РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ПУТЕШЕСТВИЕ ПО СТРАНЕ ЭТИКЕ»

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Гимназия №6 имени С.Ф. Вензелева»

 

 

Обсуждено на заседании

Методического совета

Протокол №2

От 5 сентября 2014 год

 

 

Утверждаю

Директор МБОУ Гимназия №6

Г.А. Четверухина

Приказ № 321-п

От 11 сентября 2014 год

 

 

 

 

 

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
 

«ПУТЕШЕСТВИЕ ПО СТРАНЕ ЭТИКЕ»
 

1-4 классы

 

 

 

ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ НАПРАВЛЕНИЕ

 

 

 

Составитель: Владимирова Светлана Александровна,

учитель начальных классов

 

 

Пояснительная записка

Рабочая программа «Путешествие по стране Этике» разработана на основе требований к результатам освоения ООП НОО МБОУ Гимназия №6, Программы формирования универсальных учебных действий на уровне начального общего образования, составлена на основе программы А. И. Шемшуриной «Этическая программа в начальных классах».

      Кризис человечности, захвативший все слои населения, является следствием, за которым стоит причина – дефицит духовности общества и человека. Поэтому важнейшим объектом познания в школе должен быть человек, его мировосприятие, отношение к самому себе, окружающим людям, природе. Приоритетной целью российской системы образования является личностное, познавательное, общекультурное развитие учащихся. Личность ученика становится центром внимания педагогики.

Актуальность и социальная значимость курса «Путешествие по стране Этике» состоит в том, что он призван помочь растущему человеку в постижении норм человеческих и отношений и на их основе искать путь самовоспитания, саморазвития.

 

Общая характеристика курса.

Тематическая программа реализует общекультурное направление внеурочной деятельности

Цель программы: освоение обучающимися  норм нравственного отношения к миру, людям, самим себе.

Задачи:

• развивать духовное единство между обучающимися и учителем, устанавливать

взаимное доверие;

• предоставить возможности обучающемуся проявить себя и свое отношение к окружающему миру;

• научить  обучающихсявсматриваться в мир, людей, которые рядом, учить строить с ними отношения;

• прививать обучающимся стремление к постоянному познаванию, убеждать, что каждый может объявить войну своему невежеству.

Вся информация теоретического характера дается либо в виде игры, где обучающиеся сами ищут ответы на вопросы темы, либо в виде работы с таблицами-плакатами. Навыки, которые должны приобрести обучающиеся , появляются в процессе разыгрывания ситуационно-ролевых игр по заданиям игровых карточек.

Важное значение при изучении этического курса имеет специально организованная игровая деятельность на занятиях, использование приема обыгрывания учебных заданий, создания игровых ситуаций.

Режим занятий обусловлен нормативно-правовой базой общеобразовательной, ориентированной на обучение детей младшего школьного возраста.

Основные формы работы на занятии: сюжетно-ролевые игры; просмотр мультфильмов; посещение выставочных залов и музеев; культпоходы, экскурсии; конкурсы, викторины; этические беседы; инсценировки; проблемно-ценностная дискуссия;  праздники.

 

Описание места курса в плане внеурочной деятельности

Программа курса внеурочной деятельности «Путешествие по стране Этике» реализуется в рамках общекультурного направления, рассчитана на четыре года для обучающихся 1-4 классов.          На реализацию курса отводится 1 час в неделю (1 класс – 33 часа в год, 2 класс – 34 часа в год, 3 класс – 34 часа в год, 4 класс – 34 часа в год).

Описание ценностных ориентиров содержания программы

Содержание программы раскрывает правила нравственного поведения и тот внутренний механизм, который определяет их сущность (потребность выполнять правила на основе понимания их необходимости; мотивация поведения, поступка, т.е. желание, стремление делать людям добро и не причинять зла, неудобства, неприятности). Развитие нравственного сознания младшего школьника идёт от класса к классу в следующей логике:

1 класс. Развитие способности увидеть нравственную ситуацию. Осознание нравственных правил как ориентира поступка: ситуация – поведение – правило; от правила – к поведению. Оценка нравственных поступков.

2 класс: Внутреннее принятие правил и норм нравственного поведения. Стремление к выполнению норм. Переход от социального контроля (учитель, родители, дети) к самоконтролю. Формирование у детей понимания, что их нравственное взросление идёт от поступка к нравственным качествам на основе правил.

3 класс. Ознакомление с внутренней сутью нравственного поступка – мотивом. Обучающиеся  подводятся к пониманию ответственности за выбор поведения, ознакомлению с нравственными качествами человека, формирующимися на основе поведения по нравственным нормам.

4 класс. Систематизация, обобщение работы по осмыслению мотивов поведения, качеств личности, нравственного выбора. Норма как стимул нравственного поведения и опора торможения нежелательных (безнравственных) действий.

 

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения программы курса внеурочной деятельности

Реализация программы внеурочной деятельности предполагает достижение следующих результатов.

Формирование универсальных учебных действий

Личностные универсальные учебные действия:

– ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;

– знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;

– развитие этических чувств – стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения;

– эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им.

Обучающийся получит возможность для формирования:

– морального сознания на конвенциональном уровне, способности к решению моральных дилемм на основе учета позиций партнеров в общении, ориентации на их мотивы и чувства, устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям;

– эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия.

Регулятивные универсальные учебные действия

– принимать и сохранять учебную задачу;

– учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;

– планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;

– адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;

– вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата, использовать запись (фиксацию) в цифровой форме хода и результатов решения задачи, собственной звучащей речи на русском, родном и иностранном языках.

Познавательные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

– осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), открытого информационного пространства, в том числе контролируемого пространства Интернета;

– строить сообщения в устной и письменной форме;

– осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков.

Коммуникативные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

– адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой коммуникации;

– допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;

– учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

– формулировать собственное мнение и позицию;

– договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов.

 

Содержание курса

Программа состоит из 4 крупных разделов:

Раздел 1. «Знакомство с этикой», 1-й класс.

Раздел 2. «Путешествие в этику отношений с окружающим миром», 2-й класс.

Раздел 3. «Премудрости дедушки Этикета», 3-й класс.

Раздел 4. «Добрыми делами славен человек», 4-й класс.

На протяжении каждого года обучения присутствуют 4 составные части:

1. Этика общения.

2. Этикет.

3. Этические нормы отношений с окружающими.

4. Этика отношений в коллективе.

 

 

 

Раздел 1. «Знакомство с этикой»

1-й класс

Часть 1. Этика общения (7 часов)

Любимые сказки. Объяснение пословицы «Доброе слово, что ясный день». Волшебные слова. Игра «Волшебный цветик-семицветик». От улыбки станет всем светлей. Разговор о вежливости. Игра «Вежливо – невежливо». Анализ поступков.

Небольшие сценки-загадки. Мексиканская сказка «Вежливый кролик». Сказка Л. Н. Толстого «Белка и волк».

Личная гигиена. Игра «В сказочной стране будильника». Режим дня. Конкурс о предметах туалета в виде загадок, пословиц, стихов. Обсуждение предварительно нарисованных рисунков. Правила поведения на улице. Беседа об уважении. Разыгрывание сценок. Золотое правило этики. Применение правила. Узнай себя. Путешествие в сказку: на маленькой полянке, у озера, в райском уголке, подводном царстве.  Этика общения. Рассказ В. Осеевой «Кто наказал его?». Беседа. Игра  «Волшебный цветик-семицветик». Урок-сюрприз. Игры. Чаепитие.

Часть 2. Этикет (8 часов)

Из истории правил этикета. Правила этикета. Решение задач по культуре поведения. Повседневный этикет. Разбор ситуаций. Стихотворение С. Михалкова «Одна рифма». А. Барто «Почему телефон занят». Ответы на вопросы. Игра

«Можно – нельзя». Правила хорошего тона. Знакомство с книгой А. Гольдниковой «Хорошие манеры в рисунках и примерах». Работа с картинками. Сценки-миниатюры.Этикет за столом. Игра «Любимые блюда». Продолжение сказки об этикете. Выставка детских рисунков. Знакомство с таблицами о правильном поведении за столом. Продолжение сказки об Этикете. Практическое занятие за столом. Игра «Волшебное зеркало».

Часть 3. Этика отношений с окружающими (9 часов)

Золотое правило этикета. Игра с доброй феей. Игра с пословицами. Демонстрация иллюстраций к путешествию. Прием свитка. Прием нахождения пословицы по ее частям. Игра «Лепесток». Этика отношения к труду. Создание живой картины. Этика отношения к живой природе. Карта мест отдыха. Стихотворения о родине. Песня «С чего начинается родина?». Рисунки о любимом месте. Знакомство с репродукциями, музыкальными произведениями о природе. Игра «На лужайке». Народные изречения о природе. Толерантность в общении. Выставка рисунков. Пословицы и поговорки

разных народов. Игра-праздник в форме хоровода. Этика отношений в семье. Стихотворения Лившица «Разговор»,       Е. Благининой «В тишине». Собирательный образ мамы. Концерт детей. Выставка рисунков. Поделки.

Часть 4. Этика отношений в коллективе (9часов)

Этика отношений в коллективе. Правила для всех. «Уважая человека,уважаешь себя». Игры «Собери букет», «Прополка сорняков». Сочинение песенки.Этика отношений с друзьями. Работа на листочках «За что наказали» и «За что поощрили». Игра «Светофор». Рассказ В. Осеевой «Долг».

О дружбе мальчиков и девочек. Знакомство с рассказом Е. Пермяка «Надёжный человек».

О мудрости и доброте. Создание книги мудрости.  Итоговое занятие. Игры. Песни. Собирание лепестков.

 

 

Раздел 2. «Путешествие в этику отношений с окружающим миром»

2-й класс

Часть 1. Этика общения (7 часов)

Разговор о вежливости. Что значит быть воспитанным? От улыбки станетвсем теплей.

Разговор о доброте и смелости. Путешествие в сказку А. Волкова «Волшебник Изумрудного города». Конкурс рисунков о путешествии друзей к Гудвину.

Заочное путешествие в выставочный зал. Выставка рисунков о добре.Беседа о добре, добрых поступках. Чтение отрывка из сказки А. Волкова «Волшебник Изумрудного города». Раскрытие правила «Поступай всегда так, как бы ты хотел, чтобы поступали по отношению к тебе».

Урок-сюрприз, урок общения. Объяснение пословицы «Делу – время, потехе – час». Изготовление значка «Вежливость». Работа в группах. Выставка значков для школы вежливости. Разговор о доброжелательности и равноправии в отношениях. Заучивание волшебного правила «Чего вдругом не любишь, того и сам не делай».

Часть 2. Этикет (8 часов)

Беседа «Что такое этикет?» Путешествие по лабиринту этикетных правил. Решение задач по культуре поведения. Объяснение пословицы: «Уважая человека – уважаешь себя». Путешествие в страну Этикета. Практическое занятие за столом. Разыгрывание сценок с действующими лицами – сказочными героями. Игра «Концерт для именинников».

Разбор этикетных ситуаций в форме «Экзамен». Формулирование правил этикета.

Знакомство с правилами этикета в магазине. Разыгрывание ситуаций. Знакомство с правилами этикета в транспорте. Игра «Светофор». Практическое занятие по правилам дорожного движения. Знакомство с правилами поведения в лесу, на лугу, речке. Путешествие на лесную полянку. Новогодний праздник.

Часть 3. Этика отношений с окружающими (9 часов)

Этика отношений с окружающими. Игровая программа «Хоровод вокруг елки». Составление предложения «Подари другому радость». Беседа на тему «Кому и как мы можем дарить радость». Путешествие на полянку к старичку-лесовичку и гномику Пыху. Сказка С. Маршака «Двенадцать месяцев». Знакомство с правилами создания хорошего настроения. Беседа «От чего зависит настроение».

Беседа о доброте. Подарок старичку-лесовичку и гномику Пыху. Создание газеты. Дискуссия на тему «Какой домик нужно построить гномику Пыху и старичку-лесовичку».

Практическое занятие «Наш общий дом».Занятие в виде праздника. Концерт для мам. Выставка рисунков и поделок.

Фотогалерея «Мой самый лучший друг». Беседа «Кого я могу назватьсвоим лучшим другом». Советы-пословицы о добре. Добрый совет другу. Итоговое занятие по теме «Этика отношений с окружающими». Письмо гномику Пыху и старичку-лесовичку.

Часть 4. Этика отношений в коллективе (10 часов)

Беседа «Как провели каникулы». Общеколлективнаяцветопись настроения. Беседа о том, как можно улучшить настроение. Песня «Настоящий друг». Как правильно советовать. Игра. Разговор с волшебным зеркальцем:

«Свет мой, зеркальце, скажи, да всю правду доложи. Что мне посоветуют ребята в классе?»

Сбор советов для мальчиков и для девочек. Составление требований к классному коллективу. Выбор ответственных за выполнение этих советов. Путешествие к дедушке Этикету. Практическая работа по составлению своего разговора.

Экскурсия в парк, лес, в процессе которой вырабатываются правила поведения в лесу. Коллективная деятельность, в процессе которой каждый ребенок должен проявить себя. Даря свои умения, знания, таланты, мысли коллективу.

Беседа о работе за год по курсу «Этическая грамматика». Обучающиеся выражают свои впечатления и пожелания приемом свитка, которые после прочтения помещаются в газету. Оформление газеты. Итоговое занятие. Игры. Песни. Собирание лепестков.

 

Раздел 3. «Премудрости дедушки Этикета»

3-й класс

Часть 1. Этика общения (8 часов)

Значение слова «здравствуйте». Проявление доброжелательного отношения к каждому. Встреча с феей Добра. Есть страна, где хозяйничает фея Зла. Она сделала так, что люди разучились беречь друг друга. В этой стране все печально и

трудно. Фея Добра учит быть вежливыми, внимательными, уважительными, доброжелательными, благодарными.

Добрые слова. Работа по «превращению» слов. Жадность заменяется щедростью, зависть – доброжелательностью, расположенностью, добродушием. Грубость – нежностью, лаской, снисходительностью. Жестокость – жалостью,

сочувствием и т. д.

Учимся видеть добрые поступки вокруг. Разучивание песни кота Леопольда о добрых делах. Соединение добрых слов и поступков в единую цепочку. Высказывания детей, особенно о тех, кого не всегда любят и замечают в классе, всего того хорошего, чего он заслужил. Дополнение этих характеристик учителем. Запись этих высказываний на магнитофон – это память для ребят. Чтобы быть приятными окружающим и себе, надо соблюдать определенные правила. Главное из них – проявлять уважение к другому человеку: уметь видеть его настроение и считаться с ним, поддержать интерес, считаться с желанием другого, уступать ему. Интересы детей. Подчеркнуть, как интересно в классе, когда каждый имеет свою изюминку, и всем от этого хорошо.

Устраивается общий праздник общения, где каждый дарит коллективу подарок: выдумку, песенку, рассказ… .

Часть 2. Этикет (7 часов)

Этикет – свод правил поведения человека в разных жизненных ситуациях. Постижение этой мудрости, чтобы достойно жить среди людей. Этикет за столом. Коллективное чаепитие. Обыгрывание ситуаций поведения за столом.

Школьные правила этикета. Разыгрывание сценок поведения в раздевалке, встреча с классом, поведение в столовой, на уроке. Дети импровизируют ситуации. Правила поведения в общественных местах: на улице, в магазине, транспорте, театре, музее, библиотеке. Как решать семейные проблемы, чтобы не произошла ссора, не было крика, нравилось быть дома. Речевой этикет. Дети импровизируют, передавая разговор у «костра» воображаемых героев. Речь должна быть полноводной, как река, ничто не должно мешать ее течению, засорять ее поток.

Классный «огонек» с праздничным столом.

Часть 3. Этика отношений с окружающими (10 часов)

Душа – это наше творение. Рисование любимого сказочного героя, наделенного теми качествами, какими хочет обладать ребенок. Обсуждение ситуаций: «Я плачу, когда…», «Я смеюсь, когда…», «Я радуюсь, когда…». Душевные силы могут изменить жизненные ситуации: чтобы не остаться одиноким, добро украшает мир, делает его разнообразнее. Волшебные двери сердца – двери добра и доверия. Любимые песни детей. Рисование любимых героев песен. Выставка рисунков.

Я среди людей. Размышление о главном в человеке. Все мы разные, у каждого свое мироощущение и представление о жизни. Каждый человек индивидуален. Вглядываясь в себя и в других, мы задумываемся о хорошем и плохом.

Помоги понять себя. Диалог, в котором дети раскрываются друг перед другом: где живет, с кем проводит время, какая семья, что больше всего любит делать дома, что интересно, что не любит и т. д. О настоящем и поддельном. Настоящее – это то, что реально существует и влияет на наши чувства, поступки, жизнь. И это не только все живое: люди,

животные, природа, но и понятия, которые определяют наше отношение ко всему окружающему.

Этикет отношений в семье. Часто ли всей семье собираемся и обсуждаем общие и наболевшие проблемы? Тепло дома должно согревать всех его обитателей. Поздравление мам. Приглашаем мам, бабушек, сестер, дарим им тепло и

подарки. Выставка рисунков «Портрет моей мамы, бабушки, сестры». Цветы – это живое воплощение, отклик родины на наше чувство, живая ниточка, связывающая нашу жизнь с местом, где мы родились. Итоговое занятие – праздник весны и песни.

Часть 4. Этика отношений в коллективе (9 часов)

Этика отношений в коллективе. Постановка задачи: преодолеть все плохое в коллективе. Каждый намечает свой путь, каждый сам себе дает задание в этом пути. И радость тоже общая. Как жить в коллективе, будучи очень разными? Что считать хорошим в коллективе, что плохим? Рассматривание сходных позиций к другим людям, друг к другу. Качества, которыми надо обладать, чтобы считаться твоим другом, заслужить твое уважение, вызвать симпатию.

Подарок коллективу. Секретные советы девочкам и мальчикам. Вопросник отдельно для мальчиков и девочек, заполнение секретных карточек. При обсуждении заполняется общий «свиток».

Скажи себе сам. Каждый пробует написать, чем он доволен в самом себе, а чем нет, и почему. Задание на будущее и цель, как достичь намеченное. Путешествие по лабиринту мудрых откровений, которые помогли нам

лучше понять себя, других, стать строже к себе и добрее, снисходительнее к другим, помогли стать умней и добрей.

Заключительный праздник со всеми элементами этической направленности.

 

Раздел 4. Добрыми делами славен человек

4-й класс

Часть 1. Этика общения (7 часов)

Этика общения. Решение нескольких педагогических задач, в которых рассматриваются качества людей: гордость, скромность, достоинство. Вывод: в проявлениях человека, его поведении проступают нравственные качества характера, то есть различные формы поведения, поступки характеризуют человека как личность.

Умение быть самим собой. Совесть воспитать трудно. А обманывать легко. Тем упорнее необходимо бороться за чистоту этого важнейшего свойства души. Рассматривание понятий «гражданин», «гражданственность», «гражданская активность». Определение своей роли в жизни школы, класса, в любом действовании во имя блага или радости других – шаг гражданина. Труд воспитывает человека, а плоды его труда украшают жизнь. Не случайно говорят: «Где нет труда, сады там не цветут». Труд – это не только физическая работа. Трудиться приходится карандашом над книгой… воспитание себя – тоже труд. Вальс – школьный танец. Роль вальса в школьной жизни. Девиз: «Не жди,

когда тебе устроят праздник, будь активным его устроителем!». Приглашение к зеркалу. Каждый задает волшебный вопрос: «Ну-ка, зеркальце, скажи, да всю правду доложи…», зеркало должно быть доброжелательным и тактичным.

Часть 2. Этикет (8 часов)

Рассматривание истории русского этикета. Нормы этикета складывались постепенно в результате отбора из правил поведения в области культуры взаимоотношений людей. Стиль поведения. Разобраться, что же должно и что не должно быть свойственно стилю поведения воспитанного человека. Работа с пословицами. Придумывание системы отношений в коллективе. Отбор наиболее важных советов в этике поведения для мальчиков и для девочек. Обыгрывание: у девочек и мальчиков по свитку, в которые они записывают свои советы. Высказывание впечатлений о незнакомом человеке по фотографии. Убеждение в том, что в мерке о любом человеке должна присутствовать доброжелательность. Ролевые игры. Речевой этикет. Умение разговаривать – искусство весьма не простое.

Каждый человек несет ответственность за произнесенное слово. Бестактное слово – угроза здоровью, так как оно больно ранит, угроза мирным отношениям, начало взаимных обид и ссор. Этикет за столом. Обсуждение необходимости сервировки праздничного стола, умения вести себя за столом. Организация стола общими усилиями. Закрепление навыков этикета. Доброта и доброжелательность. Доброта – глубокое и широкое понятие – чуткость, отзывчивость, деликатность по отношению к другим людям, а доброжелательность – составная часть доброты.

Часть 3. Этика отношений с окружающими (9 часов)

Этика отношений с окружающими. Изречения, пословицы на тему добра. Назначение человека – творить добро. Призыв: «Люди Земли, мыслите, думайте, творите Добро!» Думай хорошо, и мысли созреют в добрые поступки. Жизнь предлагает разные ситуации, и очень важно думать, как поступить. Суметь защитить свое человеческое достоинство. Противостоять злу, несправедливости, наказать зло – добрый поступок, требующий большого мужества. Необходимо защищать доброе и в себе, и в других. Решительно давать отпор злу. Этикет отношений в семье. Ролевые игры. Как избежать проявления в семье лени, грубости, несдержанности, капризов, претензий. Повседневные обязанности – это капли, из которых сливается море человеческого долга. Любите матерей. Отчего грустнеют мамины глаза? Как сократить минуты грусти, печали, душевных огорчений наших мам? Разыгрывание ситуаций. Анкета «Насколько вы знаете своих мам». «Огонек», посвященный мамам. Разговор о воевавших и отстоявших нашу родину от бед и невзгод. Любовь, как и доброта, должна быть активной, проявлять себя. Самая чистая, действенная и светлая любовь – это любовь к матери и к родине. Умей быть щедрым, установить разницу между «быть щедрым» и «быть добрым». Любовь и забота о других – вот основа человеческой щедрости. Ролевые игры. Праздник благодарности.

Добрыми делами славен человек. Работа с изречениями. Для осмысления себя – анкета с целью увидеть и откликнуться на хорошее, остановиться, подумать, чтобы знать, куда и как двигаться дальше.

Часть 4. Этика отношений в коллективе (10 часов)

Расскажи мне обо мне. Проведение по сложившейся традиции. На базе сказки об охотнике прийти к выводу, что вместе, в коллективе, где один за всех и все за одного – надежно, радостно, легко. Подарок коллективу. Коллективная деятельность, в которой проявляется, как сложились отношения детей, подведение итогов навыков этического поведения.

Товарищество, солидарность, единство, общность интересов, общие дела – основа отношений в детском коллективе.

Нормы этического отношения мальчиков и девочек. Работа с таблицей требований к мальчикам и девочкам. Каждый аргументирует свое согласие или несогласие с пунктами таблицы. Не хуже других. Ролевые игры. Работа с изречениями. Принцип: покупаю, добываю. Костьми ложусь, а захватываю только для того, чтобы выглядеть «не хуже людей», – очень опасный принцип. Скажи себе сам. Написать пять нравственных качеств, важных для человека. Напротив каждого – собственная оценка себя. Ролевые игры. Разговор за круглым столом. Обмен мнениями, суждениями, знаниями в поисках общего решения проблемы. Достойный человек не тот, у кого нет недостатков, а тот, у кого есть достоинство. Наметить путь достижения и обретения своего достоинства.

 

Тематическое планирование с определением основных видов деятельности обучающихся

1-й класс-33 часа

Название темы

Основные знания

Виды деятельности

Этика общения (7 часов)

 

1

1

Доброе слово, что ясный день

Правила вежливости и красивых манер;

Познавательная беседа. Игра

2

2

Если вы вежливы.

Правила вежливости и красивых манер;

Познавательная беседа. Игра

3

3

Да здравствует мыло душистое.

Правила гигиены, соблюдение порядка на своем рабочем месте, содержание  в чистоте свои книги и тетради;

Игра. Конкурс. Рисунки.

4

4

Когда идешь по улице.

 Правила поведения в общественных местах

Познавательная беседа. Ролевые игры .Практическое занятие на улицах города.

5

5

Узнай себя

Уважение к  себе, вера в свои силы и творческие возможности, признавая это право и за другими

Путешествие в сказку. Конкурсы.

6

6

Нам счастья не сулит обида чья-то.

 «Золотые  правила» в общении с другими;

Рассказ. Беседа. Игра.

7

7

Подарок коллективу.

Правила вежливости

Урок-сюрприз.Игра.

Этикет (8 часов)

8

1

Простые правила этикета

Правила вежливости

Беседа. Решение задач.

9

2

Повседневный этикет.

Понятия «этика» и «этикет»;

 

Ответы на вопросы. Игра.

10

3

Веселые правила хорошего тона.

«Золотые правила» в общении с другими

Работа с картинками. Сценки- миниатюры.

11

4

Сказка об этикете.

Правила вежливости

Познавательная беседа. Игра.

12

5

Продолжение сказки об этикете.

Правила вежливости

Познавательная беседа. Игра.

13

6

Путешествие в страну этикета.

Правила поведения в общественных местах

Познавательная беседа. Игра. Посещение библиотеки.

14

7

Просим к столу.

Правила этикета за столом, правила поведения в общественных местах

Познавательная беседа. Ролевые игры. Практическое занятие в столовой гимназии.

15

8

Просим к столу.

Правила этикета за столом, правила поведения в общественных местах

Познавательная беседа. Ролевые игры. Практическое занятие в столовой гимназии.

Этика отношений с окружающими (9 часов)

16

1

Путешествие в волшебную сказку.

Правила вежливости

Познавательная беседа. Игра. Конкурсы.

17

2

Я могу быть волшебником.

Правила вежливости

Познавательная беседа. Игра.

18

3

Маленькое дело лучше большого безделья.

Заповеди

Познавательная беседа. Игра. Инсценировка. Работа в группах.

19

4

Любимый уголок родной Отчизны.

Правила поведения в общественных местах

Познавательная беседа. Игра. Поход к памятным местам города.

20

5

У каждого героя свои герои.

 «Золотые  правила» в общении с другими

Познавательная беседа. Посещение краеведческого музея.

21

6

Мы соберем большой хоровод.

«Золотые  правила» в общении с другими

Познавательная беседа. Игра.

22

7

Я люблю маму милую

мою.

Правила вежливости и красивых манер

Познавательная беседа.

Игра.

23

8

Поздравляем наших мам.

Правила вежливости и красивых манер

Праздник.

24

9

Люби все живое.

Сострадание животным, не обижать их;

Посещение выставочного зала. Беседа.

Этика отношений в коллективе (9 часов)

25

1

Если радость на всех одна.

«Золотые  правила» в общении с другими

Познавательная беседа. Игра, Работа в группах.

26

2

Мой класс-мои друзья.

Правила вежливости и доброжелательности

 

Познавательная беседа. Игра.

27

3

Самолюб никому не люб.

Придерживаться «золотого правила» в общении с другими

Познавательная беседа. Игра. Путешествие по станциям.

28

4

Поиграем и подумаем.

«Золотые  правила» в общении с другими

Познавательная беседа. Игры на свежем воздухе.

29

5

О дружбе мальчиков и девочек.

Правила вежливости и доброжелательности

 

Познавательная беседа. Игра. Конкурсы.

30

6

Путешествие в мир добрых мыслей.

«Золотые  правила» в общении с другими

Познавательная беседа. Игра. Просмотр мультфильма.

31

7

Доброта, что солнце.

Правила вежливости и доброжелательности

 

Познавательная беседа. Праздник.

32

8

Доброта, что солнце.

Правила вежливости и красивых манер

Познавательная беседа. Праздник.

33

9

Доброта, что солнце.

Правила поведения в общественных местах

Познавательная беседа. Праздник.

 

2-й класс-34 часа

 

Название темы

Основные знания

Виды деятельности

Этика общения (7 часов)

 

1

1

Если песни петь с ними веселей.

Правила поведения в общественных местах

Познавательная беседа. Игра

2

2

Добрым жить на белом свете радостно.

«Золотые  правила» в общении с другими

Путешествие в сказку. Конкурс рисунков.

3

3

Добро творить себя –веселить.

Правила поведения в общественных местах

Посещение выставочного зала. Рисунки.

4

4

Подумай о других.

Придерживаться «золотого правила» в общении с другими

Познавательная беседа. Чтение отрывка из сказки. Инсценировка.

5

5

Подарок коллективу.

Правила вежливости и красивых манер

Урок-сюрприз Игра..

6

6

Делу-время, потехе-час..

Заповеди и правила этикета;

Работа с пословицами. Практическая работа. Работа в группах.

7

7

Чего вдругом не любишь, того и сам не делай..

«Золотые  правила» в общении с другими

Познавательная беседа. Игра.

 

Этикет (8 часов)

8

1

По правилам этикета.

Правила вежливости и красивых манер;

Беседа. Путешествие по лабиринту этикетных правил. Решение задач. Инсценировка.

9

2

Приглашаем к столу.

Этикет за столом, правила поведения в общественных местах

Практическое занятие. Разыгрывание ситуаций.Игра.

10

3

Вот школа, дом, где мы живем.

 «Золотые правила» в общении с другими

Сценки- миниатюры.

11

4

Вот магазин, куда идем.

«Золотые правила» в общении с другими

Познавательная беседа. Разыгрывание ситуаций. Посещение магазина.

12

5

Дороги, транспорт, пеший путь.

Правила поведения в общественных местах

Познавательная беседа. Игра. Практическое занятие на улицах города.

13

6

Лес, речка, луг, где можно отдохнуть.

Правила поведения в общественных местах

Путешествие на лесную полянку.

 

14

7

Лес, речка, луг, где можно отдохнуть.

Правила поведения в общественных местах

Путешествие на лесную полянку

15

8

В гостях у Вежи.

Правила поведения в общественных местах

Праздник.

Этика отношений с окружающими (9 часов)

16

1

Подари другому радость.

«Золотые правила» в общении с другими

Познавательная беседа. Игра.

17

2

От чего зависит настроение.

Заповеди и правила этикета

Познавательная беседа. Игра.

18

3

Не стесняйтесь доброты своей.

Заповеди и правила этикета

Познавательная беседа. Игра.

19

4

Мой дом- моя семья.

«Золотые правила» в общении с другими

Дискуссия.

20

5

В труде человек хорошеет.

Доброжелательность

Познавательная беседа. Практическое занятие.

21

6

Все на белом свете солнышкины дети.

Уважение себя, вера в свои силы и творческие возможности, признавая это право и за другими

Путешествие в сказку. Просмотр мультфильма.

 

22

7

Поздравляем наших мам

«Золотые правила» в общении с другими

Праздник. Рисунки.

23

8

Со взрослыми и сверстниками.

Доброжелательность

Познавательная беседа. Игра. Работа с пословицами.

24

9

Цени доверие других.

Заповеди и правила этикета

Познавательная беседа. Путешествие на детский остров.

Этика отношений в коллективе (10 часов)

25

1

Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались.

Доброжелательность

Познавательная беседа. Игра.

26

2

Советуем друг другу.

Уважение себя, вера в свои силы и творческие возможности, признавая это право и за другими

Познавательная беседа. Просмотр отрывка сказки.

27

3

Общее и особенное для мальчиков и девочек.

«Золотые правила» в общении с другими

Познавательная беседа. Игра.

 

28

4

Поговорил бы кто со мной.

Уважение себя, вера в свои силы и творческие возможности, признавая это право и за другими

Путешествие в весенний парк. Практическая работа.

29

5

Путешествие по осеннему лесу.

Правила поведения в общественных местах

Экскурсия

30

6

Подарок коллективу.

Доброжелательность

Урок-сюрприз

31

7

Делаем газету.

Уважение себя, вера в свои силы и творческие возможности, признавая это право и за другими

Познавательная беседа. Игра.

32

8

Доброта, что солнце.

Быть доброжелательными

Праздник

33

9

Подарок коллективу.

Правила поведения в общественных местах

Урок-сюрприз

34

10

Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались.

Правила этикета

Познавательная беседа. Игра.

             

 

3 класс-34 час.

Название темы

Основные знания

Форма деятельности

Этика общения (8 часов)

 

1

1

Здравствуйте все!

Значение слова «здравствуйте».

«Золотые правила» в общении с другими

Познавательная беседа. Игра

2

2

Будем беречь друг друга.

Тактичность и доброжелательность в общении;

Путешествие в сказку. Инсценировка. Решение педагогических задач.

3

3

Дружим с добрыми словами.

«Золотые правила» в общении с другими

Познавательная беседа. Игра

4

4

Любим добрые поступки.

Различение добра и зла, правильная оценка поступкам литературных героев, умение мысленно ставить себя в аналогичную ситуацию;

Познавательная беседа. Разучивание песни.

5

5

Подари слово и дело доброе.

 Тактичность и доброжелательность в общении

Путешествие в сказку.

6

6

Умеем общаться.

Положительные моральные качества в достойном поведении, поступках.

Рассказ. Беседа. Игра.

 

7

7

Каждый интересен.

Золотые правила» в общении с другими

Познавательная беседа. Игра.

 

8

8

Подарок коллективу.

Правила вежливости

Урок-сюрприз. Игра.

Этикет (7 часов)

9

1

Премудрости дедушки Этикета.

Понятия «этика» и «этикет»;

Беседа. Решение задач.

10

2

За столом с дедушкой Этикетом.

Этикет за столом, правила поведения в общественных местах

 Познавательная беседа. Игра.

11

3

Школьные правила этикета.

Правила школьного этикета, правила поведения в общественных местах

Работа с картинками. Сценки-миниатюры.

12

4

Когда рядом много людей

Золотые правила» в общении с другими

Познавательная беседа. Игра. Практическое занятие на улицах города.

13

5

Как решать семейные проблемы.

Положительные моральные качества в достойном поведении, поступках.

Познавательная беседа. Игра

14

6

Чистый ручеек вашей речи.

Разговор по телефону, соблюдение правила этикета;

–уважение чужого  мнения, будучи несогласным с ним;

Познавательная беседа. Игра

15

7

Встречаем Новый год.

Правила вежливости

Классный «огонек»

 

Этика отношений с окружающими (10 часов)

16

1

Душа-это наше творение

Тактичность и доброжелательность в общении

Познавательная беседа. Игра. Рисование сказочных героев.

17

2

Отворите волшебные двери добра и доверия.

Придерживаться «золотого правила» в общении с другими

Познавательная беседа. Игра.

18

3

Хорошие песни к добру ведут.

Краткое содержание прочитанных на уроках притч и сказок в подтверждение своих нравственных убеждений;

Познавательная беседа. Рисование

19

4

Вглядись в себя, сравни с другими.

Уважение чужого  мнения, будучи несогласным с ним;

Познавательная беседа. Игра.

20

5

Помоги понять себя

Положительные моральные качества в достойном поведении, поступках.

Познавательная беседа.

21

6

О настоящем и поддельном

Положительные моральные качества в достойном поведении, поступках.

Познавательная беседа. Игра.

 

22

7

Тепло родного дома.

Правила вежливости

Выставка рисунков. Сочинение «Мой дом».

23

8

Поздравляем наших мам.

Тактичность и доброжелательность в общении

Праздник.

24

9

Цветы, цветы-в них родины душа.

 Положительные моральные качества в достойном поведении, поступках.

Познавательная беседа. Посещение памятных мест в городе.

25

10

Когда солнце тебе улыбается.

Уважение чужого  мнения, будучи несогласным с ним;

Праздник. Игра, Песни.

Этика отношений в коллективе (9 часов)

26

1

Чтобы быть коллективом.

Соблюдать правила вежливости

Познавательная беседа. Игра

27

2

Коллектив начинается с меня.

Пословицы о дружбе, верности данному слову, доброте, благодарности;

Познавательная беседа. Игра.

28

3

Подарок коллективу.

Тактичность и доброжелательность в общении

Урок-сюрприз. Игра.

29

4

Секретные советы девочкам и мальчикам.

Положительные моральные качества в достойном поведении, поступках.

Познавательная беседа. Игра

30

5

Скажи себе сам.

Уважение чужого  мнения, будучи несогласным с ним;

Сочинение «Скажи себе сам»

31

6

Вот и стали добрей и умней.

Положительные моральные качества в достойном поведении, поступках.

Путешествие по лабиринту мудрых откровений. Игра.

32

7

Школе посвящается.

 Воспитанный человек;

Праздник

33

8

Скажи себе сам.

Уважение чужого  мнения, будучи несогласным с ним;

Познавательная беседа. Игра

34

9

Подарок коллективу.

Тактичность и доброжелательность в общении

Урок-сюрприз. Игра.

 

4 класс-34 час.

Название темы

 

Форма деятельности

Этика общения (7 часов)

 

1

1

Оглянись внимательно вокруг.

 Совесть как основа нравственности;

 

Познавательная беседа. Решение педагогических задач.

2

2

Умение быть самим собой.

Положительные моральные качества в достойном поведении, поступках

Познавательная беседа. Игра.

3

3

Что достойно гражданина

Положительные моральные качества в достойном поведении, поступках

Познавательная беседа. Игра

4

4

Даже будни труд может сделать праздничными днями.

Афоризмы;

О пользе терпения, выдержки, умения предвидеть последствия своих поступков;

Познавательная беседа. Работа с пословицами.

5

5

Праздник школьного вальса.

Тактичность и доброжелательность в общении

Путешествие в сказку.

6

6

Умеем общаться.

Тактичность и доброжелательность в общении

Рассказ. Беседа. Игра. Просмотр мультфильма.

7

7

Умеем общаться.

Тактичность и доброжелательность в общении

Рассказ. Беседа. Игра. Просмотр мультфильма

Этикет (8часов)

8

1

«Обычай-деспот меж людей» А.С. Пушкин

Нормы этикета складывались постепенно в результате отбора из правил поведения в области культуры взаимоотношений людей

Беседа. Решение задач.

 

 

9

2

Твой стиль поведения

Стиль поведения. Разобраться, что же должно и что не должно быть свойственно стилю поведения воспитанного человека.

Познавательная беседа. Работа с пословицами.

 

10

3

Твой стиль поведения

Стиль поведения. Разобраться, что же должно и что не должно быть свойственно стилю поведения воспитанного человека

Познавательная беседа. Работа с пословицами.

 

11

4

Мальчики. Девочки.

Тактичность и доброжелательность в общении

Познавательная беседа. Игра.

12

5

Поиграем и подумаем.

Золотые правила» в общении с другими

Познавательная беседа. Ролевые игры. Игры на свежем воздухе.

13

6

Когда какое слово молвить.

Речевой этикет Разговор– искусство весьма не простое.

Познавательная беседа. Игра

14

7

За общим столом.

Этикет за столом. Обсуждение необходимости сервировки праздничного стола, умения вести себя за столом.

Познавательная беседа. Ролевые игры.

15

8

Доброта и доброжелательность.

Что такое доброта и доброжелательность.

Познавательная беседа.

 

Этика отношений с окружающими (9 часов)

16

1

Поспешай делать добро

(народ Мудрость)

. Изречения, пословицы на тему добра. Назначение человека – творить добро

Познавательная беседа. Игра. Подарок первоклассникам.

17

2

«Думай хорошо и мысли созреют в добрые поступки» Л.Н. Толстой

Разница  между «быть щедрым» и «быть добрым

Познавательная беседа. Игра.

18

3

Родительский дом

Тактичность и доброжелательность в общении

Познавательная беседа. Ролевые игры .Рисование

19

4

Любите ваших матерей.

Положительные моральные качества в достойном поведении, поступках

Познавательная беседа. Разыгрывание ситуаций. Анкетирование.

20

5

Поздравляем наших мам

Положительные моральные качества в достойном поведении, поступках

Праздник.

 

 

21

6

О  тех, кто сердце отдал людям.

Уважение к родителям, старшим, сверстникам и младшим;

Познавательная беседа. Посещение краеведческого музея.

22

7

Умей быть щедрым.

Разница между «быть щедрым» и «быть добрым

Познавательная беседа. Ролевые игры.

23

8

Праздник благодарности.

Положительные моральные качества в достойном поведении, поступках

Праздник.

24

9

Добрыми делами славен человек

Положительные моральные качества в достойном поведении, поступках

Познавательная беседа. Посещение городского выставочного зала.

Этика отношений в коллективе (10 часов)

25

1

Расскажи мне обо мне

Положительные моральные качества в достойном поведении, поступках

Познавательная беседа. Игра

26

2

Присмотритесь друг к другу

Уважение к родителям, старшим, сверстникам и младшим;

Путешествие в сказку. Игра.

27

3

Подарок коллективу.

Золотые правила» в общении с другими

Урок-сюрприз. Игра.

28

4

Я, ты, мы.

Золотые правила» в общении с другими

Познавательная беседа. Игра

29

5

О дружбе мальчиков и девочек.

Тактичность и доброжелательность в общении

Познавательная беседа.

30

6

Не хуже других

Уважение себя, вера в свои силы и творческие возможности, признавая это право и за другими

Познавательная беседа. Ролевые игры. Работа с изречениями.

 

31

7

Скажи себе сам

Уважение себя, вера в свои силы и творческие возможности, признавая это право и за другими

Познавательная беседа. Ролевые игры.

32

8

Храни достоинство свое повсюду, человек!

Уважение себя, вера в свои силы и творческие возможности, признавая это право и за другими

Разговор за круглым столом

33

9

Подарок коллективу

Тактичность и доброжелательность в общении

Познавательная беседа. Игра.

34

10

Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались.

Заповеди и правила этикета

Познавательная беседа. Игра.

 

Описание учебно-методического  и материально технического обеспечения курса

Учебно-методическое обеспечение.

1. Белопольская, Н. А. Азбука настроения: Развивающая эмоционально-коммуникативная игра [Текст] / Н. А. Белопольская. – М.: Просвещение,1998. – 100 с.

2. Богданова, О. С. Содержание и методика этических бесед с младшими школьниками [Текст] / О. С. Богданова. – М.: Просвещение, 1982.

3. Богусловская, Н. Е., Веселый этикет [Текст] / Н. Е. Богусловская, Н. А. Купина. – Екатеринбург: АРД ЛТД, 1998.

4. Буйлова, Л. Н. Современные педагогические технологии в дополнительном образовании детей [Текст] / Л. Н. Буйлова. – М. : ЦРСДОД, 2000.

5. Горбунова, Н. А. Классные часы [Текст] / Н. А. Горбунова. – Волгоград :Учитель АСТ, 2004.

6. Косачёва, И. П. Нравственное развитие младшего школьника в процессе обучения и воспитания [Текст] / И. П. Косачёва. – М. : Издательство «АРКТИ», 2005. – 62 с.

7. Костылёва, О. Г. Учись быть вежливым [Текст] / О. Г. Костылёва, И. Г. Лукина. – М.: Чистые пруды, 2006.

8. Кульневич, С. В. Современный урок : научно-практ. пос. для учителей, методистов / С. В Кульневич, Т. П. Лакоценина. – Ростов н/Д : Изд-во «Учитель», 2006. – Часть 1.

9. Кульневич, С. В. Совсем не обычный урок:практ. пос. для учителей / С.В. Кульневич, Т. П. Лакоценина. – Ростов н/Д : Изд-во «Учитель», 2001.

10. Лихачева, Л. Уроки этикета в рассказах, картинках и задачках / Л. Лихачева. – Екатеринбург: Средне-Уральское изд-во, 1996.

11. Максимова, Т. Н. Классные часы. 1 класс / Т. Н. Максимова. – М. :Вако, 2009.

12. Малкова, Ю. Умный читатель. Через игру к совершенству / Ю. М. Малкова. – М. : Лист, 1999.

13. Ожегов, С. И. Словарь русского языка / С. И. Ожегов. – М. : Русский язык, 1986.

14. Пахомова, О. А. Добрые сказки. Этика для малышей / О. А. Пахомова. – М.: Книголюб, 2006. – 88 с.

15. Пятак, С. В. Расту культурным: для детей 4–5 лет: в 2 ч. / С. В. Пятак. – М.:Эксмо, 2010.

16. Русские народные сказки Афанасьева / Л.:Лениздат, 1983.

17. Сказка как источник творчества детей : пособие для педагогов дошкольного учреждения / М. : Гуманит. изд. центр «ВЛАДОС», 2001.

18. Симановский, А. Э. Развитие творческого мышления детей : популярное пособие для родителей и педагогов / А. Э. Симановский. – Ярославль:Гринго,1996.

19. Смирнов, Н. А. Этика и этикет младших школьников / Н. А. Смирнов. – М.: пособие для учителей и родителей учащихся начальных классов, Школьная Пресса, 2000.

20. Сухомлинский, В. А. Хрестоматика по этике / В. А. Сухомлинский. – М.: Педагогика, 1990.

21. Шемшурина, А. И. Этическая грамматика в начальных классах. В помощь учителю. Части 1–2 / А. И. Шемшурина. – М. : Школа-Пресс, 1999.

22. Шорыгина, Т. А. Беседы об этике с детьми 5–8 лет / Т. А. Шорыгина. – М.: ТЦ «Сфера», 2010.

23. Энциклопедия этикета / СПб: Мим-Экспресс, 1996.

24. Этикет от А до Я для взрослых и детей / М.: Издательство «АСТ», 1998.

25. Я познаю мир. Детская энциклопедия. Этикет во все времена / М: Издательства: «Астрель», «Олимп», «АСТ», 2000.

 

Список литературы для обучающихся

1. Андреев, Ф. В. Золотая книга этикета / Ф. В. Андреев. – М.: «Вече», 2004.

2. Барто, А. Л. В театре / А. Л. Барто. – М. :Худож. литература, 1985.

3. Волков, А. М. Волшебник Изумрудного города / А. М. Волков. – Кемерово : Кн. изд-во, 1989.

4. Линдгрен, А. Малыш и Карлсон: пер. со шведск. Л. З. Лунгиной / Вступ. ст. Л. З. Лунгиной; ил. Р. В. Давыдова. – М. : Правда,1985.

5. Лихачева, Л. Уроки этикета в рассказах, картинках и задачках / Л. Лихачева. – Екатеринбург: Средне-Уральское изд-во, 1996.

6. Маршак, С. Я. Вот какой рассеянный / С. Я. Маршак. – М.: Малыш, 1991.

7. Маяковский, В. В. Что такое хорошо и что такое плохо / В. В. Маяковский. – М.: Малыш, 1985.

8. Милн, А. А. Винни-Пух и все-все-все : пер. со шведск. Л. З. Лунгиной / вступ. ст. Л. З. Лунгиной; ил. Р. В. Давыдова. – М.: Правда, 1985.

9. Некрасов, А. С. Приключения капитанаВрунгеля: Повесть. Рассказы : для сред.шк. возраста / А. С. Некрасов. – Ф. :Адабият, 1990.

10. Осеева, В. А. Волшебное слово / В. А. Осеева. – М.: Детская литература, 1986.

11. Пятак, С. В. Расту культурным: для детей 4–5 лет: в 2 ч. / С. В. Пятак. – М.:Эксмо, 2010.

12. Русская народная сказка. Лиса и Журавль. – М.: Малыш, 1991.

13. Сорокина, Г. И. Детская риторика в рассказах, стихах, рисунках  Г. И. Сафонова, И. В. Сафонова и др. – М.: Просвещение, 2000.

14. Титкова, Т. В. Как принимать гостей / Т. В. Титкова. – М.: Издательская группа АСТ., 2004

15. Толстой, Л. Н. Волк и собака / Л. Н. Толстой. – М.:Худож. литература, 1985.

16. Чуковский, К. И. Федорино горе / К. И. Чуковский. – М.: Малыш, 1991.

17. Чуковский, К. И. Мойдодыр / К. И. Чуковский. – М.: Малыш, 1992.

18. Чуковский, К. И. Телефон / К. И. Чуковский. – М.: Малыш, 1975.

19. Чуковский, К. И. Краденое солнце / К. И. Чуковский. – М.:Худож. литература, 1994.

20. Шалаева, Г. П. Как себя вести? / Г. П. Шалаева. – М.: Издательская группа АСТ, 2010.

21. Шалаева, Г. П. Как вести себя в гостях / Г. П. Шалаева. – М.:Издательская группа АСТ, 2010.

22. Шалаева, Г. П. Как вести себя дома / Г. П. Шалаева. – М: Издательская группа АСТ, 2010.

23. Шалаева, Г. П. Как вести себя в школе / Г. П. Шалаева. – М.:Издательская группа АСТ, 2010.

24. Ягодинский, В. Н. Как себя вести (практический курс культурного поведения) / В. Н. Ягодинский. – М. : 1991.

25. Я познаю мир. Детская энциклопедия. Этикет во все времена: Издательства: «Астрель», «Олимп», «АСТ», 2000.

 

Материально-техническое обеспечение

  1. Компьютер
  2. Проектор
  3. экран

 

Планируемые результаты изучения курса:

Реализация программы внеурочной деятельности предполагает достижение следующих результатов.

Первый уровень результатов –обучающиеся должны знать о моральных нормах и правилах нравственного поведения, в том числе об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями, носителями разных убеждений,

представителями различных социальных групп.

Для достижения данного уровня результатов необходимо сформировать позитивное отношение обучающихся к занятиям этической грамматикой и к этическим нормам взаимоотношения с окружающими.

Второй уровень результатов – получение обучающимися опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества.

Для достижения данного уровня результатов необходимо:

– воспитать взаимоотношения обучающихся на уровне класса, то есть дружественной просоциальной среды, в которой каждыйобучающийся  получает практическое подтверждение приобретенных знаний и начинает их ценить;

–обучающиеся должны получить опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами.

Третий уровень результатов – получение обучающимися опыта самостоятельной общественной деятельности, ощущение себя гражданином, социальным деятелем, свободным человеком.

Для его достижения необходимо сформировать навык взаимодействия обучающихся с представителями различных социальных субъектов, в том числе за пределами образовательного учреждения, в открытой общественной среде.

С переходом от одного уровня результатов к другому существенно возрастают воспитательные эффекты:

• на первом уровне воспитание приближено к обучению, при этом предметом воспитания как учения являются не столько научные знания, сколькознания о ценностях;

• на третьем уровне создаются необходимые условия для участия обучающихся в нравственно ориентированной социально значимой деятельности.

Переход от одного уровня воспитательных результатов к другому должен быть последовательным, постоянным.

В результате реализации настоящей программы могут быть достигнуты  следующие воспитательные результаты:

• начальные представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения;

• нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами;

• неравнодушие к жизненным проблемам других людей, сочувствие к человеку, находящемуся в трудной ситуации;

• способность эмоционально реагировать на негативные проявления в детском обществе и обществе в целом, анализировать нравственную сторону своих поступков и поступков других людей;

• уважительное отношение к родителям, старшим, заботливое отношение к младшим;

• знание традиций своей семьи и образовательного учреждения, бережное отношение к ним.

Занятия по данной программе будут способствовать достижению планируемых результатов.

В результате изучения курса к концу 1 класса обучающиеся должны

знать:

– отличие понятий «этика» и «этикет»;

– правила вежливости и красивых манер;

– заповеди и соответствующие притчи;

уметь:

– уважать себя, верить в свои силы и творческие возможности, признавая

это право и за другими;

– соблюдать этикет за столом, вести себя достойно в общественных местах;

– придерживаться «золотого правила» в общении с другими;

– быть доброжелательными;

– соблюдать заповеди;

– сострадать животным, не обижать их;

– придерживаться режима дня, уметь организовать свой труд дома;

– быть опрятными, соблюдать порядок на своем рабочем месте, содержать в чистоте свои книги и тетради;

– не забывать дома школьные принадлежности, книги, тетради, необходимые для уроков по расписанию.

В результате изучения курса к концу 2 класса обучающиеся должнызнать:

– требования этикета к устному и письменному приглашению и общению с гостями;

– заповеди и правила этикета;

– о доброте и жестокости, уважительном отношении к старшим и высокомерии, отраженном в сказках («Преданный друг» О. Уайльда, «Мешок яблок» В. Сутеева, «Девочка, наступившая на хлеб» Г. X.Андерсена);

– афоризмы;

уметь:

– исполнять заповеди;

– соблюдать этикет в театре, кино, музее, на выставке, улице;

– выполнять общение;

– написать приглашение, встречать гостей, развлекать их, правильно вести себя в гостях, дарить и принимать подарки;

– исполнять ментальную зарядку как один из способов самоконтроля в самовоспитании.

В результате изучения курса  к концу 3 класса обучающиеся должнызнать:

– ранее изученные заповеди и афоризмы;

– каким должен быть воспитанный человек;

– требования этикета к разговору, в том числе к разговору по телефону;

– краткое содержание прочитанных на уроках притч и сказок в подтверждение своих нравственных убеждений;

– пословицы о дружбе, верности данному слову, доброте, благодарности;

– правила вежливого отказа, несогласия, обращения к разным людям;

уметь:

– соблюдать правила вежливости и красивых манер;

– на практике применять методы самовоспитания и самоконтроля;

– разговаривать по телефону, соблюдая правила этикета;

– уважать чужое мнение, будучи несогласным с ним;

– проявлять тактичность и доброжелательность в общении;

– быть сострадательными к чужому горю;

– не обижать животных и птиц;

– различать добро и зло, давать правильную оценку поступкам литературных героев, уметь мысленно ставить себя в аналогичную ситуацию;

– проявлять положительные моральные качества в достойном поведении, поступках.

В результате изучения курса к концу 4 класса обучающиеся должнызнать:

– правила этики и культуры речи;

– требования к манерам, чем отличается корректное поведение от галантного;

– об источниках наших нравственных знаний;

– о совести как основе нравственности;

– заветы предков. «Поучение» В. Мономаха;

– стихотворения о родине (на выбор);

– афоризмы;

– о пользе терпения, выдержки, умения предвидеть последствия своих поступков;

уметь:

– различать хорошие и плохие поступки;

– воплощать свои этические знания в повседневном поведении, привычках;

– уважительно относиться к родителям, старшим, сверстникам и младшим;

– исполнять заповеди;

– давать правильную оценку поступкам литературных героев и сверстников, мысленно ставить себя в аналогичную ситуацию.