Рекомендации по организации и проведению экскурсий

Рекомендации по организации и проведению экскурсии в курсе «ОРК и СЭ»

 

Андреева Е.Ю., заместитель

директора по УМР, МБОУ Гимназия №6, г. Междуреченск

            Формируя у обучающихся мотивацию к осознанному нравственному поведению, в соответствии с целями курса, мы должны:

·         знакомить обучающихся с основами религиозных культур, в том числе с основами православной культуры;

·         обобщать знания обучающихся о духовной культуре;

·         развивать способность обучающихся к общению в много конфессиональной среде.

            Одной из форм работы, в соответствии  с поставленными задачами, является экскурсия в храм. Экскурсия в храм, в соответствии с культурологическим подходом, направлена на формирование у младших школьников представления о религиозной культуре — духовном богатстве,   и о религиозной культуре — образе жизни, обычаях, традициях и верованиях определенного сообщества.

            Экскурсия  по жанру — небольшое путешествие, призванное конкретизировать  программный материал, расширять кругозор обучающихся. Экскурсия в храм подчеркивает  современность религиозной культуры. Сам Храм должен быть воспринят обучающимися как пространство, аккумулирующее нравственные ценности религиозного учения — не только как объект, имеющий культурно-историческую ценность, но и как сообщество людей, следующих этому учению.

            Экскурсия в храм — это и возможность знакомства с церковным искусством, которое выражает нравственные ценности. Изобразительный язык произведений несет свою специфику,  поэтому является  малопонятным (и для ребенка, и для взрослого несведущего  человека) Экскурсия в храм дает возможность увидеть произведение церковного искусства в контексте храмовой жизни, что позволяет понять символику  произведения.

            Учитель обращает внимание обучающихся на внешний и внутренний вид храма. Экскурсию в храме чаще всего проводит представитель храма, поэтому при подготовке к экскурсии целесообразно заранее обговорить тематику встречи, исходя из программы курса, ее продолжительность, возраст и количество детей.

            При организации и проведении экскурсии, преподаватель должен руководствоваться  локальным актом, регулирующим экскурсионно-образовательную деятельность педагогов в рамках курса «ОРКиСЭ». Для проведения экскурсии требуется письменное согласие родителей, согласие  представителей религиозных организаций.

            Ответственность учителя за жизнь, здоровье и безопасность  детей при осуществлении экскурсионного маршрута закрепляется, как и сам экскурсионный маршрут, приказом по ОУ. Поэтому учитель должен сам предварительно оценить безопасность  условий в том месте, куда отправляется с детьми (ремонт, пожарные выходы, туалет). Перед экскурсией  с обучающимися должен быть проведен инструктаж по правилам поведения в дороге и в храме.

            Правила поведения в храме должны быть доведены до сведения обучающихся либо непосредственно перед экскурсией, либо  на одном из уроков. Они должны содержать рекомендации по внешнему виду. Обратите внимание детей на то, где размещаются в храме мужчины и женщины, что люди в храме не сидят, а стоят, что даже со знакомыми  в храме здороваются только молчаливым поклоном, что не надо толпиться в притворе, заграждая проход. Укажите на неуместность в храме посторонних разговоров, громких разговоров, шуток, любопытства, рассматривания людей. Объясните, почему в храме женщина закрывает голову платком.

            Важным элементом экскурсии как образовательного события является организация работы школьников с рабочим листом участника экскурсии.  С листом обучающиеся знакомятся перед экскурсией. После экскурсии — заполняют его. Работа с листом направлена на осмысление обучающимся цели экскурсии, помогает «привести в порядок» впечатления  от увиденного, сопоставить, что знал обучающийся из уроков, а что узнал в ходе экскурсии, наметить вопросы, по которым хотел бы получить дополнительную информацию.

            Обучающийся может заполнять лист как самостоятельно, так и после группового обсуждения. Учитель анализирует лист с целью оценить уровень восприятия обучающимися материала экскурсии и объема знаний, полученных в ходе экскурсии. Рабочие листы могут размещаться в материалах портфолио.

            Храм является культовым действующим сооружением, где идут богослужения, а следовательно экскурсионная деятельность или учебно-познавательная деятельность должна быть деликатной и тактичной. Экскурсии рекомендуется проводить 2 раза в год.

Литература

1.      Данилюк А.Я. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур и светской этики (Программы общеобразовательных учреждений, 4-5 класс, - М, Просвещение, 2012 — 24с.

2.      Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур и светской этики. Книга для учителя. 4-5 классы: справочные материалы для общеобразовательных учреждений; под редакцией В.А. Тишкова, ТД. Шапошниковой.-  М, Просвещение, 2012 — 240с.

3.      Арещенко С.В., Реализация образовательных программ духовно-нравственного воспитания в условиях перехода на ФГОС общего образования (Сборник методических рекомендаций КРИПКиПРО), Кемерово, 2012

4.      Левитский А.В., Методологические особенности преподавания комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики»: Учебно-методическое пособие. – Екатеринбург, 2011. – 73 с.

5.      Положение МБОУ «Гимназия №6 имени С.Ф. Вензелева» г. Междуреченска об организации преподавания и контрольно-оценочной деятельности в курсе «Основы религиозных культур и светской этики»