РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ТЕАТРАЛЬНАЯ СТУДИЯ»

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Гимназия №6 имени С.Ф. Вензелева»

 

 

Обсуждено на заседании

Методического совета

Протокол №2

От 5 сентября 2014 год

 

Утверждаю

Директор МБОУ Гимназия №6

Г.А. Четверухина

Приказ № 321-п

От11 сентября 2014 год

 

 

 

 

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
 

 

 

«ТЕАТРАЛЬНАЯ СТУДИЯ»
 

 

1-4 классы

 

 

 

ОБЩЕКУЛЬТУРНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ

 

 

 

 

 

Составитель:Сафиуллина Н.З.,

Учитель начальных классов

 

Пояснительная записка

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Театральная студия» разработана на основе требований к результатам освоения ООП НОО МБОУ Гимназия №6, Программы формирования универсальных учебных действий на уровне начального общего образования, составлена на основе авторской программы «Театр» И.А Генераловой.

Программа ориентирована на развитие общей и эстетической культуры обучающихся, художественных способностей и склонностей, носит ярко выраженный креативный характер, предусматривая возможность творческого самовыражения, творческой импровизации.

Данная программа актуальна, поскольку театральная деятельность является способом самовыражения, инструментом решения характерологических конфликтов и средством снятия психологического напряжения. Программа направлена на воспитание обучающихся уровня начального общего образования как жизненно адаптированного человека психологически готового к  различным стрессовым ситуациям, помогает ребенку самосовершенствоваться, используя театральную игру как инструмент. Театральная игра для детей должна стать и  удовольствием, и развлечением, а на самом деле – инструментом решения конфликтов, способствующим взаимопониманию и самораскрытию.

Программа основана на следующем научном предположении: театральная деятельность как процесс развития творческих способностей ребенка является  процессуальной. Важнейшим в детском творческом театре является процесс репетиций, процесс творческого переживания и воплощения, а не конечный результат.

Особенность данной программы состоит в том, что обучающиеся погружаются  в занятия театральным творчеством естественно, без принуждения они попадают в мир  музыки, слова, литературы, живописи, хореографии и т.д. при этом рождается сотворчество, так как театр – это коллективный вид творчества, в котором нужно  общаться, вместе решать возникающие творческие проблемы.

 

Общая характеристика курса

Одной из идей программы курса «Театральная студия» является постепенное усложнение материала – от игр через импровизации к сценическим постановкам, основанным как на литературном материале, так и на придуманных детьми историях. Большая роль в формировании художественных способностей обучающихся отводится регулярному тренингу, который проводится с учетом возрастных особенностей. Он включает в себя ряд игр, упражнений на развитие внимания, памяти, воображения, чувства ритма и импровизаций на заданные темы.

Цель программы: воспитание и развитие понимающего, умного, воспитанного театрального зрителя, обладающего художественным вкусом, необходимыми знаниями, собственным мнением, создание комфортной эмоциональной среды: для формирования потребности  детей в регулярных занятиях театральной деятельностью; для развития познавательных и  творческих способностей учащихся через искусство художественного слова,  театрализацию, концертную деятельность, практические занятия по сценическому  мастерству.

Задачи:

 - развивать интерес к сценическому искусству;

- развивать зрительное и слуховое внимание, память, наблюдательность, находчивость и фантазию, воображение, образное мышление;

- активизировать познавательный интерес;

- развивать умение согласовывать свои действия с другими детьми;

- воспитывать доброжелательность и контактность в отношениях со сверстниками;

- развивать способность искренне верить в любую воображаемую ситуацию, превращать  и превращаться;

- развивать чувство ритма и координацию движения;

- развивать речевое дыхание и артикуляцию;

- развивать дикцию на материале скороговорок и стихов;

- пополнять словарный запас;

- научить пользоваться словами выражающие основные чувства;

- познакомить детей с театральной терминологией;

- воспитывать культуру поведения в театре.

Практическая значимость: изучение данного курса позволит детям получить общее представление о театре, овладеть азами актёрского мастерства, получить опыт зрительской культуры, получить опыт выступать в роли режиссёра, декоратора, художника-оформителя, актёра, научиться выражать свои впечатления в форме рисунка.

Связь с содержанием учебных предметов: данный курс тесно связан с уроками литературного чтения, музыки, хореографии и изобразительного искусства.

Отличительными особенностями и новизной программы является:

 - деятельностный подход к воспитанию и развитию ребенка средствами театра, где школьник выступает в роли то актёра, то музыканта, то художника, на практике узнаёт о том, что актёр – это одновременно и творец, и материал, и инструмент;

    - принцип междисциплинарной интеграции – применим к смежным наукам (уроки литературы и музыки, литература и живопись, изобразительное искусство и технология, вокал и ритмика);

  - принцип креативности – предполагает максимальную ориентацию на творчество ребенка, на развитие его психофизических ощущений, раскрепощение личности.

Программа создана с учётом возрастных особенностей детей 7 – 11 лет (1 – 4 классы).

Программа предусматривает использование следующих форм проведения занятий: игра; беседа; иллюстрирование; изучение основ сценического мастерства; мастерская образа; мастерская костюма, декораций; инсценирование прочитанного произведения; постановка спектакля; посещение спектакля; работа в малых группах; актёрский тренинг; экскурсия;   выступление.

Основные виды деятельности, использующиеся  при работе с обучающимися: театральная игра; ритмопластика; культура и техника речи; основы театральной культуры; создание спектакля.

Описание места курса в плане внеурочной деятельности.

Программа курса внеурочной деятельности «Театральная студия» реализуется в рамках общекультурного направления, рассчитана на 4 года обучения на ступени начального общего образования по 1 часу в неделю ( 33 часа в год в 1 классе,  34 часа в год во 2-4 классах).

 

 

Описание ценностных ориентиров содержания курса внеурочной деятельности

 Основным содержанием духовно-нравственного развития, воспитания и социализации являются базовые национальные ценности.

Источниками нравственного развития  обучающихся в рамках курса внеурочной деятельности «Театральная студия» являются следующие ценности:

•          труд и творчество (творчество и созидание, целеустремленность и настойчивость, трудолюбие, бережливость);

•          искусство и литература – красота, гармония, духовный мир человека, эстетическое развитие.

Программа способствует развитию духовно-нравственной культуры обучающихся, воспитывает такие качества как доброта, забота, взаимопонимание, стремление к развитию личности, патриотизм.

 

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения программы курса внеурочной деятельности

Личностные результаты освоение программы курса:.

  • потребность сотрудничества со сверстниками,  доброжелательное отношение к сверстникам, бесконфликтное поведение,  стремление прислушиваться к мнению одноклассников;
  • целостность взгляда на мир средствами литературных произведений;
  • этические чувства, эстетические потребности, ценности и чувства на основе опыта слушания и заучивания произведений художественной литературы;
  • осознание значимости занятий театральным искусством для личного развития

Метапредметными результатами изучения курса  является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

Обучающийся научится:

  • понимать и принимать учебную задачу, сформулированную учителем;
  • планировать свои действия на отдельных этапах работы над пьесой;
  • осуществлять контроль, коррекцию и оценку результатов своей деятельности;
  • анализировать причины успеха/неуспеха, осваивать с помощью учителя позитивные установки типа: «У меня всё получится», «Я ещё многое смогу».

Познавательные УУД:

Обучающийся научится:

  • пользоваться приёмами анализа и синтеза при чтении и просмотре видеозаписей, проводить сравнение и анализ поведения героя;
  • понимать и применять полученную информацию при выполнении заданий;
  • проявлять индивидуальные творческие способности при сочинении рассказов, сказок, этюдов, подборе простейших рифм, чтении по ролям и инсценировании.

Предметные результаты освоения программы курса:

Обучающиеся научатся:

  • читать, соблюдая орфоэпические и интонационные нормы чтения;
  • выразительному чтению;
  • различать произведения по жанру;
  • развивать речевое дыхание и правильную артикуляцию;
  • видам театрального искусства, основам актёрского мастерства;
  • сочинять этюды по сказкам;
  • умению выражать разнообразные эмоциональные состояния (грусть, радость, злоба, удивление, восхищение)

 

Содержание курса.

Программа курса внеурочной деятельности рассчитана на четыре года.

Основные разделы программы курса:

            «Мы играем – мы мечтаем!» Содержание занятий курса: Игры на развитие внимания и воображения.

«Теат»р. Содержание занятий курса:

1 класс: В театре. Как создаётся спектакль. Создатели спектакля: писатель, поэт, драматург. Театральные профессии. Виды театров. Театральные жанры. Музыкальное сопровождение. Звук и шумы.

2 класс: Дорога в театр. В театре. Как создаётся спектакль.

3 класс: Театральные профессии. Бутафор. Реквизитор. Художник-декоратор. Древнегреческий театр.Театр «Глобус». Театр под крышей. Современный театр. Театральный билет. Театр кукол. Музыкальный театр. Цирк. Музыкальное сопровождение. Звуки и шумы. Зритель в зале.

4 класс: Создатели спектакля: писатель, поэт, драматург.Театральные жанры.

 «Основы актёрского мастерства»: Содержание занятий курса: Мимика. Пантомима. Театральный этюд. Язык жестов. Дикция. Интонация. Темп речи. Рифма. Ритм. Искусство декламации. Импровизация. Диалог. Монолог. Театральный этюд. Язык жестов.. Упражнения для развития хорошей дикции. Считалка. Скороговорка. Искусство декламации. Импровизация.

«Просмотр спектаклей в театрах города». Содержание занятий курса:  Просмотр спектаклей в театрах города или видеодисках:           постановок по произведениям К. Чуковского, А. Пушкина, Г. Андерсена, Ш. Перро, И Крылова. Беседа после просмотра спектакля. Иллюстрирование.

«Наш театр». Содержание занятий курса Подготовка школьных спектаклей по прочитанным произведениям на уроках литературного чтения. Работа над спектаклями по произведениям Корнея Чуковского, А. Пушкина, Г. Андерсена, Ш. Перро, И.А. Крылова. Изготовление костюмов, декораций.

 

 

 

 

 

Тематическое планирование с определением основных видов деятельности обучающихся

1 класс -33 часа

Раздел

Основные темы раздела

Основные знания

Виды деятельности

Раздел: «Мы играем – мы мечтаем!» (10 часов)

1-10

Игры на развитие внимания и воображения

Навыками коллективного общения, концентрация внимание, воображение, общение с партнером, фантазия

Игровая-познавательная

 Раздел «Просмотр спектаклей в театрах города» (8 часов)

11-16

Просмотр спектаклей по произведениям К.И. Чуковского в театрах или видеодисках: «Муха-цокотуха»,  «Тараканище», «Айболит», «Бармалей», «Мойдодыр», «Чудо-дерево». Сюжет произведения. Образ героя. Характеристика героя.

Опыт переживания, позитивного отношения к ценностям, приобретение социальных знаний, сюжет, образ героя, характеристики героев: внешность, костюм, речь.

Познавательная, проблемно-ценностное общение

17-18

Беседа после просмотра спектакля. Иллюстрирование.

Получение опыта переживания, понимания сюжета и взаимодействия героев

Познавательная

Раздел «Наш театр» (15 часов)

19-33

Инсценирование сказок Корнея Чуковского. «Муха-Цокотуха», «Тараканище»,«Айболит». Отчётные спектакли.

Умение держать себя на сцене, читать по ролям, красиво и правильно говорить, развитие исполнительных и индивидуальных способностей

Художественное творчество, социальное творчество

 

2 класс -34 часа

Раздел

Основные темы раздела

Основные знания

Виды деятельности

Раздел «Театр» (6 часов)

1

Дорога в театр

Знание театральных студий в городе, театральной терминологии: премьера, спектакль, сцена, артисты, антракт. Владение культурой поведения в театре

Познавательная

2-4

В театре. Культура поведения.

Владение культурой поведения в театре. Знание театральных студий в городе, театральной терминологии: премьера, спектакль, сцена, артисты, антракт

Познавательная и проблемно-ценностное общение

5-6

Как создаётся спектакль

Знание сюжета, определение главных действующих лиц, умение строить диалог между героями, постановка четкой и грамотной речи, работа над дикцией

Проблемно-ценностное общение

Раздел «Основы актёрского мастерства» (5 часов)

7-11

Мимика. Пантомима.

Умение выражать характер героя и настроение через мимику и жесты, образно выражать свои мысли, способность человеческого тела, выражать свои чувства и настроение

Познавательная и проблемно-ценностное общение. Упражнения на развитие мимики. Понтомимы.

Раздел «Просмотр спектаклей в театрах  или видеодисках» (5 часов)

12-14

Просмотр спектаклей  по произведениям А. Пушкина,  Д. Родари, Дядюшки Римуса в театрах или видеодисках. «Сказка о рыбаке и рыбке». «Чиполлино и его друзья».«Приключения Братца Кролика и Братца Лиса»

 

Оценка героев, получение опыта переживания, развитие мотивации личности ребенка к познанию и творчеству, приобщение к общечеловеческим ценностям

Познавательная

15-16

Беседа после просмотра спектакля. Иллюстрирование.

Умение анализировать поступки героев и выражать через рисунок свое восприятие

Познавательная и проблемно-ценностное общение

Раздел «Наш театр» (18часов)

17-22

Работа над спектаклем по сказке А.С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке».

Умение определять положительного и отрицательного героя, устанавливать взаимодействие героев через поступки, владение голосов и темпом речи

Художественное творчество, проблемно-ценностное общение

23-28

Работа над спектаклем по  сказкам-миниатюрамДж. Родари. Отчётный спектакль.

 

Умение держаться на сцене, взаимодействовать с героями, знание сюжета, постановка голоса и темпа речи

Художественное творчество и социальное творчество

29-34

Работа над спектаклем по сказкам Дядюшки Римуса. Отчётный спектакль.

Умение держаться на сцене, взаимодействовать с героями, знание сюжета, постановка голоса и темпа речи

Художественное творчество и социальное творчество

 

 

3 класс – 34 ч.

Раздел

Основные темы раздела

Основные знания

Виды деятельности

Раздел «Театр» (15 часов)

 

1-3

Театральные профессии. Бутафор. Реквизитор. Художник-декоратор.

Знание художественной мастерской: работы декоратора, костюмера, сценографа. Знание назначения бутафорий и реквизита в спектакле 

Познавательная

 

4

Древнегреческий театр.

Знание истории возникновения древнегреческого театра

Познавательная

 

5

Театр «Глобус»

Знание особенности театра времен У.Шекспира

Познавательная

 

6

Театр под крышей

Знание особенностей тетра 19 века

Познавательная

 

7

Современный театр

Знание устройства зрительного зала, владение театральной терминологией: сцена, авансцена, рампа, партер, ложа, балкон

Познавательная

 

8

Театральный билет

Знание правил посещения театра

Познавательная

 

9

Театр кукол

Знание истории появления кукол

Познавательная

 

10-11

Музыкальный театр

Умение определять различные виды музыкальных спектаклей

Познавательная

 

12-13

Цирк

Знание истории появления цирка в нашей стране, сходство и различие циркового представления и спектакля

Познавательная

 

14

Музыкальное сопровождение. Звуки и шумы

Умение различать звуки и шумы в жизни и на сцене

Познавательная

 

15

Зритель в зале

Умение     выстраивать общение со зрителями с учетом  возрастных особенностей

Художественное творчество, проблемно-ценностное общение

 

Раздел «Просмотр спектаклей в театрах или видеодисках» (5 часов)

 

16-18

Просмотр спектаклей в театрах или видеодисках.«Кот в сапогах».«Золушка».«Сказки Андерсена».

 

Умение оценивать героев, получение опыта переживания, развитие мотивации личности ребенка к познанию и творчеству, приобщение к общечеловеческим ценностям

Познавательная

 

19-20

Беседа после просмотра спектакля. Иллюстрирование.

Умение анализировать поступки героев и выражать через рисунок свое восприятие

Познавательная

 

Раздел «Основы актёрского мастерства» (4 часа)

 

21-24

Театральный этюд

Использование этюдов в различных видах искусства

Познавательная, постановка театральных этюдов.

 

Раздел «Наш театр»

 

25-29

Работа над спектаклем по сказкам Ш. Перро. Отчётный спектакль.

Умение держаться на сцене, взаимодействовать с героями, знание сюжета, постановка голоса и темпа речи

Художественное творчество, проблемно-ценностное общение

 

30-34

Работа над спектаклем по сказкам Г.Х. Андерсена. Отчётный спектакль.

Умение держаться на сцене, взаимодействовать с героями, знание сюжета, постановка голоса и темпа речи

Художественное творчество, проблемно-ценностное общение

 

           

4 класс – 34 часа

Раздел

Основные темы раздела

Основные знания

Виды деятельности

Раздел «Театр» (4 часа)

1-2

Создатели спектакля: писатель, поэт, драматург.

Знание истории создателей спектакля

Познавательная

3-4

Театральные жанры

Знание театральных видов жанра: драма, комедия, трагедия

Познавательная

Раздел «Основы актёрского мастерства» (16 часов)

5

Язык жестов

Умение использования жестов в общении между людьми и профессией актера

Познавательная

6-8

Дикция. Упражнения для развития хорошей дикции

Умение правильно произносить звуки, использовать тембр и темп речи

Познавательная

9-10

Интонация

Использование правильной интонации для создания образа

Проблемно-ценностное общение

11-12

Темп речи

Использование правильного темпа речи для создания образа

Познавательная

13

Рифма

Умение находить и сочинять рифму в словах

Познавательная

14

Ритм

Постановка правильного ритма речи

Познавательная

15

Считалка

Знание особенностей считалки и ее применение в постановках

Познавательная

16

Скороговорка

Знание особенностей скороговорки и ее применения в постановках

Познавательная

17

Искусство декламации

Умение представлять себя на сцене

Познавательная

18

Импровизация

Умение импровизировать

Познавательная

19

Диалог. Монолог

Умение различать диалог от монолога

Познавательная

Раздел «Просмотр спектаклей в театрах или видеодисках» (4 часа)

21-24

Просмотр спектаклей в театрах или видеодисках. Беседа после просмотра спектакля.

  1. «Сказки Пушкина».
  2. «Басни дедушки Крылова».

Умение входить в образ, взаимодействовать с героями, держаться на сцене, использование правильного темпа речи

Познавательная, социальное творчество

Раздел «Наш театр» (10 часов)

25-28

Работа над спектаклем по басням И.А. Крылова. Отчётный спектакль.

 

Умение входить в образ, взаимодействовать с героями, держаться на сцене  и воздействовать на зрителя

Художественное творчество и социальное творчество

29-34

Работа над спектаклем по сказкам А.С Пушкина. Отчётный спектакль.

Умение входить в образ, работать с текстом, взаимодействовать с героями, воздействовать на зрителя

Художественное творчество и социальное творчество

         

 

Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения курса

Материально-техническое обеспечение:

  • Музыкальный центр;
  • музыкальная фонотека;
  • аудио и видео кассеты;
  • СД– диски;
  • костюмы, декорации, необходимые для работы над созданием театральных постановок;
  • элементы костюмов для создания образов;
  • пальчиковые куклы;
  • сценический грим;
  • видеокамера для съёмок и анализа выступлений.
  • электронные презентации «Правила поведения в театре»

Информационно-методическое обеспечение:

  1. Генералова И.А. Программа курса «Театр» для начальной школы  Образовательная система «Школа 2100»
  2. Альтшуллер А.Я.Театр прославленных мастеров: Очерки истории Александрийской сцены. – Л., 1968.
  3. Аникеева Н.П. Воспитание игрой: Книга для учителя. – М.: Просвещение, 1987.
  4. Бояджиев Г.Н. от Софокла до Бреста за сорок театральных вечеров. – М.,1969.
  5. Брянцев А.А. Воспоминания. Статьи. – М., 1979.
  6. Гиппиус С.В. Гимнастика чувств. Тренинг творческой психотехники. – Л – М.: Искусство, 1967.
  7. Горчаков Н.М. Режиссёрские уроки Станиславского. М., 1952.
  8. Захава Б.Л. Мастерство актёра и режиссёра. – М., 1978.
  9. Кнебель М.О. Поэзия педагогики. – М., 1984.
  10. Кристи К. Воспитание актёра школы Станиславского.- М., 1968.
  11. Новицкая Л.П. Тренинг и муштра. – М., 1968.
  12. Станиславский К.С. Работа актёра над собой // Собр.соч. – Т.2. – М., 1954.
  13. Товстоногов Г.А. Зеркало сцены. – Т. – 1-2. – Л., 1980.
  14. Товстоногов Г.А. О профессии режиссёра. – М., 1968.
  15. Чистякова М.И. Психогимнастика. – М.: Просвещение, 1990.
  16. Эфос А.В. Профессия: режиссёр. – М., 1979.

Ссылки на Интернет-ресурсы: Ганелин Е.Р. Программа обучения детей основам сценического искусства «Школьный театр». http://www.teatrbaby.ru/metod_metodika.htm;Похмельных А.А. Образовательная программа «Основы театрального искусства». youthnet.karelia.ru/dyts/programs/2009/o_tea.doc

 

                                                                                         Планируемые результаты изучения курса

Воспитательные результаты работы по данной программе внеурочной деятель­ности  можно оценить  по трём уровням.

Результаты первого уровня (Приобретение школьником социальных знаний):  Овладение способами самопознания, рефлексии;  приобретение социальных знаний о ситуации межличностного взаимодействия; развитие актёрских способностей.

Результаты второго уровня (формирование ценностного отношения к социальной  реальности): Получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, культура)

Результаты третьего уровня (получение  школь­ником опыта самостоятельного общественного  действия): школьник может приобрести опыт общения с представителями других социаль­ных групп, других поколений, опыт самоорганизации, организации совместной деятельности с другими детьми и работы в команде; нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами.