Методы и формы преподавания курса «ОРКиСЭ»

Методы и формы преподавания курса «ОРКиСЭ».

Андреева Е.Ю., заместитель

директора по УМР, МБОУ Гимназия №6, г. Междуреченск

Требование к содержанию курса

Основными ценностями, по поводу которых разворачивается образовательный процесс, являются ценности: Отечество, нравственность, милосердие, миролюбие, долг.

Личностные результаты изучения курса: позитивное отношение к нравственным ценностям, патриотические чувства, начальные формы регуляции эмоционального состояния

Метапредметные результаты: умение сохранять цель, находить эффективные способы достижения результата, умение строить речевое высказывание, навыки смыслового чтения текста, логические умения (сравнивать, обобщать относить к определенной группе понятий) умение участвовать в диалоге, навыки работы в группе.

Предметные результаты: представления о нравственных ценностях, идеале, понимание значение моральных норм во взаимоотношениях людей и общества, осознание значения нравственности и духовности в жизни человека.

В ходе изучения курса создаются условия для развития этических чувств, эмпатии (сопереживания).

Деятельность обучающихся на уроке:

·         знакомятся

·         анализируют: а) жизненные ценности- выбирают нравственные формы поведения; б) морально-этические требования предъявляемые к человеку — излагают свое мнение по поводу значения этических норм;

·         сравнивают явления светской культуры и религиозных традиций;

·         осуществляют поиск и систематизацию необходимой информации.

Методы духовно-нравственного воспитания

по Щукиной Г.И.

1.      Методы формирования СОЗНАНИЯ личности (воздействие на волю, сознание и чувства, метод дилемм и рефлексия).

2.      Методы организации деятельности (формирование опыта общественного поведения)

3.      Методы стимулирования поведения и деятельности (убеждение через нравственное просвещение, внушение через активизацию эмоциональных переживаний)

Формы работы с младшим школьником

·         Рассказ на этическую тему — яркое эмоциональное  изложение конкретных событий, имеющих нравственное содержание. Базируется на внушаемости младшего школьника. Первоначально анализируем чувства, вызванные прослушиванием рассказа, затем устанавливаем смысл моральных оценок, что позволяет усвоить норму поведения. Содержание рассказа должно  соответствовать опыту школьника, должен быть кратким, эмоциональным, к рассказу должна быть наглядность, может быть музыкальное сопровождение. Рассказ может быть в исполнении актера. Задача: произвести долговременное впечатление.

·         Разъяснение — внушение по типу: «Делать нужно так».

·         Этическая беседа — обсуждение знаний, опыта. Должна носить проблемный характер, опираться на реальный опыт, должен участвовать взрослый. Учитель должен помочь ученику прийти к правильному, с нравственных позиций, выводу (использовать парафраз, конкретизацию, намечать «точки роста»). Алгоритм: анализ конкретного факта — оценка — обобщение — вывод.

·         Диспут, дискуссия — в начальной школе используется как прием, направленный на предъявление противоположных взглядов с аргументацией.

·         Притча — иносказательный рассказ, «Слова, направленные в сердце». Имеет познавательную привлекательность, так как должна быть разгадана, понята в результате преимущественно самостоятельнойработы. Притча задает диалог с текстом. Анализ текста притчи под руководством учителя ограничивает собственный процесс осмысления текста. Притчи рекомендуется использовать с 11 лет.

            Роль учителя  - роль организатора работы над притчей. Возможно:

предложить обучающимся  смоделировать ситуацию, в которой могла быть рассказана притча;

передать смысл притчи в 3 — 4 предложениях; составить диалог героев притчи; описать внешность героев притчи; описать место, где происходит действие; завершить вопросы «Что...», «Почему...», «Где...». Вопросы следует составлять в ходе группового обсуждения.

Литература:

1.      Данилюк А.Я. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур и светской этики (Программы общеобразовательных учреждений, 4-5 класс, - М, Просвещение, 2012 — 24с.

2.      Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур и светской этики. Книга для учителя. 4-5 классы: справочные материалы для общеобразовательных учреждений; под редакцией В.А. Тишкова, ТД. Шапошниковой.-  М, Просвещение, 2012 — 240с.

3.      Левитский А.В., Методологические особенности преподавания комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики»: Учебно-методическое пособие. – Екатеринбург, 2011. – 73 с.

4.      Способы организации нравственного воспитания в процессе учебной деятельности:sh14.oskoluno.ru/Level2/kons.html