РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ДЕКОРАТИВНОЕ ТВОРЧЕСТВО»

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Гимназия №6 имени С.Ф. Вензелева»

 

 

Обсуждено на заседании

Методического совета

Протокол №2

От 5 сентября 2014 год

 

Утверждаю

Директор МБОУ Гимназия №6

Г.А. Четверухина

Приказ № 321-п

От11 сентября 2014 год

 

 

 

 

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ДЕКОРАТИВНОЕ ТВОРЧЕСТВО»
 

 

1-4 классы

 

 

 

ОБЩЕКУЛЬТУРНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ

 

 

 

 

 

Составитель: Золотарева И.Б., Юдакова Л.А.,

Учитель начальных классов

 

Пояснительная записка

Программа курса внеурочной деятельности «Декоративное творчество» разработана на основе требований к результатам освоения ООП НОО МБОУ Гимназия №6, Программы формирования универсальных учебных действий на уровне начального общего образования,  составлена на основе Программы «Декоративное творчество», автор- составитель О. А. Меркулова.

Актуальность программы обусловлена тем, что на уровне начального образования происходят радикальные изменения: на первый план выдвигается развивающая функция обучения, в значительной степени способствующая становлению личности младших обучающихся и наиболее полному раскрытию их творческих способностей.Декоративное творчество наряду с другими видами искусства готовит обучающихся к пониманию художественных образов, знакомит их с различными средствами выражения. На основе эстетических знаний и художественного опыта у обучающихся складывается отношение к собственной художественной  деятельности.

Декоративное творчество способствует изменению отношения  обучающегося к процессу познания, развивает широту интересов и любознательность, создаются условия для развития индивидуальных задатков, интересов, склонностей обучающихся, да и сама внеурочная работа, призванная учитывать личные запросы обучающегося, стремится к их удовлетворению, требует дифференцированного и индивидуального подхода в обучении.

Общая характеристика курса

Тематическая программа реализует общекультурное направления внеурочной деятельности

Цели программы:Воспитать творческую личность, способную осуществлять свои творческие замыслы в области разных видов декоративно – прикладного искусства,сформировать  у обучающихся устойчивые систематические потребности к саморазвитию, самосовершенствованию  и самоопределению  в процессе  познания  искусства, истории, культуры, традиций.

 Задачи:

 -Расширить представления о многообразии видов декоративно – прикладного искусства.

 -Формировать эстетическое отношение к окружающей действительности на основе с декоративно – прикладным искусством.

 -Вооружить обучающихся знаниями в изучаемой области, выработать необходимые практические умения и навыки;

 -Учить замечать и выделять основные средства выразительности изделий.

 - Приобщать обучающихся к народному искусству;

 -Реализовать духовные, эстетические и творческие способности воспитанников, развивать фантазию, воображение, самостоятельное мышление;

 -Воспитывать художественно – эстетический вкус, трудолюбие, аккуратность.

 -Помогать обучающимся в их желании сделать свои работы общественно значимыми.

Курс «Декоративное творчество» является продолжением изучения смежных предметных областей (изобразительного искусства, технологии, истории) в освоении различных видов и техник  искусства. В программу  включены следующие направления  декоративно – прикладного творчества: пластилинография,  бумагопластика,  изготовление кукол, которые не разработаны для более глубокого изучения в предметных областях.  Большое внимание уделяется творческим заданиям, в ходе выполнения которых у обучающихся формируется творческая и познавательная активность. Значительное место в содержании программы занимают вопросы композиции, цветоведения. В основу курса положена идея реализации объективно существующего единства двух форм искусства: художественного восприятии и художественного выражения  (языка изобразительного искусства). Овладение основами художественного языка (художественное выражение) позволит обучающимся проявить себя в творчестве, поможет при освоении смежных дисциплин, будет способствовать формированию эмоционально-ценностного отношения растущего человека к себе, окружающим людям, природе, науке, искусству и культуре в целом.

Стержневым моментом занятий становится деятельность самих обучающихся, когда они наблюдают, сравнивают, классифицируют, группируют, делают выводы, выясняют закономерности. При этом предусматривается широкое использование занимательного материала, включение в уроки игровых ситуаций, чтение дидактических сказок и т. д. Важное значение при изучении курса «Декоративное творчество» имеет специально организованная игровая деятельность на занятиях, использование приема обыгрывания учебных заданий, создания игровых ситуаций.

Основные формы работы на занятии: индивидуальные, групповые и коллективные.

Занятия включают в себя теоретическую часть и практическую деятельность обучающихся.

         Теоретическая часть дается в форме бесед с просмотром иллюстративного материала.

Занятия курса «Декоративное творчество» способствует:

-освоению современных видов декоративно – прикладного искусства;

-обучению практическим навыкам художественно – творческой деятельности,

-пониманию связи художественно – образных задач с идеей и замыслами,

-формированию  умения обобщать  жизненные представления с учетом возможных художественных средств;

-формированию  понятия о роли и месте декоративно – прикладного искусства в жизни.

Обучающиесяучатся аккуратности, экономии материалов, точности исполнения работ, качественной обработке изделия. Особое внимание уделяется технике безопасности при работе с техническими средствами, которые разнообразят деятельность и повышают интерес обучающихся.

Описание места курса в плане внеурочной деятельности.

Программа курса внеурочной деятельности «Декоративное творчество» реализуется в рамках общекультурного направления, рассчитана на четыре года для обучающихся 1-4 классов.На реализацию курса отводится 1 час в неделю (1 класс – 33 часа в год, 2 класс – 34 часа в год, 3 класс – 34 часа в год, 4 класс – 34 часа в год).

 

Описание ценностных ориентиров содержания курса внеурочной деятельности.

Основным содержанием духовно-нравственного развития, воспитания и социализации являются базовые национальные ценности.

Источниками нравственного развития  обучающихся в рамках курса внеурочной деятельности «Декоративное творчество» являются следующие ценности:

•          труд и творчество (творчество и созидание, целеустремленность и настойчивость, трудолюбие, бережливость);

•          искусство и литература – красота, гармония, духовный мир человека, эстетическое развитие.

 

 

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения программы курса внеурочной деятельности

Личностные результаты освоения программы курса.

-  учебно– познавательного интерес к декоративно – прикладному творчеству, как одному из видов изобразительного искусства;

- чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мультикультурной картиной  современного мира;

-  навык самостоятельной работы  и работы в группе при выполнении практических творческих работ;

- ориентации на понимание причин успеха в творческой деятельности;

- способность к самооценке на основе критерия успешности деятельности;

- заложены основы социально ценных личностных и нравственных качеств: трудолюбие, организованность, добросовестное отношение к делу, инициативность, любознательность, потребность помогать другим, уважение к чужому труду и результатам труда, культурному наследию.

Обучающиеся получат возможность для формирования:

- устойчивого познавательного интереса к творческой деятельности;

 - осознанных устойчивых эстетических предпочтений  ориентаций на искусство как значимую сферу человеческой жизни;

- возможности реализовывать творческий потенциал в собственной художественно-творческой деятельности, осуществлять самореализацию и самоопределение личности на эстетическом уровне;

  - эмоционально – ценностное отношения к искусству и к жизни, осознавать систему общечеловеческих ценностей.

            Метапредметныерузультаты освоения программы курса.

- выбирать художественные материалы, средства художественной выразительности для создания творческих работ. Решать художественные задачи с опорой на знания о цвете, правил композиций, усвоенных способах действий;

- учитывать выделенные ориентиры действий в новых техниках, планировать свои действия;

- осуществлять итоговый и пошаговый контроль в своей творческой деятельности;

- адекватно воспринимать оценку своих работ окружающих;

- навыки работы с разнообразными материалами и навыкам создания образов посредством различных технологий;

- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе оценки и характере сделанных ошибок.

Обучающиеся получат возможность научиться:

-осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания;

- самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить коррективы в исполнение действия, как по ходу его реализации, так и в конце действия.

 - пользоваться средствами выразительности языка  декоративно – прикладного искусства, художественного конструирования ; - моделировать новые формы, различные ситуации, путем трансформации известного создавать новые образы средствами декоративно – прикладного творчества.

-осуществлять поиск информации с использованием литературы и средств массовой информации;

-отбирать и выстраивать оптимальную технологическую последовательность реализации собственного или предложенного замысла;                                         Предметные рузультаты освоения программы курса.

-уважать и ценить искусство и художествено-творческую деятельность человека

-понимать образную сущность искусства;

-сочувствовать событиям и персонажам, воспроизведенным в произведениях пластических искусств, их чувствам и идеям; эмоционально-ценностному отношению к природе, человеку и обществу и его передачи средствами художественного языка.

--выражать свои чувства, мысли, идеи и мнения средствами художественного языка;

 -воспринимать и эмоционально оценивать шедевры русского и мирового искусства.

-создавать элементарные композиции на заданную тему на плоскости и в пространстве.

создавать графическими и живописными средствами выразительные образы природы, человека, животного.

 

Содержание курса

Программа курсавнеурочной деятельности «Декоративное творчество» рассчитана на четыре года.

Программой первого года обучения предусматривается 33 занятия (одно занятие в неделю).

Первый год обучения направлен на удовлетворение интересов обучающихся в приобретении базовых знаний и умений о простейших приемах и техниках работы с материалами и инструментами (пластилин, бумага и картон, бисер и проволока и т.д.), знакомство с историей данных видов декоративно – прикладного искусства,  изготовление простейших  декоративно – художественных изделий, учатся организации своего рабочего места.

Содержание занятий курса

Введение: правила техники безопасности -1ч.Знакомство с основными направлениями работы на занятиях; материалами и оборудованием; инструктаж по правилам техники безопасности.

Пластилинография-13ч.

Вводное занятие  «Путешествие в Пластилинию».Историческая справка о пластилине. Виды пластилина, его свойства и применение. Материалы и приспособления, применяемые при работе с пластилином. Разнообразие техник работ с пластилином.

Плоскостное изображение. «Подарки осени».  Знакомство с понятием натюрморт. Закрепление знаний о колорите осени. Прием «вливания одного цвета в другой».

Знакомство со средствами выразительности. «Червячок в яблочке», «Кактус в горшке».Выражение образа посредством объема и цвета. Анализ свойств используемых в работе материалов и применение их в работах (раскатывание.) Сплющивании, разглаживании поверхностей в создаваемых объектах. Практические умения и навыки обучающихся при создании заданного образа посредством пластилинографии.

Плоскостное изображение.  «Рыбка».Особенности построения композиции подводного мира. Создание сюжета о подводном мире, используя технику пластилинографии. Совершенствовать технические и изобразительные навыки и умения.

«Натюрморт из чайной посуды» Композиция и цвет в расположении элементов на поверхности. Соединение частей изделия, путем сглаживания мест скрепления.

Рельефное изображение. «Ферма». Создание сюжета в полуобъеме. Создание композиции из отдельных деталей, с  использованием имеющихся навыков работы с пластилином – раскатывание, сплющивание, сглаживание.

Знакомство с симметрией. Аппликация «Бабочки» .«Божьи коровки на ромашке.Понятие симметрия на примере бабочки в природе и в рисунке. Работа в технике мазок пластилином, плавно «вливая» один цвет в другой на границе их соединения.  Закрепление технического приема работы с пластилином в технике пластилинография. Создание рельефа.

Лепная картина. Формирование композиционных навыков.«Цветы для мамы». Формирование композиционных навыков. Выполнение лепной картины, когда детали предметов сохраняют объем и выступают над поверхностью основы. Выполнение тонких и удлиненных лепестков с использованием чесноковыжималки.

«Ромашки» Трафаретные технологии пластилиновой живописи. Выполнение лепной картины с использованием трафаретной технологии

«Совушка – сова» Формирование композиционных навыков. Создание композиции из отдельных деталей, используя имеющиеся умения и навыки работы с пластилином – скатывание, расплющивание. Деление целого на части при помощи стеки.

«Снегурочка в зимнем  лесу» Формирование композиционных навыков.Создание знакомого образа, с опорой на жизненный опыт обучающихся. Реализация выразительного, яркого образа

Бумагопластика -9ч.

Вводное занятие «Технология изготовления поделок на основе использования мятой бумаги». «Волшебные комочки». Фрукты. История возникновения  и развития бумагопластики,  сведения о материалах, инструментах и приспособлениях, знакомство с техникой создания работ с использованием мятой бумаги.  Способы декоративного оформления готовых работ. Инструктаж по правилам техники безопасности.

«Фрукты», «Чудо – дерево» Последовательность изготовления работы с использованием аппликации и кусочков мятой бумаги.

 Выполнение работы с использованием аппликации и кусочком мятой бумаги.

«Птенчики». Благоприятные цветовые сочетания. Практическая часть. Выполнение работы с использованием аппликации и кусочком мятой бумаги

«Снегирь»Последовательность выполнение работы.  Пространственные представления. Композиционные навыки. Выполнение работы с использованием аппликации и кусочком мятой бумаги.

Новогодняя игрушка. Символ года. История возникновения символов. Последовательность выполнение работы. Выполнение работы с использованием аппликации и кусочком мятой бумаги

Открытка к Новому году.Композиционные навыки. Закрепление умений и навыков работы  с использованием мятой бумаги. Последовательность выполнение работы. Выполнение работы с использованием аппликации и кусочком мятой бумаги.

«Праздничный салют». Последовательность выполнение работы в составлении мозаичного панно.Выполнение работы с использованием аппликации и кусочком мятой бумаги

            Бисероплетение -4ч.

Вводное занятие. Основные виды бисерного искусства. Техника безопасности.План занятий. Демонстрация изделий. История развития бисероплетения. Использование бисера в народном костюме. Современные направления бисероплетения. Инструменты и материалы, необходимые для работы. Организация рабочего места. Правильное положение рук и туловища во время работы. Правила техники безопасности, ППБ.Знакомство с основными технологическими приемами  низания на проволоку.    Основные приёмы бисероплетения-  параллельное, петельное, игольчатое плетение. Комбинирование приёмов.  Анализ моделей. Зарисовка схем.

Выполнение отдельных элементов.Параллельное низание. Плоскостные миниатюры в технике параллельного низания (утенок, лягушка, гусь, божья коровка, черепаха, бабочка, стрекоза, и др.) Основные приёмы бисероплетения, используемые для изготовления фигурок животных на плоской основе: параллельное, петельное и игольчатое плетение. Техника выполнения туловища, крылышек, глаз, усиков, лапок. Анализ моделей. Зарисовка схем.Выполнение отдельных элементов на основе изученных приёмов. Сборка брошей, брелоков или закладок. Подготовка основы для брошей. Составление композиции. Прикрепление элементов композиции к основе. Оформление.Нанзание крестиками. Традиционные виды бисероплетения. Низание из бисера “в две нити”: цепочка “в крестик”. Различные способы плоского и объёмного соединения цепочек “в крестик”.  Назначение и последовательность выполнения. Условные обозначения. Анализ и зарисовка простейших схем. Освоение приемов бисероплетения. Упражнения по низанию цепочки в крестик.  Изготовление браслета “ёлочка”. Выполнение украшений для кукол, брошей, кулонов и брелоков.

   Изготовление кукол -6 ч.

Вводное занятие. История куклы. Техника безопасности.Игровые и обереговые куклы. Бабушкины уроки или как самим сделать народную куклу. Правила техники безопасности, ПДД, ППБ.Кукла на картонной основе. Традиционные виды аппликации из пряжи. Технология создания силуэтной куклы. История русского  народного костюма.Создание картонного силуэта девочки и мальчика в русском народном костюме. Оплетение с использованием пряжи. Создание образа. Цветовое решение.Композиция «В лесу». Особенности построения композиции. Прикрепление элементов к основе. Создание композиции.Аппликация. Куклы – актеры. Пальчиковые куклы.Разнообразие техники аппликации, а также с различными материалами, используемыми в данном виде прикладного искусства. Технология создания кукол, которые одеваются на палец из бумаги.Создание героев сказки «Теремок». Цветовое решение.Итоговое занятие. Выставка –ярмарка.

2 год обучения (34ч.)

             Программа второго года обучения предназначена для вторых классов уровня начального образования.  Программа предусматривает 34 занятия, один час в неделю.

Второй год обучения направлен на использование обучающимися приобретенных умений и навыков при изготовлении более сложных по технике выполнения изделия, работая по  эскизам, образцам, схемам и доступным знаковым .

Содержание занятий курса:

Введение: правила техники безопасности-2ч.Знакомство с разнообразием технологий и материалов для созданий изделий декоративно – прикладного искусства. Правила техники безопасности. ППБ.

Пластилинография -8 ч.

Полуобъемное изображение на плоскости. «Чебурашка».Создание композиции в полуобъеме из пластилина. Целостность объекта из отдельных деталей, используя имеющиеся навыки: придавливание деталей к основе. Примазывание. Приглаживание границ соединения отдельных частей.

Жанр изобразительного искусства  - натюрморт. «Осенний натюрморт». Знакомство с жанром ИЗО – натюрморт. Лепка отдельных деталей. Использование разнообразного материала.

Жанр изобразительного искусства – портрет. «Веселый клоун».Знакомство с жанром ИЗО – портрет. Цветовое решение.Лепка отдельных деталей. Использование разнообразного материала.

Жанр изобразительного искусства – пейзаж. «Цветение лотоса»Знакомство с жанром ИЗО –пейзаж. Контраст. Использование работ в интерьере.Лепка отдельных деталей. Использование разнообразного материала.

Оформление народной игрушки в технике пластилинография. «Матрешка».Народная игрушка. История создания матрешки. Отражение характерных особенностей оформления матрешки.Лепка отдельных деталей. Использование разнообразного материала.

 Бумагопластика-8ч.

История бумаги. Технологии работы с бумагой. Историческая справка о бумаге. Виды бумаги, ее свойства и применение. Материалы и приспособления, применяемые при работе с бумагой. Разнообразие техник работ с бумагой. Условные обозначения. Инструктаж по правилам техники безопасности.Цветы из бумаги.Знакомство с технологией работы креповой бумагой. Технология изготовления цветов из креповой бумаги.Цветы: роза, тюльпан, пион.

Снежинки. Откуда появилась снежинка? – изучение особенностей возникновения и строения снежинок. Технология изготовления из бумаги плоскостной и объемной снежинки. Плоскостные и объемные снежинки

Праздничная  открытка. Знакомство с видом вырезания -  силуэтное вырезание. Историческая справка о данном виде работы. Технология выполнения силуэтного вырезания. Композиционное построение сюжета.Новогодняя открытка.

            Бисероплетение-8ч.

Техника параллельного низания. «Мышка», «Кит».Знакомство с техникой объемного параллельного плетения. Технология слоистого плетения.«Мышка», «Кит».

Техника параллельного низания. «Бабочка». Технология слоистого плетения. Техника двойного соединения. Правила выполнения объёмных миниатюр на проволоке. Анализ образцов. Выбор проволоки и бисера. Цветовое решение. Зарисовка схем выполнения объёмных миниатюр. «Бабочка»

Аппликация из бисера. «Открытка»Понятие «аппликация». Исторический экскурс. Анализ образцов. Приёмы бисероплетения, используемые для изготовления аппликации: параллельное, петельное, игольчатое плетение, низание дугами. Комбинирование приёмов. Техника выполнения элементов аппликации. Выбор материалов. Цветовое и композиционное решение.Выполнение отдельных элементов аппликации. Составление композиций. Сборка и закрепление бисерных элементов . Использование аппликации для оформления открытки, интерьера.

Бисерная цепочка с петельками.Низание из бисера “в одну нить”: простая цепочка, цепочка с бусинками. Назначение и последовательность выполнения. Условные обозначения.Освоение приемов бисероплетения. Упражнения по выполнению различных подвесок и их подплетению к цепочкам.

Изготовление кукол -8ч.

Народная кукла. Русские обряды и традиции.Классификация кукол. Их роль и место в русских обрядах и традициях.Бесшовные куклы.Технология изготовления бесшовных кукол. Материалы и инструменты.  Кукла на счастье, утешница, веснянки.Разбор последовательности работы по инструкционным картам.Техника – продевания: «Кукла – ремесленник», «Хозяйка – рукодельница»Элементы русского народного костюма. Создание образа. Символика кукол.Традиционные приемы изготовления куклы.Разбор последовательности работы по инструкционным картам. Создание кукол.

3 год обучения (34ч.)

На третий год обучения, обучающиеся закрепляют свои умения на основе полученных представлений о многообразии материалов, их видах, свойствах, происхождении подбирать доступные в обработке материалы и технологические приемы для изделий в соответствии с поставленной задачей.

Содержание занятий курса:

Введение: правила техники безопасности-2ч.1.Вводное занятие. Декоративно – прикладное искусство в интерьере. Основные декоративные элементы интерьера. Правила техники безопасности. ППБ.

Пластилинография-11ч.Пластилинография – как способ декорирования. Декорирование предметов собственными силами. Материалы и инструменты.Фоторамка.Приемы пластилинографии, используемые при оформлении фоторамок. Анализ образцов. Выбор формы. Цветовое решение. Создание эскиза.Рамка для детской фотографии – ягодка, цветочная, сердце. Работа с инструкцией. Определение порядка работы.

Подсвечник. Анализ образцов подсвечников из разных материалов.  Форма и цветовое решение. Композиция. Подбор способов и приемов в изготовлении подсвечника. Эскиз. Композиция. Выбор техники исполнения.

Ваза.Исторический экскурс. Вазы из венецианского стекла с применением технологии миллефиори.  Ваза как  подарок или часть интерьера. Освоение изученных приемов создания пластин в технике миллефиори. Оформление поверхности вазы (пластиковой тары) пластинами.

Объемно – пространственная композиция.Общие понятия построения объемно-пространственной композиции. Понятия: масштаб, ритм, симметрия, ассиметрия. Анализ памятников и объектов исторической и современной архитектуры. Создание макетов с использованием геометрических фигур

Объемно – пространственная композиция «Сказочный город».Беседа о русской средневековой архитектуре. Собор Василия Блаженного. Анализ сказочных замков. Техника их выполнения с использованием пластилина и  бросового материала (пластиковая тара). Работа с инструкционной картой.Выполнение макета сказочных замков из пластиковой тары и пластилина. Последовательное создание элементов композиции. Работа над композицией ведется от центра к периферии.

Бумагопластика-7ч.

Что такое бумажное конструирование? Основы конструирования из бумаги.Знакомство обучающихся с техникой бумажной скульптуры.Конструирование из бумажных полос.Знакомство с технологией создания изделий из бумажных полос. Анализ готовых изделий.Выполнение творческих работ в технике бумажной пластики. Лебедь, цветок, сердце и т. д.

Базовые фигуры (цилиндры и конусы) и приемы работы.Способы закручивания прямоугольника в цилиндр. Возможности сочетания в одной конструкции плоскостных и объемных криволинейных (цилиндрических) элементов. Закручивание круга в конус (низкий), закручивание полукруга в конус (высокий).Освоение способов для создания конкретной игрушки (получение конусов, цилиндров). Самостоятельно на  основе конусов и цилиндров  создание разных конструкций, изменяя  основные способы, комбинируя их, дополняя полученную основу самостоятельно изготовленными разными деталями. Лягушка, зонт, грибы, лиса, мышь.

Бисероплетение -6ч.

Техника «французского» плетения (низания дугами).Назначение и правила выполнения «французского плетения». Освоение изученных приёмов бисероплетения.  Изготовление объёмных цветочков (цветок с круглыми лепестками).

Бисерные «растения» в горшочках.Приёмы бисероплетения, используемые для изготовления цветов. Комбинирование приёмов. Техника выполнения серединки, лепестков, чашелистиков, тычинок, листьев. Анализ моделей. Зарисовка схем.Выполнение отдельных элементов цветов. Сборка изделий: букета цветов. Составление композиций весенних, летних, осенних и зимних букетов. Подготовка основы. Прикрепление элементов композиции к основе.

Объемные картины – панно, выполненные на проволоке. Техника двойного соединения. Правила выполнения объёмных миниатюр на проволоке. Анализ образцов. Выбор проволоки и бисера. Цветовое решение. Зарисовка схем выполнения объёмных миниатюр.Плетение объёмных миниатюр на основе изученных приёмов. Подготовка основы декоративного панно: обтягивание картона тканью. Составление композиции. Прикрепление элементов композиции к основе.  Оформление.

Изготовление кукол-8ч.

Сувенирная кукла.Сувенир. Виды и назначение сувениров. Анализ работы по созданию сувенирной куклы.Оберег. Символика оберегов. Домовенок. Оберег -  как субъектом культуры и истории. Традиционные обереги.  Материалы и инструменты. Домовенок.  Последовательность выполнения работы по инструкционной карте. Презентация готовых работ

Кукла – шкатулка. Беседа с демонстрацией образца. Материалы и инструменты.Кукла – шкатулка. Последовательность выполнения работы по инструкционной карте. Презентация готовых работ.

 4 год обучения (34ч.)

Четвертый  год направлен  на обучение обучающихся проектной деятельности: разрабатывать  замысел, искать пути его реализации, воплощать его в изделии, демонстрировать как в собственной творческой деятельности, так и в работе малыми группами.

Содержание занятий курса:

Введение: правила техники безопасности-2ч. Знакомство с разнообразием технологий и материалов для созданий изделий декоративно – прикладного искусства. Работа над проектом. Правила техники безопасности. ППБ.

 Пластилинография-10ч.

Панно из пластилина. Знакомство с принципами работы. Краткая беседа о содержании работы в технике пластилинография на прозрачной основе (с использованием бросового материала).Этапы и способы нанесения рисунка на основу. Технология создания панно. Наглядная демонстрация готовых изделий. Перенесение рисунка на прозрачную основу.Проект. Подбор эскиза  для работы. Рисунок под основой располагается так, чтобы со всех сторон было примерно равное расстояние.  Нанесение рисунка на основу с верхней части. Контур рисунка выполняется тонкими линиями.

Подбор цветовой гаммы.    Нанесение пластилина на прозрачную основу. Выбирая цвета изображения и фона, нужно помнить о контрастности и сочетании цветов.Выполнение практической работы

Тематические композиции. Самостоятельное использование освоенных способов для создания новых, более сложных композиций.Разработка и выполнение авторских работ. Творческо-поисковая, самостоятельная, коллективная деятельность.

            Бумагопластика-6ч.

Смешанные базовые формы в бумажном конструировании.Самостоятельно использовать освоенные способы для создания новых, более сложных конструкций. Анализ. Способы решения, подбор соответствующий материалов, определение последовательности выполнения работы.Кошка, собака.

Завивка, закругления.Развивать умение самостоятельно «включать» способ конструирования в процесс изготовления различных поделок. Активизировать воображение обучающихся. Совершенствовать умение самостоятельно анализировать готовые поделки с точки зрения выделения общего способа их создания. Использование приема завивки, закруглении с целью получения заданного образа. Эльф, фея, ангел.

Бисероплетение-8ч.

Бисероплетение – как способ оформления интерьера. Демонстрация изделий. История развития бисероплетения. Современные направления бисероплетения. Использование бисера для оформления интерьера. Инструменты и материалы, необходимые для работы. Организация рабочего места. Правильное положение рук и туловища во время работы. Правила техники безопасности, ПДД, ППБ.

Праздничные сувениры. Анализ образцов. Приёмы бисероплетения, используемые для изготовления изделий: параллельное, петельное, игольчатое плетение, низание дугами. Комбинирование приёмов. Техника выполнения элементов изделий. Выбор материалов. Цветовое и композиционное решение.ыбор изделий: украшение новогодних игрушек. Сердечки – «валентинки». Выполнение отдельных элементов изделий. Составление композиций. Сборка и закрепление.

Цветочные композиции – букеты

Основные приёмы бисероплетения, используемые для изготовления цветов: параллельное, петельное, игольчатое плетение, низание дугами. Комбинирование приёмов. Техника выполнения серединки, лепестков, чашелистиков, тычинок, листьев. Анализ моделей. Зарисовка схем.Выполнение отдельных элементов цветов. Сборка изделий: брошей, букета цветов. Составление композиций весенних, летних, осенних и зимних букетов. Подготовка основы декоративного панно: обтягивание картона тканью. Прикрепление элементов композиции к основе. Оформление цветами из бисера подарков и других предметов.

Изготовление кукол-8ч.

Авторская кукла. Беседа «Кукла в искусстве». Куклы являются частыми действующими лицами произведений искусства, сказок, рассказов, мультфильмов. Авторская кукла – как особое  направление  современного прикладного творчества. Виды, жанры кукол и  их назначение. Техника исполнения. Материалы и инструменты.Подготовка материалов и инструментов. Выбор техники исполнения. Совместное с учащимися определение последовательности действий для создания авторской куклы. Подготовительная работа. Знакомство с литературой по созданию кукол. Подбор иллюстраций, выполнение эскизов. Подготовка материалов и инструментов.

Самостоятельная (коллективная) творческая деятельность. Планирование этапов работыПоэтапная работа: создание каркаса и тела куклы, выполнение костюма, композиция костюма, оформление куклы, выставочная деятельность.

 

 

Тематическое планирование с определением основных видов деятельности обучающихся.

1 класс- 33 часа

Основные темы раздела

Основные знания

Виды деятельности

 

Введение: правила техники безопасности.

Правилам техники безопасности.

Знакомство с основными направлениями работы на занятиях; материалами и оборудованием.

Пластилинография (14 часов)

1

Вводное занятие.   «Путешествие в Пластилинию».

Историческая справка о пластилине. Виды пластилина, его свойства и применение. Материалы и приспособления, применяемые при работе с пластилином.

Разнообразие техник работ с пластилином.

2

Плоскостное изображение. «Подарки осени».

Прием «вливания одного цвета в другой».

 

Знакомство с понятием натюрморт. Закрепление знаний о колорите осени.

3

Плоскостное изображение. «Подарки осени».

Прием «вливания одного цвета в другой».

 

Знакомство с понятием натюрморт. Закрепление знаний о колорите осени.

4

Знакомство со средствами выразительности. «Червячок в яблочке».

Выражение образа посредством объема и цвета.

Сплющивание, разглаживание поверхностей в создаваемых объектах. Практические умения и навыки обучающихся при создании заданного образа посредством пластилинографии. Анализ свойств используемых в работе материалов и применение их в работах (раскатывание.)

5

 «Кактус в горшке»

Выражение образа посредством объема и цвета.

Сплющивание, разглаживание поверхностей в создаваемых объектах. Практические умения и навыки обучающихся при создании заданного образа посредством пластилинографии. Анализ свойств используемых в работе материалов и применение их в работах (раскатывание.)

6

Плоскостное изображение.  «Рыбка»

Особенности построения композиции подводного мира.

Создание сюжета о подводном мире, используя технику пластилинографии. Совершенствовать технические и изобразительные навыки и умения.

7

«Натюрморт из чайной посуды»

Композиция и цвет в расположении элементов на поверхности.

Соединение частей изделия, путем сглаживания мест скрепления.

8

Рельефное изображение. «Ферма»

Создание сюжета в полуобъеме.

 

Создание композиции из отдельных деталей, с  использованием имеющихся навыков работы с пластилином – раскатывание, сплющивание, сглаживание.

9

Знакомство с симметрией. Аппликация «Бабочки»

Понятие симметрия на примере бабочки в природе и в рисунке.

Работа в технике мазок пластилином, плавно «вливая» один цвет в другой на границе их соединения.  Закрепление технического приема работы с пластилином в технике пластилинография. Создание рельефа.

10

Божьи коровки на ромашке

Понятие симметрия на примере бабочки в природе и в рисунке.

Работа в технике мазок пластилином, плавно «вливая» один цвет в другой на границе их соединения.  Закрепление технического приема работы с пластилином в технике пластилинография. Создание рельефа.

11

Лепная картина. Формирование композиционных навыков.«Цветы для мамы»

Формирование композиционных навыков.

Выполнение лепной картины, когда детали предметов сохраняют объем и выступают над поверхностью основы. Выполнение тонких и удлиненных лепестков с использованием чесноковыжималки.

12

«Ромашки»

Трафаретные технологии пластилиновой живописи.

Выполнение лепной картины с использованием трафаретной технологии

13

«Совушка – сова»

Формирование композиционных навыков.

Создание композиции из отдельных деталей, используя имеющиеся умения и навыки работы с пластилином – скатывание, расплющивание. Деление целого на части при помощи стеки.

14

«Снегурочка в зимнем  лесу»

Формирование композиционных навыков.

Создание знакомого образа, с опорой на жизненный опыт обучающихся. Реализация выразительного, яркого образа.

Бумагопластика (9 часов)

15

Вводное занятие «Технология изготовления поделок на основе использования мятой бумаги».

«Волшебные комочки».

История возникновения  и развития бумагопластики,  сведения о материалах, инструментах и приспособлениях.

Знакомство с техникой создания работ с использованием мятой бумаги.  Способы декоративного оформления готовых работ. Инструктаж по правилам техники безопасности.

16

 Фрукты

Последовательность изготовления работы с использованием аппликации и кусочков мятой бумаги.

Выполнение работы с использованием аппликации и кусочком мятой бумаги

 

17

Фрукты

Последовательность изготовления работы с использованием аппликации и кусочков мятой бумаги.

Выполнение работы с использованием аппликации и кусочком мятой бумаги

 

18

«Чудо – дерево»

Последовательность изготовления работы с использованием аппликации и кусочков мятой бумаги.

Выполнение работы с использованием аппликации и кусочком мятой бумаги

 

19

Птенчики

Последовательность выполнение работы. Благоприятные цветовые сочетания.

Выполнение работы с использованием аппликации и кусочком мятой бумаги

20

«Снегирь»

Последовательность выполнение работы.  Пространственные представления. Композиционные навыки.

Выполнение работы с использованием аппликации и кусочком мятой бумаги.

 

21

Новогодняя игрушка. Символ года

История возникновения символов. Последовательность выполнение работы.

Выполнение работы с использованием аппликации и кусочком мятой бумаги

22

Открытка к Новому году

Композиционные навыки. Закрепление умений и навыков работы  с использованием мятой бумаги. Последовательность выполнение работы.

Выполнение работы с использованием аппликации и кусочком мятой бумаги

23

Праздничный салют

Последовательность выполнение работы в составлении мозаичного панно.

Выполнение работы с использованием аппликации и кусочком мятой бумаги

Бисероплетение (4 часа)

24

Вводное занятие. Основные виды бисерного искусства. Техника безопасности

Основные виды бисерного искусства. Техника безопасности.

 

Организация рабочего места. Правильное положение рук и туловища во время работы. Правила техники безопасности

25

Знакомство с основными технологическими приемами  низания на проволоку

Основные приёмы бисероплетения-  параллельное, петельное, игольчатое плетение.

Выполнение отдельных элементов. Комбинирование приёмов.  Анализ моделей. Зарисовка схем.

26

Параллельное низание. Плоскостные миниатюры в технике параллельного низания (утенок, лягушка, гусь, божья коровка, черепаха, бабочка, стрекоза, и др.)

Плоскостные миниатюры в технике параллельного низания (утенок, лягушка, гусь, божья коровка, черепаха, бабочка, стрекоза, и др.) Основные приёмы бисероплетения, используемые для изготовления фигурок животных на плоской основе: параллельное, петельное и игольчатое плетение. Техника выполнения туловища, крылышек, глаз, усиков, лапок.

Выполнение отдельных элементов на основе изученных приёмов. Сборка брошей, брелков или закладок. Подготовка основы для брошей. Составление композиции. Прикрепление элементов композиции к основе. Оформление.

 

27

Низание крестиками

Традиционные виды бисероплетения. Низание из бисера “в две нити”: цепочка “в крестик”. Различные способы плоского и объёмного соединения цепочек “в крестик”. 

Освоение приемов бисероплетения. Упражнения по низанию цепочки в крестик.  Изготовление браслета “ёлочка”. Выполнение украшений для кукол, брошей, кулонов и брелоков.

Изготовление кукол (6 часов)

28

Вводное занятие. История куклы. Техника безопасности

История куклы. Техника безопасности.

Знакомство с правилами  техники безопасности.

29

Кукла на картонной основе.

Традиционные виды аппликации из пряжи. Технология создания силуэтной куклы. История русского  народного костюма.

Создание картонного силуэта девочки и мальчика в русском народном костюме. Оплетение с использованием пряжи. Создание образа. Цветовое решение.

30

Композиция «В лесу»

Особенности построения композиции.

 

Прикрепление элементов к основе. Создание композиции.

31

Кукла – актер. Аппликация.  Пальчиковые куклы.

Разнообразие техники аппликации, а также с различными материалами, используемыми в данном виде прикладного искусства. Технология создания кукол, которые одеваются на палец из бумаги.

Создание героев сказки «Теремок». Цветовое решение.

 

32

Кукла – актер. Аппликация.  Пальчиковые куклы.

Разнообразие техники аппликации, а также с различными материалами, используемыми в данном виде прикладного искусства. Технология создания кукол, которые одеваются на палец из бумаги.

Создание героев сказки «Теремок». Цветовое решение.

 

33

Выставка- ярмарка Итоговое занятие.

Выставка – ярмарка.

Предоставить свою лучшую работу на выставку.

 

2 класс – 34 часа

Основные темы раздела

Основные знания

Виды деятельности

1

Введение: правила техники безопасности

Правила техники безопасности.

Знакомство с разнообразием технологий и материалов для созданий изделий декоративно – прикладного искусства.

2

Чему будем учиться на занятиях. Цвет. Цветовой круг.

Правила техники безопасности.

Знакомство с разнообразием технологий и материалов для созданий изделий декоративно – прикладного искусства.

Пластилинография (8 часов)

3

Полуобъемное изображение на плоскости. «Мультипликационные герои»

Композиции в полуобъеме из пластилина.

 

Целостность объекта из отдельных деталей, используя имеющиеся навыки: придавливание деталей к основе. Примазывание. Приглаживание границ соединения отдельных частей.

4

Полуобъемное изображение на плоскости. «Мультипликационные герои»

Композиции в полуобъеме из пластилина.

 

Целостность объекта из отдельных деталей, используя имеющиеся навыки: придавливание деталей к основе. Примазывание. Приглаживание границ соединения отдельных частей.

5

Жанр изобразительного искусства  - натюрморт.

Жанр ИЗО – натюрморт.

 

Лепка отдельных деталей. Использование разнообразного материала.

6

Жанр изобразительного искусства  -  «Осенний натюрморт»

Жанр ИЗО – натюрморт.

 

Лепка отдельных деталей. Использование разнообразного материала.

7

Жанр изобразительного искусства – портрет. «Веселый клоун»

Жанр ИЗО – портрет. Цветовое решение.

Лепка отдельных деталей. Использование разнообразного материала.

8

Жанр изобразительного искусства – пейзаж. «Цветение лотоса»

Жанр ИЗО – пейзаж. Контраст. Использование работ в интерьере.

Лепка отдельных деталей. Использование разнообразного материала.

9

Оформление народной игрушки в технике пластилинография.«Матрешка»

Народная игрушка. История создания матрешки. Отражение характерных особенностей оформления матрешки

Лепка отдельных деталей. Использование разнообразного материала.

10

Оформление народной игрушки в технике пластилинография.«Матрешка»

Народная игрушка. История создания матрешки. Отражение характерных особенностей оформления матрешки

Лепка отдельных деталей. Использование разнообразного материала.

 

Бумагопластика (8 часов)

11

История бумаги. Технологии работы с бумагой

Технологии работы с бумагой.

 

Разнообразие техник работ с бумагой. Условные обозначения. Инструктаж по правилам техники безопасности.

12

Цветы из бумаги.

Цветы: роза, тюльпан, пион.

 

Знакомство с технологией работы креповой бумагой. Технология изготовления цветов из креповой бумаги.

13

Цветы из бумаги.

Цветы: роза, тюльпан, пион.

 

Знакомство с технологией работы креповой бумагой. Технология изготовления цветов из креповой бумаги.

14

Цветы из бумаги.

Цветы: роза, тюльпан, пион.

 

Знакомство с технологией работы креповой бумагой. Технология изготовления цветов из креповой бумаги.

15

Снежинки

Плоскостные и объемные снежинки

 

Откуда появилась снежинка? – изучение особенностей возникновения и строения снежинок. Технология изготовления из бумаги плоскостной и объемной снежинки.

16

Изготовление животных.

Технология выполнения силуэтного вырезания.

Знакомство с видом вырезания -  силуэтное вырезание. Историческая справка о данном виде работы. Композиционное построение сюжета.

17

Изготовление животных.

Технология выполнения силуэтного вырезания.

Знакомство с видом вырезания -  силуэтное вырезание. Историческая справка о данном виде работы. Композиционное построение сюжета.

18

Изготовление животных.

Технология выполнения силуэтного вырезания.

Знакомство с видом вырезания -  силуэтное вырезание. Историческая справка о данном виде работы. Композиционное построение сюжета.

Бисероплетение (8 часов)

19

Техника параллельного низания. «Мышка».

Технология слоистого плетения.

 

Знакомство с техникой объемного параллельного плетения.

20

Техника параллельного низания.«Кит».

Технология слоистого плетения.

 

Знакомство с техникой объемного параллельного плетения.

21

Техника параллельного низания.

«Бабочка»

Технология слоистого плетения.

 

Техника двойного соединения. Правила выполнения объёмных миниатюр на проволоке. Анализ образцов. Выбор проволоки и бисера. Цветовое решение. Зарисовка схем выполнения объёмных миниатюр.

22

Аппликация из бисера.

Понятие «аппликация». Исторический экскурс. Приёмы бисероплетения, используемые для изготовления аппликации: параллельное, петельное, игольчатое плетение, низание дугами. Комбинирование приёмов. Техника выполнения элементов аппликации. Выбор материалов. Цветовое и композиционное решение.

Выполнение отдельных элементов аппликации. Составление композиций. Сборка и закрепление бисерных элементов . Использование аппликации для оформления открытки, интерьера.

 

23

Аппликация из бисера.

Понятие «аппликация». Исторический экскурс. Приёмы бисероплетения, используемые для изготовления аппликации: параллельное, петельное, игольчатое плетение, низание дугами. Комбинирование приёмов. Техника выполнения элементов аппликации. Выбор материалов. Цветовое и композиционное решение.

Выполнение отдельных элементов аппликации. Составление композиций. Сборка и закрепление бисерных элементов . Использование аппликации для оформления открытки, интерьера.

 

24

Аппликация из бисера.

Понятие «аппликация». Исторический экскурс. Приёмы бисероплетения, используемые для изготовления аппликации: параллельное, петельное, игольчатое плетение, низание дугами. Комбинирование приёмов. Техника выполнения элементов аппликации. Выбор материалов. Цветовое и композиционное решение.

Выполнение отдельных элементов аппликации. Составление композиций. Сборка и закрепление бисерных элементов . Использование аппликации для оформления открытки, интерьера.

 

25

Бисерная цепочка с петельками.

Низание из бисера “в одну нить”: простая цепочка, цепочка с бусинками. Назначение и последовательность выполнения. Условные обозначения.

Освоение приемов бисероплетения. Упражнения по выполнению различных подвесок и их подплетению к цепочкам.

 

26

Бисерная цепочка с петельками.

Низание из бисера “в одну нить”: простая цепочка, цепочка с бусинками. Назначение и последовательность выполнения. Условные обозначения.

Освоение приемов бисероплетения. Упражнения по выполнению различных подвесок и их подплетению к цепочкам.

 

Изготовление кукол (8 часов)

27

Народная кукла. Русские обряды и традиции

Классификация кукол. Их роль и место в русских обрядах и традициях.

Разбор последовательности работы по инструкционным картам. Создание кукол.

28

Народная кукла. Русские обряды и традиции

Классификация кукол. Их роль и место в русских обрядах и традициях.

Разбор последовательности работы по инструкционным картам. Создание кукол.

29

Бесшовные куклы

Технология изготовления бесшовных кукол. Материалы и инструменты

Разбор последовательности работы по инструкционным картам. Создание кукол.

30

Бесшовные куклы

Технология изготовления бесшовных кукол. Материалы и инструменты

Разбор последовательности работы по инструкционным картам. Создание кукол.

31

Бесшовные куклы

Технология изготовления бесшовных кукол. Материалы и инструменты

Разбор последовательности работы по инструкционным картам. Создание кукол.

32

Техника – продевания. «Кукла – ремесленник».

Элементы русского народного костюма. Создание образа. Символика кукол.

Традиционные приемы изготовления куклы.

Разбор последовательности работы по инструкционным картам. Создание кукол.

33

Техника – продевания.  «Хозяйка – рукодельница».

Элементы русского народного костюма. Создание образа. Символика кукол.

Традиционные приемы изготовления куклы.

Разбор последовательности работы по инструкционным картам. Создание кукол.

34

Выставка- ярмарка Итоговое занятие.

Выставка – ярмарка.

Предоставить свою лучшую работу на выставку.

 

\3 класс- 34 часа

Основные темы раздела

Основные знания

Виды деятельности

  1.  

Введение: правила техники безопасности

Правила техники безопасности

Знакомство с правилами техники безопасности.

  1.  

Вводное занятие

Основные декоративные элементы интерьера. Правила техники безопасности

Знакомство с основными декоративными элементами интерьера.

Пластилинография – как способ декорирования (11 часов)

3

Вводное занятие. Декоративно – прикладное искусство в интерьере.

Декорирование предметов собственными силами. Материалы и инструменты.

Знакомство с декорированием предметов собственными силами.

4

Фоторамка

Приемы пластилинографии, используемые при оформлении фоторамок. Анализ образцов. Выбор формы. Цветовое решение. Создание эскиза.

Изготовление рамки для детской фотографии – ягодка, цветочная, сердце. Работа с инструкцией. Определение порядка работы.

5

Фоторамка

Приемы пластилинографии, используемые при оформлении фоторамок. Анализ образцов. Выбор формы. Цветовое решение. Создание эскиза.

Изготовление рамки для детской фотографии – ягодка, цветочная, сердце. Работа с инструкцией. Определение порядка работы.

6

Фоторамка

Приемы пластилинографии, используемые при оформлении фоторамок. Анализ образцов. Выбор формы. Цветовое решение. Создание эскиза.

Изготовление рамки для детской фотографии – ягодка, цветочная, сердце. Работа с инструкцией. Определение порядка работы.

7

Ваза

Исторический экскурс. Вазы из венецианского стекла с применением технологии миллефиори.  Ваза как  подарок или часть интерьера.

Освоение изученных приемов создания пластин в технике миллефиори. Оформление поверхности вазы (пластиковой тары) пластинами.

8

Ваза

Исторический экскурс. Вазы из венецианского стекла с применением технологии миллефиори.  Ваза как  подарок или часть интерьера.

Освоение изученных приемов создания пластин в технике миллефиори. Оформление поверхности вазы (пластиковой тары) пластинами.

9

Объемно – пространственная композиция «Сказочный город»

Русская  средневековая  архитектура. Собор Василия Блаженного. Анализ сказочных замков. Техника их выполнения с использованием пластилина и  бросового материала (пластиковая тара). Работа с инструкционной картой.

Выполнение макета сказочных замков из пластиковой тары и пластилина. Последовательное создание элементов композиции. Работа над композицией ведется от центра к периферии.

 

10

Объемно – пространственная композиция «Сказочный город»

Русская средневековая архитектура. Собор Василия Блаженного. Техника их выполнения с использованием пластилина и  бросового материала (пластиковая тара). Работа с инструкционной картой.

Выполнение макета сказочных замков из пластиковой тары и пластилина. Последовательное создание элементов композиции. Работа над композицией ведется от центра к периферии.

 

11

Объемно – пространственная композиция «Сказочный город»

Русской средневековая архитектура. Собор Василия Блаженного. Техника их выполнения с использованием пластилина и  бросового материала (пластиковая тара). Работа с инструкционной картой.

Выполнение макета сказочных замков из пластиковой тары и пластилина. Последовательное создание элементов композиции. Работа над композицией ведется от центра к периферии.

 

12

Объемно – пространственная композиция «Подводное царство»

Общие понятия построения объемно-пространственной композиции. Понятия: масштаб, ритм, симметрия, ассиметрия. Анализ памятников и объектов исторической и современной архитектуры.

Создание макетов с использованием геометрических фигур

 

13

Объемно – пространственная композиция «Подводное царство»

Общие понятия построения объемно-пространственной композиции. Понятия: масштаб, ритм, симметрия, ассиметрия. Анализ памятников и объектов исторической и современной архитектуры.

Создание макетов с использованием геометрических фигур

 

Бумагопластика (7 часов)

14

Что такое бумажное конструирование? Основы конструирования из бумаги

Техника бумажной скульптуры.

Знакомство обучающихся с техникой бумажной скульптуры.

 

15

Конструирование из бумажных полос

Технология создания изделий из бумажных полос.

Выполнение творческих работ в технике бумажной пластики. Лебедь, цветок, сердце и т. д.

16

Конструирование из бумажных полос

Технология создания изделий из бумажных полос.

Выполнение творческих работ в технике бумажной пластики. Лебедь, цветок, сердце и т. д.

17

Конструирование из бумажных полос

Технология создания изделий из бумажных полос.

Выполнение творческих работ в технике бумажной пластики. Лебедь, цветок, сердце и т. д.

18

Базовые фигуры (цилиндры и конусы) и приемы работы

Способы закручивания прямоугольника в цилиндр. Возможности сочетания в одной конструкции плоскостных и объемных криволинейных (цилиндрических) элементов. Закручивание круга в конус (низкий), закручивание полукруга в конус (высокий).

Освоение способов для создания конкретной игрушки (получение конусов, цилиндров). Самостоятельно на  основе конусов и цилиндров  создание разных конструкций, изменяя  основные способы, комбинируя их, дополняя полученную основу самостоятельно изготовленными разными деталями. Лягушка, зонт, грибы, лиса, мышь.

19

Базовые фигуры (цилиндры и конусы) и приемы работы

Способы закручивания прямоугольника в цилиндр. Возможности сочетания в одной конструкции плоскостных и объемных криволинейных (цилиндрических) элементов. Закручивание круга в конус (низкий), закручивание полукруга в конус (высокий).

Освоение способов для создания конкретной игрушки (получение конусов, цилиндров). Самостоятельно на  основе конусов и цилиндров  создание разных конструкций, изменяя  основные способы, комбинируя их, дополняя полученную основу самостоятельно изготовленными разными деталями. Лягушка, зонт, грибы, лиса, мышь.

20

Базовые фигуры (цилиндры и конусы) и приемы работы

Способы закручивания прямоугольника в цилиндр. Возможности сочетания в одной конструкции плоскостных и объемных криволинейных (цилиндрических) элементов. Закручивание круга в конус (низкий), закручивание полукруга в конус (высокий).

Освоение способов для создания конкретной игрушки (получение конусов, цилиндров). Самостоятельно на  основе конусов и цилиндров  создание разных конструкций, изменяя  основные способы, комбинируя их, дополняя полученную основу самостоятельно изготовленными разными деталями. Лягушка, зонт, грибы, лиса, мышь.

Бисероплетение (6 часов)

21

Техника «французского» плетения

Назначение и правила выполнения «французского плетения».

Освоение изученных приёмов бисероплетения.  Изготовление объёмных цветочков (цветок с круглыми лепестками).

22

Бисерные «растения» в горшочках

Приёмы бисероплетения, используемые для изготовления цветов. Комбинирование приёмов. Техника выполнения серединки, лепестков, чашелистиков, тычинок, листьев. Зарисовка схем.

Выполнение отдельных элементов цветов. Сборка изделий: букета цветов. Составление композиций весенних, летних, осенних и зимних букетов. Подготовка основы. Прикрепление элементов композиции к основе.

23

Бисерные «растения» в горшочках

Приёмы бисероплетения, используемые для изготовления цветов. Комбинирование приёмов. Техника выполнения серединки, лепестков, чашелистиков, тычинок, листьев. Зарисовка схем.

Выполнение отдельных элементов цветов. Сборка изделий: букета цветов. Составление композиций весенних, летних, осенних и зимних букетов. Подготовка основы. Прикрепление элементов композиции к основе.

24

Бисерные «растения» в горшочках

Приёмы бисероплетения, используемые для изготовления цветов. Комбинирование приёмов. Техника выполнения серединки, лепестков, чашелистиков, тычинок, листьев. Зарисовка схем.

Выполнение отдельных элементов цветов. Сборка изделий: букета цветов. Составление композиций весенних, летних, осенних и зимних букетов. Подготовка основы. Прикрепление элементов композиции к основе.

25

Объемные картины – панно, выполненные на проволоке

Техника двойного соединения. Правила выполнения объёмных миниатюр на проволоке.

Плетение объёмных миниатюр на основе изученных приёмов. Подготовка основы декоративного панно: обтягивание картона тканью. Составление композиции. Прикрепление элементов композиции к основе.  Оформление.

26

Объемные картины – панно, выполненные на проволоке

Техника двойного соединения. Правила выполнения объёмных миниатюр на проволоке.

Плетение объёмных миниатюр на основе изученных приёмов. Подготовка основы декоративного панно: обтягивание картона тканью. Составление композиции. Прикрепление элементов композиции к основе.  Оформление.

Изготовление кукол (8 часов)

27

Сувенирная кукла.

 

Сувенир. Виды и назначение сувениров.

Анализ работы по созданию сувенирной куклы.

28

Оберег. Символика оберегов. Домовенок

Оберег -  как субъектом культуры и истории. Традиционные обереги.  Материалы и инструменты.

Последовательность выполнения работы по инструкционной карте. Презентация готовых работ

29

Оберег. Символика оберегов. Домовенок

Оберег -  как субъектом культуры и истории. Традиционные обереги.  Материалы и инструменты.

Последовательность выполнения работы по инструкционной карте. Презентация готовых работ

30

Оберег. Символика оберегов. Домовенок

Оберег -  как субъектом культуры и истории. Традиционные обереги.  Материалы и инструменты.

Последовательность выполнения работы по инструкционной карте. Презентация готовых работ

31

Кукла – шкатулка

Материалы и инструменты.

Последовательность выполнения работы по инструкционной карте. Презентация готовых работ.

32

Кукла – шкатулка

Материалы и инструменты.

Последовательность выполнения работы по инструкционной карте. Презентация готовых работ.

33

Кукла – шкатулка

Материалы и инструменты.

Последовательность выполнения работы по инструкционной карте. Презентация готовых работ.

34

Выставка- ярмарка Итоговое занятие.

Выставка – ярмарка.

Предоставить свою лучшую работу на выставку.

 

4 класс- 34 часа

Основные темы раздела

Основные знания

Виды деятельности

1

Введение: правила техники безопасности

Правила техники безопасности

Знакомство с правилами техники безопасности.

2

Чему будем учиться на занятиях

Правила техники безопасности.

Знакомство с разнообразием технологий и материалов для созданий изделий декоративно – прикладного искусства.

Пластилинография (10 часов)

3

Панно из пластилина. Знакомство принципами работы

Краткая беседа о содержании работы в технике пластилинография на прозрачной основе (с использованием бросового материала).

Знакомство с принципами работы.

4

Перенесение рисунка на прозрачную основу.

Технология создания панно. Наглядная демонстрация готовых изделий. Перенесение рисунка на прозрачную основу.

Подбор эскиза  для работы. Рисунок под основой располагается так, чтобы со всех сторон было примерно равное расстояние.  Нанесение рисунка на основу с верхней части. Контур рисунка выполняется тонкими линиями.

5

Подбор цветовой гаммы. Нанесение пластилина на прозрачную основу.

Цветовая гамма.

Нанесение пластилина на прозрачную основу. Выбирая цвета изображения и фона, нужно помнить о контрастности и сочетании цветов.

6

Подбор цветовой гаммы. Нанесение пластилина на прозрачную основу.

Цветовая гамма.

Нанесение пластилина на прозрачную основу. Выбирая цвета изображения и фона, нужно помнить о контрастности и сочетании цветов.

7

Подбор цветовой гаммы. Нанесение пластилина на прозрачную основу.

Цветовая гамма.

Нанесение пластилина на прозрачную основу. Выбирая цвета изображения и фона, нужно помнить о контрастности и сочетании цветов.

8

Тематические композиции. Творческо-поисковая, самостоятельная, коллективная деятельность.

Самостоятельное использование освоенных способов для создания новых, более сложных композиций.

Разработка и выполнение авторских работ. Творческо-поисковая, самостоятельная, коллективная деятельность.

9

Тематические композиции. Творческо-поисковая, самостоятельная, коллективная деятельность.

Самостоятельное использование освоенных способов для создания новых, более сложных композиций.

Разработка и выполнение авторских работ. Творческо-поисковая, самостоятельная, коллективная деятельность.

10

Тематические композиции. Творческо-поисковая, самостоятельная, коллективная деятельность.

Самостоятельное использование освоенных способов для создания новых, более сложных композиций.

Разработка и выполнение авторских работ. Творческо-поисковая, самостоятельная, коллективная деятельность.

11

Тематические композиции. Творческо-поисковая, самостоятельная, коллективная деятельность.

Самостоятельное использование освоенных способов для создания новых, более сложных композиций.

Разработка и выполнение авторских работ. Творческо-поисковая, самостоятельная, коллективная деятельность.

12

Тематические композиции. Творческо-поисковая, самостоятельная, коллективная деятельность.

Самостоятельное использование освоенных способов для создания новых, более сложных композиций.

Разработка и выполнение авторских работ. Творческо-поисковая, самостоятельная, коллективная деятельность.

Бумагопластика (6 часов)

13

Смешанные базовые формы в бумажном конструировании

Способы решения, подбор соответствующий материалов, определение последовательности выполнения работы.

Самостоятельно использовать освоенные способы для создания новых, более сложных конструкций. Анализ.

14

Смешанные базовые формы в бумажном конструировании

Способы решения, подбор соответствующий материалов, определение последовательности выполнения работы.

Самостоятельно использовать освоенные способы для создания новых, более сложных конструкций. Анализ.

15

Смешанные базовые формы в бумажном конструировании

Способы решения, подбор соответствующий материалов, определение последовательности выполнения работы.

Самостоятельно использовать освоенные способы для создания новых, более сложных конструкций. Анализ.

16

Завивка, закругления

Использование приема завивки, закруглении с целью получения заданного образа

Умение самостоятельно «включать» способ конструирования в процесс изготовления различных поделок. Совершенствовать умение самостоятельно анализировать готовые поделки с точки зрения выделения общего способа их создания.

17

Завивка, закругления

Использование приема завивки, закруглении с целью получения заданного образа

Умение самостоятельно «включать» способ конструирования в процесс изготовления различных поделок. Совершенствовать умение самостоятельно анализировать готовые поделки с точки зрения выделения общего способа их создания.

18

Завивка, закругления

Использование приема завивки, закруглении с целью получения заданного образа

Умение самостоятельно «включать» способ конструирования в процесс изготовления различных поделок. Совершенствовать умение самостоятельно анализировать готовые поделки с точки зрения выделения общего способа их создания.

Бисероплетение (8 часов)

19

Бисероплетение – как способ оформления интерьера

История развития бисероплетения. Современные направления бисероплетения.

Использование бисера для оформления интерьера. Инструменты и материалы, необходимые для работы. Организация рабочего места. Правильное положение рук и туловища во время работы.

20

Праздничные сувениры

Приёмы бисероплетения, используемые для изготовления изделий: параллельное, петельное, игольчатое плетение, низание дугами. Комбинирование приёмов. Техника выполнения элементов изделий. Выбор материалов. Цветовое и композиционное решение.

Выбор изделий: украшение новогодних игрушек. Сердечки – «валентинки». Выполнение отдельных элементов изделий. Составление композиций. Сборка и закрепление.

 

21

Праздничные сувениры

Приёмы бисероплетения, используемые для изготовления изделий: параллельное, петельное, игольчатое плетение, низание дугами. Комбинирование приёмов. Техника выполнения элементов изделий. Выбор материалов. Цветовое и композиционное решение.

Выбор изделий: украшение новогодних игрушек. Сердечки – «валентинки». Выполнение отдельных элементов изделий. Составление композиций. Сборка и закрепление.

 

22

Праздничные сувениры

Приёмы бисероплетения, используемые для изготовления изделий: параллельное, петельное, игольчатое плетение, низание дугами. Комбинирование приёмов. Техника выполнения элементов изделий. Выбор материалов. Цветовое и композиционное решение.

Выбор изделий: украшение новогодних игрушек. Сердечки – «валентинки». Выполнение отдельных элементов изделий. Составление композиций. Сборка и закрепление.

 

23

Праздничные сувениры

Приёмы бисероплетения, используемые для изготовления изделий: параллельное, петельное, игольчатое плетение, низание дугами. Комбинирование приёмов. Техника выполнения элементов изделий. Выбор материалов. Цветовое и композиционное решение.

Выбор изделий: украшение новогодних игрушек. Сердечки – «валентинки». Выполнение отдельных элементов изделий. Составление композиций. Сборка и закрепление.

 

24

Цветочные композиции - букеты

Основные приёмы бисероплетения, используемые для изготовления цветов: параллельное, петельное, игольчатое плетение, низание дугами. Комбинирование приёмов. Техника выполнения серединки, лепестков, чашелистиков, тычинок, листьев.

Выполнение отдельных элементов цветов. Сборка изделий: брошей, букета цветов. Составление композиций весенних, летних, осенних и зимних букетов. Подготовка основы декоративного панно: обтягивание картона тканью. Прикрепление элементов композиции к основе. Оформление цветами из бисера подарков и других предметов.

25

Цветочные композиции - букеты

Основные приёмы бисероплетения, используемые для изготовления цветов: параллельное, петельное, игольчатое плетение, низание дугами. Комбинирование приёмов. Техника выполнения серединки, лепестков, чашелистиков, тычинок, листьев.

Выполнение отдельных элементов цветов. Сборка изделий: брошей, букета цветов. Составление композиций весенних, летних, осенних и зимних букетов. Подготовка основы декоративного панно: обтягивание картона тканью. Прикрепление элементов композиции к основе. Оформление цветами из бисера подарков и других предметов.

26

Цветочные композиции - букеты

Основные приёмы бисероплетения, используемые для изготовления цветов: параллельное, петельное, игольчатое плетение, низание дугами. Комбинирование приёмов. Техника выполнения серединки, лепестков, чашелистиков, тычинок, листьев.

Выполнение отдельных элементов цветов. Сборка изделий: брошей, букета цветов. Составление композиций весенних, летних, осенних и зимних букетов. Подготовка основы декоративного панно: обтягивание картона тканью. Прикрепление элементов композиции к основе. Оформление цветами из бисера подарков и других предметов.

Изготовление кукол (8 часов)

27

Авторская кукла. Беседа «Кукла в искусстве»

Авторская кукла – как особое  направление  современного прикладного творчества. Виды, жанры кукол и  их назначение.

Техника исполнения. Материалы и инструменты.

 

28

Работа над  образом. Эскиз

Эскиз.

Работа над  образом.

 

29

Подготовка материалов и инструментов. Выбор техники исполнения.

Выбор техники исполнения. Совместное с учащимися определение последовательности действий для создания авторской куклы.

Знакомство с литературой по созданию кукол. Подбор иллюстраций, выполнение эскизов. Подготовка материалов и инструментов.

30

Самостоятельная (коллективная) творческая деятельность

Планирование этапов работы.

 

Поэтапная работа: создание каркаса и тела куклы, выполнение костюма, композиция костюма, оформление куклы, выставочная деятельность.

31

Самостоятельная (коллективная) творческая деятельность

Планирование этапов работы.

 

Поэтапная работа: создание каркаса и тела куклы, выполнение костюма, композиция костюма, оформление куклы, выставочная деятельность.

32

Самостоятельная (коллективная) творческая деятельность

Планирование этапов работы.

 

Поэтапная работа: создание каркаса и тела куклы, выполнение костюма, композиция костюма, оформление куклы, выставочная деятельность.

33

Самостоятельная (коллективная) творческая деятельность

Планирование этапов работы.

 

Поэтапная работа: создание каркаса и тела куклы, выполнение костюма, композиция костюма, оформление куклы, выставочная деятельность.

34

Выставка- ярмарка Итоговое занятие.

Выставка – ярмарка.

Предоставить свою лучшую работу на выставку.

 

Описание необходимого учебно-методического и материально-технического обеспечения курса

  Материально-техническое обеспечение:

- репродукции картин в соответствии с тематикой и видами работы;

-таблицы по цветоведению, перспективе, построению орнамента;

- таблицы по стилям архитектуры, одежды, предметов быта;

-схемы рисования предметов, растений, деревьев, животных, птиц, человека;

- таблицы по народным промыслам, русскому костюму, декоративно-прикладному искусству;

-фотокалендари с изображением пейзажей, художественные фотокалендари с изображением цветов и натюрмортов; животных и птиц; насекомых;

-разнообразные художественные материалы и атрибуты для художественного творчества;

- музыкальный центр;

- сканер, ксерокс и цветной принтер.

- компьютер с художественным программным обеспечением;

- электронные библиотеки по искусству, DVD-фильмы по изобразительному искусству, о природе, архитектуре;

- записи классической и народной музыки;

- специализированные цифровые инструменты учебной деятельности (компьютерные программы).

- мультимедийный проектор, DVD-плееры, MP3-плееры;

 

Планируемые результаты изучения курса

В результате изучения курса к концу первого года обучающиеся должны знать:

  • основные требования культуры и безопасности труда:
  • подготовка и уборка рабочего места, поддержание порядка на рабочем месте в течение занятия;
  • правила безопасной работы с инструментами;
  • приемы разметки деталей на бумаге различными способами (сгибанием, по шаблону, на глаз, от руки);
  • названия и назначение основных инструментов и приспособлений для ручного труда (линейка, карандаш, ножницы, шаблон, стека, гладилка, дощечка для лепки);
  • свойства отдельных материалов и зависимость выбора поделочного материала для работы от его свойств
  • пластилин, виды пластилина, его свойства и применение, материалы и приспособления, применяемые при работе с пластилином.                                           
  • общие понятия построения объемно-пространственной композиции;понятия: масштаб, ритм, симметрия, ассиметрия: технология   создания панно; перенесение рисунка на прозрачную основу;
  •  основные виды бисерного искусства, история развития бисероплетения; использование бисера в народном костюме, современные направления бисероплетения; использование бисера для оформления интерьера.

Обучающиеся должны уметь:

  • подготавливать рабочее место и поддерживать на нём порядок в течение занятия;
  • соблюдать культуру труда и технику безопасности при работе над изделиями;
  • выполнять комбинированные работы из разных материалов;
  • воспринимать инструкцию (устную или графическую) и действовать в соответствии с инструкцией;
  • внимательно рассматривать и анализировать простые по конструкции образцы и использовать адекватные способы работы по их воссозданию;
  • аблюдать, сравнивать, сопоставлять, производить анализ геометрической формы предмета, изображать предметы различной формы, использовать простые формы для создания выразительных образов;
  • оделировать с помощью трансформации природных форм новые образы;
  • выполнять работу по изготовлению изделий на основе анализа несложного образца.

 

К концу второго годаизучения курса обучающиеся должны  знать:

  • простейшие виды технической документации (чертёж, эскиз, рисунок, схема);
  • условные обозначения, используемые в технических рисунках, чертежах и эскизах развёрток;
  • что такое композиция (общее представление), об использовании композиции в изделии для передачи замысла;
  • особенности построения композиции, понятие симметрия, основные декоративные элементы интерьера;
  • историю возникновения  и развития бумагопластики,  сведения о материалах, инструментах и приспособлениях, технику создания работ с использованием мятой бумаги,  способы декоративного оформления готовых работ;
  • онятие «аппликация», виды аппликации, исторический экскурс; цветовое и композиционное решение;
  •  виды бумаги, ее свойства и применение; материалы и приспособления, применяемые при работе с бумагой; разнообразие техник работ с бумагой;

Обучающиеся должны уметь:

  • передавать в собственной художественно-творческой деятельности специфику стилистики произведений народных художественных промыслов в России (с учетом местных условий).
  • пользоваться средствами выразительности языка живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, художественного конструирования.
  • воспринимать и эмоционально оценивать шедевры русского и зарубежного искусства, изображающие природу, человека, явления;
  • понимать культурные традиции, отраженные в предметах рукотворного мира, и учиться у мастеров прошлого; осознавать, что
  • в народном быту вещи имели не только практический смысл, но еще и магическое значение, а потому изготавливались строго по правилам;
  • выполнять несложные расчеты размеров деталей изделия, ориентируясь на образец или технический рисунок;
  • выполнять изображения в технике барельефа;
  • создавать простые фронтальные и объёмные композиции из различных материалов;
  • анализировать конструкцию изделия и выполнять работу по образцу;
  • придумать и выполнить несложное оформление изделия в соответствии с его назначением.

 

К концу третьего года  изучения курса обучающиеся должны знать:

  • основные виды народного художественного творчества;
  • терминологию в области декоративно-прикладного и изобразительного искусства;
  • основные этапы развития декоративно-прикладного и изобразительного искусства;
  • правила восприятия и анализа художественных произведений различных стилей и жанров, созданных в разные исторические периоды, в том числе произведений декоративно-прикладного искусства и народных промыслов;
  • бщие понятия построения объемно-пространственной композиции; понятия: масштаб, ритм, симметрия, ассиметрия;
  • традиционные виды аппликации из пряжи, технология создания силуэтной куклы;
  • историю русского  народного костюма.

     Обучающиеся должны уметь:

  • учитывать символическое значение образов и узоров в произведениях народного искусства
  • называть функциональное назначение приспособлений и инструментов;
  • выполнять приемы разметки деталей и простых изделий с помощью приспособлений (шаблон, трафарет);
  • выполнять приемы удобной и безопасной работы ручными инструментами: ножницы, игла, канцелярский нож;
  • выполнять графические построения (разметку) с помощью чертёжных инструментов: линейка, угольник, циркуль;
  • выбирать инструменты в соответствии с решаемой практической задачей, наблюдать и описывать свойства используемых материалов;
  • выбирать художественно – выразительные средства,  материалы и техники, применяемые в декоративно – прикладном творчестве.
  • планировать предстоящую практическую работу, выстраивать технологическую последовательность изготовления простых изделий по образцу или собственному замыслу;
  • выполнять несложные эскизы развёрток изделий с использованием условных обозначений;
  • вносить несложные изменения и дополнения в конструкцию и оформление изделия в соответствии с поставленными условиями;
  • создавать творческие фронтальные и объемные композиции по собственному замыслу в соответствии с художественно-конструкторской задачей; подбирать материалы и способы их обработки.

 

К концу четвёртого года изучения курса обучающиеся должны знать:

  • игровые и обереговые куклы; классификация кукол. Их роль и место в русских обрядах и традициях;
  • сувенир, виды и назначение сувениров;
  • оберег - как субъект культуры и истории; традиционные обереги куклы являются частыми действующими лицами произведений искусства, сказок, рассказов, мультфильмов; авторская кукла – как особое  направление  современного прикладного творчества, виды, жанры кукол и  их назначение. 

             Обучающиеся должны  уметь:

  • создавать и преобразовывать схемы и модели для решения творческих задач;
  • понимать культурно – историческую ценность традиций, отраженных в предметном мире, и уважать их;
  • самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить коррективы в исполнение действия как по ходу его реализации, так и в конце действия.
  •  пользоваться средствами выразительности языка  декоративно – прикладного искусства, художественного конструирования в собственной художественно - творческой;
  • моделировать новые формы, различные ситуации, путем трансформации известного создавать новые образы средствами декоративно – прикладного творчества.
  • осуществлять поиск информации с использованием литературы и средств массовой информации;
  • отбирать и выстраивать оптимальную технологическую последовательность реализации собственного или предложенного замысла;
  • осуществлять итоговый и пошаговый контроль в своей творческой деятельности;
  • адекватно воспринимать оценку своих работ окружающих;
  • навыкам работы с разнообразными материалами и навыкам создания образов посредством различных технологий;
  • вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе оценки и характере сделанных ошибок.
  • выбирать художественные материалы, средства художественной выразительности для создания творческих работ; решать художественные задачи с опорой на знания о цвете, правил композиций, усвоенных способах действий;
  • учитывать выделенные ориентиры действий в новых техниках, планировать свои действия;

Оценка  планируемых результатов освоения программы курса

Система отслеживания и оценивания результатов изучения курса «Декоративной творчество»обучающихся  проходит через участие их в выставках,  конкурсах, фестивалях, массовых мероприятиях, создании портофолио.

Выставочная деятельность является важным итоговым этапом занятий. Выставки могут быть:

  • однодневные - проводится в конце каждого задания с целью обсуждения;
  • постоянные  - проводятся в помещении, где работают обучающиеся;
  • тематические - по итогом изучения разделов, тем;
  • итоговые – в конце года организуется выставка практических работ обучающихся, организуется обсуждение выставки с участием педагогов, родителей, гостей.

        Создание портфолио является эффективной формой оценивания и подведения итогов деятельности обучающихся.

Портфолио – это  сборник работ и результатов обучающихся, которые демонстрирует его усилия, прогресс и достижения в различных областях. В портфолио ученика включаются фото и видеоизображения продуктов исполнительской деятельности, продукты собственного творчества, материала самоанализа, схемы, иллюстрации, эскизы и т.п.