластилином. Лепка из отдельных деталей. Понятие транспорт.

Анализ конструкции транспорта, применение в работе приёмов конструктивной лепки.

Аппликация (4 часа)

23

Аппликация из бумаги «На даче» из деталей квадрата, прямоугольника.

Понятие аппликация, геометрические формы, разметка деталей по шаблону, способом складывания. Правила работы с ножницами, клеем.

Создание композиции в технике аппликации на тему. Планирование этапов работы при заготовке, соединении деталей.

24

Обрывная аппликация из бумаги «Жук на листочке».

Обрывная аппликация, заготовка материала, этапы выполнения работы.

Подготовить эскиз работы, анализ выполнения работы в технике обрывной аппликации.

25

Аппликация  «Осенний ковёр».

Основы композиционного решения, разметка деталей, этапы выполнения.

Заготовка деталей композиции, анализ конструктивных форм листьев, цветовое решение.

26

Объёмная аппликация «Зимний пейзаж».

Понятия (объёмная аппликация), создание композиции на заданную тему. Свойство бумаги ( сминание, скручивание).

Составление сюжетной композиции на заданную тему. Применение в работе разных приёмов работы с бумагой.

Бумагопластика (3 часа)

27

«Солнышко и полянка» на плоскости.

История возникновения  и развития бумагопластики,  сведения о материалах, инструментах и приспособлениях.

Знакомство с техникой создания работ с использованием мятой бумаги, скручивание.  Способы декоративного оформления готовых работ. Инструктаж по правилам техники безопасности.

28

«Солнышко и полянка» на плоскости.

Последовательность изготовления работы с использованием аппликации и кусочков мятой, скрученной бумаги.

Выполнение работы с использованием аппликации и кусочком мятой, скрученной бумаги

 

29

Колокольчик из конуса.

Последовательность изготовления работы с использованием шаблона для разметки круглых деталей. Понятие круг, конус, деление окружности на 2-4 части.

Выполнение работы с использованием шаблона, приёмы скручивания при получении конуса (колокольчика). Украшение изделия.

 

Работа с природными материалами (3 часа)

30

Аппликация из модифицированных форм растений. Грибок.

Последовательность изготовления работы с использованием аппликации из модифицированных форм растений. Заготовка деталей композиции (деталирование).

Выполнение работы с использованием аппликации из деталей растений, изменение из форм, анализ заготовки модифицированных форм по эскизу.

 

31

Аппликация из семян клёна «львёнок».

Последовательность выполнение работы. Благоприятные цветовые сочетания.

Выполнение работы с использованием аппликации из разных природных материалов по рисунку.

32

Ёлка в снегу.

Последовательность выполнения объёмной работы.  Пространственные представления. Композиционные навыки. Применение в работе разных материалов.

Составление объёмной композиции, соединение деталей.

 

 

 

 

 

33

Организация и обсуждение выставки детских работ.

Организация и обсуждение выставки детских работ. Оформление работ, подготовка представления своих работ.

Анализ выполненных работ, обсуждение, самооценка.

 

 

 

Второй год (34 ч)

Основные темы раздела

Основные знания

Виды деятельности

 

Введение: правила техники безопасности.

Инструктаж по правилам техники безопасности.

Знакомство с основными направлениями работы на занятиях; материалами и оборудованием.

Живопись (11 часов)

1

Игра с красками. Основные цвета.

Виды жанров живописи. Материалы и приспособления, применяемые при работе с живописными материалами. Понятие основные и составные цвета.

Знакомство с понятием – живопись. Разнообразие жанров живописи. Анализ картин художников. Смешивание и получение новых оттенков красок.

2

Тёплые цвета.

Прием «вливания одного цвета в другой».

Работа с гуашевыми красками.

 

Классификация  основных цветов, их сравнение и различение. Смешивание красок для получения новых тёплых оттенков.

3

Холодные цвета.

Прием «вливания одного цвета в другой».

Форма, пропорции предмета. Работа с гуашевыми красками.

 

Анализ приема получения живописного пятна. . Смешивание красок для получения новых холодных оттенков.

4

Осень (пейзаж).

Понятие пейзаж, линейная и воздушная перспектива. Свойства теплых и холодных цветов. Создание выразительного образа посредством цвета. Работа акварелью.

Сравнение оттенков одного цвета. Анализ свойств используемых в работе материалов и применение их в работах.

5

«Натюрморт» цветы.

Понятиё натюрморт, линейное построение рисунка. Создание выразительного образа посредством объема и цвета. Приёмы работы кистью (мазки).

Анализ, сравнение формы, цвета, разновидностей цветов. Применение в работе разных видов линий, мазков (работа кистью).

6

Рисуем деревья (сказочные образы).

Особенности построения композиции разнообразие конструктивных растительных форм. Композиция, цветовое решение рисунка.

Создание композиции пейзажа с изображением сказочных форм деревьев(развитие фантазии, воображения), используя технику акварели. Совершенствовать приёмы работы кистью, акварелью.

7

Насыщение цветового пятна белым цветом. Зима.

Цветовые от­ношения, насыщение цветового пятна белым цветом.Использовать пятно как основу изобразительного образа на плоскости.

Составлять разнооб­разные оттенки цвета. Создание цветового пятна. Составление сюжетной композиции на заданную тему.

8

Композиция «Зимние игры, забавы».

Цветовые от­ношения, насыщение цветового пятна белым цветом.Использовать пятно как основу изобразительного образа на плоскости. Изображение фигуры человека.

Составлять разнооб­разные оттенки цвета. Создание цветового пятна. Анализ, сравнение при добавлении белой и чёрной краски.

9

Изображение животных, птиц.

Понятие пятно, прорисовывание деталей, контур.

Работа в технике мазок, плавно «вливая» один цвет в другой на границе их соединения.  Прорисовывание конструктивных деталей контуром.

10

Насыщение цветового пятна чёрным  цветом.

Цветовые от­ношения, насыщение цветового пятна чёрным цветом.Использовать пятно как основу изобразительного образа на плоскости.

Составлять разнооб­разные оттенки цвета. Создание цветового пятна. Анализ, сравнение при добавлении белой и чёрной краски.

11

Первоцвет.

Понятие первоцвет, разновидности конструктивных особенностей, цвета. Линейное построение. Техника акварели.

Анализ, сравнение конструктивных форм, цвета. Линейное построение рисунка, работа в цвете в технике акварели.

Графика (10 часов)

12

Упражнения (штрихи).

Понятие штрих, линия. Разновидности линий, применение их в рисунке.

Выполнение упражнений в выполнении линий разного вида, штриховки.

13

 Объёмные предметы (цв.карандаши).

Понятие объём в рисунке, пердачасветотени, штрих, линия. Разновидности линий, применение их в рисунке.

Выполнение упражнений в выполнении линий разного вида, штриховки. Передать объем предметов за счёт светотени.

14

Поздняя осень (пейзаж).

Понятие пейзаж, линейная и воздушная перспектива. Линейно-конструктивное построение рисунка. Линия, штрих, пятно.

Выполнение цветового пятна карандашами и добавление контурного прорисовывания деталей фломастерами.

15

Зарисовка птиц техника (фломастеры).

Формирование композиционных навыков. Линейно-конструктивное построение рисунка.

Анализ формы, цвета. Поэтапное выполнение рисунка птицы Деление целого на части.

16

Упражнения (штрихи).

Понятие штрих, линия. Разновидности линий, применение их в рисунке.

Выполнение упражнений в выполнении линий разного вида, штриховки.

17

Техника «Чёрный фломастер» лес.

Формирование композиционных навыков. Линейно-конструктивное построение рисунка. Линия, штрих, пятно.

Создание композиции рисунка, применение разных линий, используя ритм пятен.

18

Техника «Восковые мелки и акварель» узоры.

Сочетание в работе разных материалов, свойство материалов. Растительный орнамент в полосе.

Выполнение линейного рисунка восковыми мелками, заливка цветового пятна акварелью. Составить растительный орнамент в полосе (ткань, обои), используя элементы чередования, повторения.

   19

Граттаж «Сказочный замок».

Понятие «Граттаж», приёмы работы воском, акварелью, гуашью.

Работа в технике «Граттаж», соединение в работе разных материалов. Анализ этапов выполнения работы в технике «Граттаж».

20

Изображение животных (восковые мелки).

Свойство графических материалов их разновидности. Линейное построение рисунка.

Анализ конструктивных форм, техники выполнения работы восковыми мелками.

21

Весенние ручейки (цветные карандаши).

Формирование композиционных навыков. Линейно-конструктивное построение рисунка. Линия, штрих, пятно.

Создание композиции рисунка, применение разных линий, используя ритм пятен.

 

Скульптура (3 часа)

22

Животные.

Приёмы объёмной работы с пластилином. Лепка из отдельных деталей Приёмы работы (катание, вытягивание, сплющивание, заглаживание)

Анализ конструктивной формы животных. Использование в работе приёмов лепки.

 

 

23

Рельеф.

Понятие рельеф. Приёмы объёмной, плоскостной  работы с пластилином.

Анализ конструктивной формы изделия, этапы выполнения изделия.

24

Объёмная лепка, транспорт.

Приёмы объёмной работы с пластилином. Лепка из отдельных деталей. Понятие транспорт.

Анализ конструкции транспорта, применение в работе приёмов конструктивной лепки.

 

 

Аппликация (4 часа)

 

25

Аппликация «Зимний пейзаж»

Понятие аппликация, геометрические формы, разметка деталей по шаблону, способом складывания. Правила работы с ножницами, клеем. Аппликация из ткани.

Создание композиции в технике аппликации на тему. Планирование этапов работы при заготовке, соединении деталей. Сочетание в работе разных материалов (ткань, вата, бумага, картон).

26

Объёмная аппликация из бумажных комков.

Понятия (объёмная аппликация), заготовка материала, этапы выполнения работы.

Подготовить эскиз работы, анализ выполнения работы в технике обрывной аппликации из бумажных комков.

27

Обрывная аппликация из бумаги «Натюрморт».

Обрывная аппликация, заготовка материала, этапы выполнения работы.

Подготовить эскиз работы, анализ выполнения работы в технике обрывной аппликации. Подготовить эскиз.

28

Аппликация из ткани.

Понятие аппликация, геометрические формы, разметка деталей по шаблону, способом складывания. Правила работы с ножницами, клеем. Аппликация из ткани.

Составление сюжетной композиции на заданную тему. Применение в работе разных приёмов работы с бумагой Сочетание в работе разных материалов (ткань, вата, бумага, картон).

Бумагопластика (3часа)

29

«Дерево» из бумажных полос.

История возникновения  и развития бумагопластики,  сведения о материалах, инструментах и приспособлениях.

Знакомство с техникой создания работ с использованием мятой бумаги, скручивание.  Способы декоративного оформления готовых работ. Инструктаж по правилам техники безопасности.

30

Игрушки из конуса.

Последовательность изготовления работы с использованием шаблона для разметки круглых деталей. Понятие круг, конус, деление окружности на 2-4 части.

Выполнение работы с использованием шаблона, приёмы скручивания при получении конуса. Украшение изделия.

 

31

Игрушки из конуса.

Последовательность изготовления работы с использованием шаблона для разметки круглых деталей. Понятие круг, конус, деление окружности на 2-4 части.

Выполнение работы с использованием шаблона, приёмы скручивания при получении конуса. Украшение изделия.

 

Работа с природными материалами (2 часа)

32

Аппликация из семян клёна «корзина».

Последовательность выполнение работы. Благоприятные цветовые сочетания.

Выполнение работы с использованием аппликации из разных природных материалов по рисунку.

33

Аппликация из семян клёна «корзина».

Последовательность выполнение работы. Благоприятные цветовые сочетания.

Выполнение работы с использованием аппликации из разных природных материалов по рисунку.

 

 

 

 

34

Организация и обсуждение выставки детских работ.

Организация и обсуждение выставки детских работ. Оформление работ, подготовка представления своих работ.

Анализ выполненных работ, обсуждение, самооценка.

 

 

 

 

Описание необходимого учебно-методического материально-технического обеспечения курса:

1.Учебно-методическое обеспечение:

  1. Коротеева Е. И. Азбука аппликации / Е. И. Коротеева - М., 2009.
  2. Коротеева Е. И. Весёлые друзья-фантики: аппликация из фантиков/ Е. И. Коротеева - М., 2009.
  3. Коротеева Е. И. Графика. Первые шаги / Е. И. Короте­ева.-М., 2009.
  4. Коротеева Е. И. Живопись. Первые шаги / Е. И. Короте­ева.-М., 2009.
  5. Коротеева Е. И. Изобразительное искусство: учебно-наглядное пособие для учащихся 1-4 классов / Е. И. Короте­ева.-М., 2003.
  6. Коротеева Е. И. Озорные подружки-нитки: аппликация из ниток / Е. И. Коротеева.-М., 2009. 
  7. Неменский Б. М. Педагогика искусства / Б.М. Неменский.-М., 2007.
  8. Неменский Б. М. Познание искусством / Б.М. Неменский. – М., 2000.

2. Материально-техническое оснащение учебного процесса:

- репродукции картин в соответствии с тематикой и видами работы;

- портреты русских и зарубежных художников;

-таблицы по цветоведению, перспективе, построению орнамента;

- таблицы по стилям архитектуры, одежды, предметов быта;

-схемы рисования предметов, растений, деревьев, животных, птиц, человека;

- таблицы по народным промыслам, русскому костюму, декоративно-прикладному искусству;

- открытки и календари с репродукциями художников, фотокалендари с изображением пейзажей, художественные фото-

календари с изображением цветов и натюрмортов; животных и птиц; насекомых;

-стеллажи для хранения художественных материалов, бумаги и детских работ, книг, таблиц;

- складные мольберты с планшетами;

- демонстрационные столики;

-разнообразные художественные материалы и атрибуты для художественного творчества.

- комплект муляжей для рисования с палитрой и стаканом раздаточный.

-набор геометрических тел (7 предметов) гипс.

3. Информационное обеспечение учебного процесса:

- электронные библиотеки по искусству, DVD-фильмы по изобразительному искусству, о природе, архитектуре;

- записи классической и народной музыки;

- специализированные цифровые инструменты учебной деятельности (компьютерные программы).

- мультимедийный проектор, DVD-плееры, MP3-плееры;

- компьютер с художественным программным обеспечением;

- музыкальный центр;

-демонстрационная доска для работы маркерами;

- сканер, ксерокс и цветной принтер.

Планируемые результаты

В результате изучения курса программы внеурочной деятельности «Изостудия» обучающиеся должны уметь:

  • различать и передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональные состояния и своё отношение к ним средствами художественного образного языка;
  • узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать шедевры национального, российского и мирового искусства, изображающие природу, человека, различные стороны окружающего мира и жизненных явлений.
  • наблюдать, сравнивать, сопоставлять и анализировать пространственную форму предмета; изображать предметы различной формы;
  • выбирать художественные материалы, средства художественной выразительности для создания образов природы, человека, явлений и передачи своего отношения к ним; решать художественные задачи (передавать характер и намерения объекта — природы, человека, сказочного героя, предмета, явления и т.д. — в живописи, графике и скульптуре, выражая своё отношение к качествам данного объекта) с опорой на правила перспективы, цветоведения, усвоенные способы действия;
  • планировать и выполнять практическое задание (практическую работу) с опорой на инструкционную карту, образец;
  • отбирать и выполнять в зависимости от свойств освоенных материалов оптимальные и доступные технологические приёмы их ручной обработки (при разметке деталей, их выделении из заготовки, формообразовании, сборке и отделке изделия);
  • применять приёмы рациональной безопасной работы ручными инструментами: чертёжными (линейка, угольник, циркуль), режущими (ножницы) и колющими (швейная игла);
  • распознавать простейшие чертежи и эскизы, читать их и выполнять разметку с опорой на них; изготавливать плоскостные и объёмные изделия по простейшим чертежам, эскизам, схемам, рисункам;
  • анализировать устройство изделия: выделять детали, их форму, определять взаимное расположение, виды соединения деталей;
  • различать основные виды художественной деятельности (рисунок, живопись, скульптура, декоративно-прикладное искусство) и участвовать в художественно-творческой деятельности, используя различные художественные материалы и приёмы работы с ними для передачи собственного замысла;
  • различать основные виды и жанры пластических искусств, понимать их специфику;
  • различать основные и составные, тёплые и холодные цвета; изменять их эмоциональную напряжённость с помощью смешивания с белой и чёрной красками; использовать их для передачи художественного замысла в собственной учебно-творческой деятельности;
  • создавать простые композиции на заданную тему;
  • использовать выразительные средства изобразительного искусства: композицию, форму, ритм, линию, цвет, объём, фактуру;
  • создавать средствами живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства образ животного, передавать на плоскости и в объёме пропорции фигуры; передавать характерные черты внешнего облика;
  • использовать декоративные элементы, геометрические, растительные узоры для украшения своих изделий и предметов быта; использовать ритм и стилизацию форм для создания орнамента.